География нефтяной промышленности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Из них запасы России - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной.

Содержание

1.Введение.
2.Развитие добычи нефти.
2.Причины упадка нефтедобывающей промышленности.
3.Нефтяные базы России. Нефтедобывающие предриятия России.
а). Западно-Сибирская база.
б). Волго-Уральская база.
в). Тимано-Печерская база.
5. Характеристики и преимущества.
6. Развитие и размещение основных нефтепроводов .
7. Экспорт нефти .
8. Заключение.
9. Список литературы .

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Географии эконом..docx

— 42.84 Кб (Скачать документ)

Следовательно,  выделяется  еще  одна   проблема   -   разбалансированность внутреотраслевой структуры нефтяной промышленности.

 

а) Волго-Уральская база

 

Вторая по значению нефтяная  база  -  Волго-Уральская.  Она  расположена  в восточной части Европейской территории  Российской  Федерации,  в  пределах республик   Татарстан,   Башкортостан,   Удмуртия,   а   также    Пермской, Оренбургской,  Куйбышевской,   Саратовской,   Волгоградской   Кировской   и Ульяновской областей. Нефтяные залежи находятся на глубине от 1600 до  3000 м, т.е. ближе к поверхности по сравнению с Западной Сибирью, что  несколько снижает затраты на бурение. Волго-Уральский  район  дает  24%   нефтедобычи страны.

Подавляющую часть нефти  и попутного газа (более 4/5) области  дают  Татария, Башкирия Куйбышевская область.  Значительная  часть  нефти,  добываемая  на промыслах   Волго-Уральской   нефтегазоносной   области,    поступает    по нефтепроводам  на  местные  нефтеперерабатывающие   заводы,   расположенные

главным образом в  Башкирии  и  Куйбышевской  области,  а  также  в  других областях (Пермской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской).

Нефть Восточной Сибири отличается большим разнообразием  свойств  и  состав вследствие многопластовой структуры месторождений.  Но  в  целом  она  хуже нефти Западной Сибири, т.к. характеризуется большим содержанием парафина  и серы,  которая  приводит  к  повышенной  амортизации   оборудования.   Если коснуться особенностей в качестве, то следует выделить республику Коми, где ведется добыча тяжелой нефти шахтным способом, а  также  нефть  Дагестана Чечни и Ингушетии с крупным содержанием смол,  но  незначительным  серы.  В ставропольской нефти много легких фракций, чем она ценна, хорошая  нефть  и на Дальнем Востоке. Итак, почти каждое месторождение, а тем  более  каждый  из  нефтегазоносных районов отличаются своими особенностями  в  составе  нефти,  поэтому  вести переработку, используя какую-либо “стандартную” технологию нецелесообразно. Нужно  учитывать   уникальную   структуру   для   достижения   максимальной эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные области.  Существует  тесная  взаимосвязь  между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал  Советского Союза обусловил появление новой проблемы  -  разрыв  внешних  хозяйственных связей  нефтяной  промышленности.  Россия  оказалась  в  крайне  невыгодном положении, т.к.  вынуждена  экспортировать  сырую  нефть  ввиду  дисбаланса нефтяной  и  нефтеперерабатывающей   промышленности   (максимальный   объем переработки - 240 млн. тонн в год), в то время  как  цены  на  сырую  нефть гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме  того,  низкая  приспособляемость российских заводов, при переходе на нефть,  ранее  транспортировавшуюся  на заводы республик, вызывает  некачественную  переработку  и  большие  потери продукта.

