Бедуины. Вольные обитатели пустынь

Автор работы: r******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:53, реферат

Описание

Oбраз бедуина, часто считающегося самой колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

Работа состоит из  1 файл

бедуины.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

    Реферат

    по  предмету:

    Культура  арабских стран

    на  тему:

    Бедуины. Вольные обитатели  пустынь

 

     Оглавление 

 

    Введение

    Арабы - коренное население Ближнего Востока и северной Африки, говорящее на арабском языке и идентифицирующее себя с арабской культурой; арабоязычные номады пустынь, бедуины. Второе значение термина по возрасту старше, поскольку впервые термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников северной Аравии уже в 9 в. до н.э. Первое же значение, более широкое, более применимо к современным реалиям и соответствует практике ее использования большинством арабов.

    Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением  овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов. Кроме того, существует несколько небольших групп, ведущих иной образ жизни. Некоторые арабы живут в деревнях, несколько месяцев в году занимаясь земледелием, а в остальную часть года мигрируют вместе со своими животными. Одна из таких групп – суданские скотоводы баггара. Арабы болот дельты Тигра и Евфрата – рыболовы и охотники; основным занятием жителей прибрежных арабских деревень, особенно на Красном море, является морское рыболовство.

    Слово «Бедуин» происходит от арабского يود‎‎ب badawi - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник».  Обычно этим термином принято называть всё население арабского мира, которое ведёт кочевой образ жизни, независимо от их национальной принадлежности или вероисповедания. По данным современной науки, бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

    В древние времена большинство людей поселялись возле рек, но бедуины предпочитали жить в открытой пустыне. Бедуины в основном проживают в арабских и сирийских пустынях, на Синайском полуострове в Египте и пустыне Сахара в Северной Африке.

    Бедуинские  общины есть во многих странах мира, включая Египет, Сирию, Палестину, Иорданию, Саудовскую Аравию, Йемен и Ирак на Ближнем Востоке, а также Марокко, Судан, Алжир, Тунис и Ливию в  Северной Африке. Точная численность бедуинов неизвестна, поскольку серьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. По приблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.

    Образ бедуина, часто считающегося самой  колоритной фигурой среди арабов, во многом романтизирован европейцами и другими арабами. Многие видят в бедуинах «самых чистых» арабов, вплоть до 20 в. сохранивших неизменным образ жизни своих предков. В реальности же они, как и большинство народов, в ходе своей истории подвергаются непрерывному внешнему воздействию и изменениям.

 

1 Общество бедуинов

 

    Бедуины, говорящие на арабском диалекте кочевых  племен, являются выходцами из Аравийского  полуострова (в основном из Саудовской Аравии), путешествующие по пустыне  в поисках воды и подходящих мест для стоянки. Иногда их путешествие до прибытия в пункт назначения продолжалось несколько дней. Когда-то каждое племя было ответственно за свой участок земли, от которой они получали доход, предоставляя ночлег, еду и безопасность путешественникам и торговым караванам. Как опытнейшие гиды в пустыне, они контролировали торговые пути и сопровождали караваны.

    Бедуинам  удалось сохранить свои природные  качества пустынного образа жизни на протяжении многих тысяч лет. Они  выживали в сухих и суровых  районах пустыни Ближнего Востока, при этом поставляя излишки скота, мяса и молочной продукции в близлежащие города. Они отлично знают все повадки животных (в том числе и человека), так же они в состоянии найти свой путь в пустыне без компаса или карты.

    Бедуинские  мужчины и женщины традиционно  выполняют различные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. Женщины  работают преимущественно в доме, занятые домашними хлопотами, семьей и поголовьем коз, овец и верблюдов.

    Как правило, бедуинские женщины общаются только с мужчинами из их семьи  или гостями, приглашенными в  их дом.

    Бедуины ведут строго племенной образ  жизни. Племя у бедуинов состоит  из нескольких групп, считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общего предка мужского рода.

    Племена могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группа племени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы со своими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения из нескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупные племена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоит из ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с их семьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе при перекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины, его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этого мужчины.

    Организация племени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятся вновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идея родства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новых родственных связей и другими способами в соответствии с изменениями, происходящими в составе племени или его подразделений.

    Племя и каждая из его частей возглавляется  шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться в кругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместно с советом взрослых мужчин.

    Бедуины отдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственные  браки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами и кузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а «приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи, поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.

 

2 Особенности жизни бедуинов

2.1 Одежда

    В стиле одежды бедуинов наблюдается  значительное региональное разнообразие. Для Западной Африки типичны мужская  верхняя одежда с капюшоном –  «геллаба» и халат тоже с капюшоном  – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины  носят длиннополое, похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторный открытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями, более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор – «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфию могут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головы для защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платья с определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрыты платком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особую занавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчины женщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.