 

 

 

б) Тимано-Печерская база

Третья нефтяная база - Тимано - Печерская. Она расположена в пределах Коми,Ненецкого  автономного округа  Архангельской   области   и   частично   на прилегающих  территориях,  граничит  с  северной  частью   Волго-Уральского нефтегазоносного района.  Вместе  с  остальными  Тимано-Печерская  нефтяная область дает лишь 6%  нефти  в  Российской  Федерации  (Западная  Сибирь  и Уралоповолжье - 94%). Добыча  нефти ведется на  месторождениях  Усинское, Верхнегруьеторское, Памгня, Ярега, Нижняя Омра, Водейское и другие.  Тимано - Печорский район,  как Волгоградская и Саратовская области,  считается достаточно перспективным. Добыча нефти в Западной Сибири сокращается,  а  в Ненецком автономном округе  уже  разведаны  запасы  углеводородного  сырья, соизмеримые с западносибирскими. По оценке американских специалистов, недра арктической тундры хранят 2,5  миллиарда  тонн  нефти.  Сегодня   различные компании уже инвестировали в его нефтяную промышленность 80 млрд.  долларов с целью извлечь 730 млн. тонн нефти,  что  составляет  два  годовых  объема добычи Российской Федерации. Ведутся совместные  разработки  месторождений. Например, СП “Полярное сияние” с участием американской  компании  “Конако”, которое разрабатывает Ардалинское месторождение с запасами нефти более 16 миллионов тонн. В проект инвестировано 375 миллионов долларов,  из  которых 80 миллионов получили 160 российских компаний - поставщиков и подрядчиков. 71 процент всех доходов “Полярного сияния” остается в России,  что делает контракт выгодным не только для иностранцев, но  и  для  жителей  Ненецкого автономного округа, получивших дополнительные  рабочие  места,  и  в  целом всей Российской Федерации.

Теперь, обобщив сказанное  в  данной  главе,  выделим  главную  особенность, проблему размещения нефтедобывающей промышленности России. Частично она уже была рассмотрена - это  сверхвысокая  концентрация  нефтедобычи  в  ведущей

нефтяной базе.  Она  имеет  как  раз  преимущество  для  организации  самой структуры  промышленности,  так  создает  целый  комплекс  проблем,   среди которых, например, сложная экологическая  обстановка  в  регионе.  Особенно выделяется из них проблема дальней и сверхдальней транспортировки  нефти  и попутного газа, обусловленная объективной необходимостью в перевозке  сырья от главного поставщика, восточных районов Российской Федерации, к  главному потребителю - западной ее части.

 

  1. Характеристики и преимущества

 

Нефть не используется в  первоначальном виде, поэтому  нефтеперерабатывающие заводы - основной ее потребитель. Они располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем  продукты  ее  переработки,  которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом  она  из мест  добычи  в  места  потребления  перевозилась  по  железным  дорогам  в цистернах.  В  настоящее  время  большая  часть  нефти  перекачивается   по нефтепроводам и их  доля  в  транспортировке  продолжает  расти.  В  состав нефтепроводов  входят  трубопроводы,  насосные  станции  и  нефтехранилища.

Производительность  в  год  -  90  млн.  тонн  нефти.  По  эффективности  с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами.  Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении  и  резко  снижают  потери  при транспортировке (доставке). Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года.

 

 

 

 

 

  1. Развитие и размещение основных нефтепроводов

 

Первый нефтепровод в  России проложен в 1878 году в  Баку  от  промыслов  до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 -  1907  году  был  построен  самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми  диаметром  200   мм   и   длиной   835   км,   который   продолжает эксплуатироваться и по сей день. . К 1941 году  в эксплуатации  находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов  с суммарной годовой Общая протяженность  магистральных  нефтепроводов  к  1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992  году  в СНГ -  275   тысяч км.  Сеть  магистральных  нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях:  урало-сибирское  (Альметьевск  - Уфа - Омск  -  Новосибирск  -  Иркутск)  длиной  8527  км;  северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на  Рязань  и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева  и далее  нефтепроводом  “Дружба”  с  ответвлением  на  Полоцк  и   Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким  образом,  наибольшей  длиной  обладали нефтепроводы  урало-сибирского  направления,   т.к.   связывали   основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем  (западными  районами  Российской Федерации.