    Цвет  женской одежды говорит об их социальном статусе: голубой — незамужняя девушка, красный, коричневый — замужняя женщина, пожилые женщины — черный или  темносиний. Мужчины, как правило, одеваются в черное — по цвету козлиной шерсти, по есть места, где козы белые, там и цвет мужской одежды — белый.

2.2 Пища

    Основным  продуктом ежедневного рациона  бедуинов служит верблюжье молоко в  свежем виде или после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис и изделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее на открытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.

    Познания  бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление при болезнях в пустыне. Им известны сотни травяных лекарств и различных лекарственных  средств, одним из наиболее популярных является верблюжье молоко. Оно используется при многих недугах, включая расстройство желудка и пищеварения, проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Бедуины обладают обширными знаниями пустынных растений и тем, для чего они могут применяться. В Дахабе мы находим множество свидетельств тому, насколько эффективно эти лекарственные растения воздействуют на человеческий организм.

2.3 Гостеприимство бедуинов

    Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, и вы непременно почувствуете себя желанным гостем в их доме. Это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Вам обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая и пустынных трав «хабак» и «мармарея».

    Это придаёт чаю особый аромат, вкус «хабака» немного напоминает вкус шалфея. Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями.

    Угощение  кофейным напитком - традиция, признак  уважения и почета, которым окружен  гость. Кофе готовится при появлении гостя и на его глазах, свидетельствуя об исключительном уважении к пришедшему. Отказаться от предложенной чашечки совершенно невозможно и непростительно.

    Кофейная  церемония у арабов-кочевников происходит примерно так.

    Существует  множество различий в деталях кофейной церемонии у бедуинов. На нее налагают отпечаток географические, исторические, социальные и другие условия жизни тех или иных арабских народов.

    Расположившись  на мужской половине шатра, гости  молча наблюдают за хлопотами  хозяина. Растопив очаг верблюжьим кизяком, он приступает к поджариванию зеленых зерен. Для этих целей используется железный ковшик с длинной ручкой. Обжарив в нем при неприрывном помешивании зерна, хозяин охлаждает их и начинает размалывать. При этом он не просто толчет зерна в медной ступке, как можно было ожидать, а демонстрирует свое мастерство, выстукивая определенную мелодию.

    Сказать бедуину, что он мелет кофе с утра до ночи, значит высказать ему свое величайшее уважение, так как этими  словами подчеркиваются щедрость и  гостеприимство хозяина.

    Когда вода в кофейнике закипает, в него засыпается кофейный порошок, после  чего напиток закипеть два-три раза.

    Бедуины, как правило, используют полуобжаренный кофе, дающий очень мягкий и слабый настой. Часто завариваемая доза порошка состоит не только из размолотого кофе, но также из значительной дозы карламона, популярнейшего в арабском мире ароматизатора, придающего напитку желтоватый цвет и сладковатый привкус, хотя сахар или мед при этом совсем не добавляются.

    Обычно  страший сын хозяина предлагает гостю чашечку без ручки, которую подает правой рукой. Левой рукой он наливает кофе из медного кофейника с длинным носиком. Сахар уже добавлен при варке кофе. Гостя обычно спрашивают во время приготовления напитка, какой кофе он желает: сладкий (belou), средний (mazbout) или нескладкий (murra).

    Во  многих регионах арабского мира хозяин первым пробует напиток, подтверждая  его высокое качество и безопасность для здоровья окружающих.

    Первую  чашку, как правило, тонкого фарфора, подают самому уважемому гостю. Чем-то провинившемуся, наоборот, вместо кофе подают воду, что означает для него неслыханный позор и указывает  на то, что его присутствие в  шатре нежелательно.

    Бедуин, которые не умеет проявить гостеприимство и предложить гостю хотя бы чашечку кофе, заслуживает у арабов презрительного прозвища "бахиль", что означает "скупой".

    Гостю также необходимо придерживаться определенных правил. Прежде всего, он должен всегда держать чашку с напитком большим и указательным пальцем правой руки, так как с левой стороны, по восточному поверью, неприменно стоит шайтан.

    Чашечка наполняется напитком не более чем  на половину. Наливать ее доверху считается  верхом неучтивости к гостю.

    Наконец гость выпил напиток (обязательно до конца!) и больше не хочет. Он должен демонстративно протянуть хозяину пустую чашечку с оставшимся осадком и сделать вращательное движение запястьем (не всей рукой!), иначе хозяин подумает, что гость хочет еще, и снова наполнит чашку.

    После того, как гость поблагодарит хозяина, кофейная церемония считается законченной  и наступает время для беседы.

Информация о работе Бедуины. Вольные обитатели пустынь