Важность этого направления  сохраняется и в настоящее  время. С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в  Тюменской области  сооружены  слудующие  нефтепроводы:  Узень -  Гурьев  -  Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень,  Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220  мм  и  протяженностью  1844  км, второй нефтепровод “Дружба”. Общая протяженность  нефтепроводов  в  СССР  в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1987 году уже превысила 82 тыс. км. производительностью 7,9 млн. тонн. Развитие нефтепроводного  транспорта

определяется общим состоянием дел в  нефтяной  промышленности,  т.к.  между ними существует неразрывная связь. В  прошлом  формирование  нефтяной  базы между Волгой и Уралом,  намного  улучшив  снабжение  нефтью  центральных  и восточных районов страны, обусловило появление целой системы  магистральных нефтепроводов:

1)    на запад - нефтепровод “Дружба” от Альметьевска  через Куйбышев -

Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию сответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза – Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши;

2)    на юг - Пермь  - Альметьевск; Альметьевск - Саратов;  Ишимбай - Орск.

3)    на восток - Туймазы  - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск;

Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).

Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило  ориентацию  основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.

Важнейшие функции дальнейшего  развития  сети  магистральных  нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:

1)    на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -

Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут -Новополоцк;

2)    на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар Чимкент;

3)    на восток - Александровское  - Анжеро - Судженск.

 

 

 

 

 

  1. Экспорт нефти 

 

Для транспортировки нефти  на запад используются, кроме  того,  трубопроводы Волго - Уральского района восточного направления.

Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск;  Мангышлак  -  Самара;  Ухта  - Ярославль (Тимано - Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск- на-Амуре (Сахалин).

За границу нефть экспортируется также при помощи  трубопроводов  (например, “Дружба”). Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т,  нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена нефти на мировом рынке -  приблизительно  107 долларов за тонну, а мазута -  86  долларов.  Треть  экспорта  сырой  нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан вместе  более 90%).

Остальная часть нефти  направляется в дальнее  зарубежье,  т.е.  в  Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и  Ирландия  вкупе  потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном  выгоден,  однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны  ближнего зарубежья.

В самой же России в  будущем  предусмотрено  создание  региональных  систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако сейчас трубопроводный транспорт периживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Высокая экономичность нефти, целый ряд других технико-экономических  преимуществ, а также растущие потребности  в продуктах нефти влияют на ее положение в топливном балансе  страны и предопределяют ведущее  положение нефтяной промышленности в едином народнохозяйственном комплексе.

Факторами, определяющими  размещение нефтяной являются:

- количество и территориальное  размещение запасов

- качественный состав,

- условие транспортировки,

- объем и структура  потребления,

- затраты на добычу  и переработку,

- уровень развития НТП  по добыче и переработке,

- экологический фактор,

- трудовые ресурсы,

- социальные структуры  населения.

Основными проблемами, требующего немедленного решения, являются:

- освоение малых месторождений  нефти,

- коренное изменение в  структуре управления,

- поиск надежных источников  финансирования, совершенствования  налоговой политики,

- оптимальное размещение  нефтеперерабатывающих предприятий, - создание регионального фонда  накопления,

- решение экологических  проблем, принятие мер (штрафов,  налоговых льгот) по охране  окружающей среды,

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Крюков В.А. Зачем нужна России национальная нефтяная компания // ЭКО. 1999 г. № 4

 

    1. Рачков Б. Эта коварная "нефтяная игла"// Экономика и жизнь. 1998 г.  № 34

 

 

    1. Смирнов А.С. Проблемы нефтянях компаний России // Независимая газета. 1997 г. 25 февр.

 

    1. Иголкин А. Нефть Родины // Наш современник. 1993. №5.

 

 

    1. Крюков В.А. Полные канистры и пустые карманы //ЭКО. 1994. №1.

 

    1. Неверов В. Перспективы нефтяной промышленности  Западной  Сибири  // Деловой мир . 1993. 22 мая.

 

 

    1. Нефть и газ в зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа

 

    1. Салманов Ф., Золотов А. Как выйти из топливного кризиса //Известия 1992. 23 марта.

Информация о работе География нефтяной промышленности РФ