АПК россии в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:41, контрольная работа

Описание

Сельское хозяйство России оказалось отброшенным на три десятилетия назад по причине искажения существа рыночных реформ. Под флагом перехода к рыночным отношениям Россия вплотную подошла к грани утраты продовольственной безопасности и непосредственной зависимости продовольственного обеспечения от импортных поставок.

Содержание

Введение 3
1. Агропромышленный комплекс 4
2. Результаты реформ в АПК 7
3. Основные проблемы агропродовольственного сектора 9
4. Решение проблем АПК 16
5. Основные направления развития агропромышленного комплекса 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

АПК в Росиии в современных условиях.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

    Агропродовольственный сектор не изолирован от остальной  экономики и, безусловно, сталкивается с теми же проблемами, что и прочие сектора: финансовой нестабильностью, отсутствием законодательных гарантий прав собственности и выполнения контрактов, низким уровнем менеджмента и административного управления экономикой и проч. Тем не менее, есть специфически отраслевые проблемы. Принимая во внимание выстроенную выше иерархию проблем агропродовольственного сектора, рассмотрим основные проблемы сектора более подробно.

    Главная проблема сектора – это ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в 1992 году привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80% розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения. Неразвитость рыночной инфраструктуры прервала нормальную связь между производителем и потребителем продовольствия, еще более ограничив возможность сбыта отечественными сельхозпроизводителями. Неудовлетворенный спрос был покрыт импортом, который легче не допустить на рынок, чем вытеснить с него. Так образовалась первичная проблема сбыта для российского агропродовольственного сектора. В результате падающих реальных доходов населения спрос на отечественную агропродовольственную продукцию только еще более сокращался все годы реформ.

    Другая важнейшая проблема АПК сегодня – тяжелое финансовое положение сельского хозяйства. В советской экономике соотношение цен на селькохозяйственую продукцию ресурсы сельхозпроизводства были заметно смещены в пользу сельского хозяйства, доля сельского хозяйства в конечной цене продуктов питания также была завышена (по сравнению с мировыми пропорциями). Естественно, что либерализация цен в начале экономических реформ в стране привела к опережающему росту цен на ресурсы и на продукты питания по сравнению с закупочными ценами в сельском хозяйстве. Через пару лет эти пропорции стабилизировались, и значительных изменений в них уже не наблюдалось. Объективность этого процесса и его элиминирование впоследствии, тем не менее, не облегчают положения сельхозпроизводителей, которые уже в первый год реформ в силу означенных тенденций (обычно упоминаемых как диспаритет цен) утратили собственные оборотные средства. Отсутствие адекватной кредитной системы в сельском хозяйстве сделало эту потерю оборотного капитала практически невосполнимой. В результате проблема финансового состояния сельхозпроизводителей стала перманентной.

    Основными составляющими финансовой проблемы сельского хозяйства сегодня  являются следующие элементы:

    Малые денежные поступления от реализации продукции в силу ограничений сбыта;

    Нехватка  собственных средств для сезонного  финансирования производства и недоступность  банковского кредита. В силу этого  – распространенность товарных форм кредита (государственного и частного), бартерных сделок, взаимозачетов. При всех формах натурального обмена устанавливаемые пропорции, как правила, хуже для сельского хозяйства, чем при обычных денежных сделках. Соответственно, идет дальнейшее ухудшение финансового положения сельского хозяйства;

    Высокая закредитованность сектора, в основном по льготным государственным кредитам. Основная часть предприятий имеет блокированные банковские счета (“картотека”), что обусловливает неденежные формы кредитов, бартеризацию сектора и соответственное снижение рентабельности;

    Высокий уровень долгов по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи. Существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве. Эти долги также участвуют в блокирование расчетных счетов и бартеризации сделок в продовольственной цепи со всеми вытекающими последствиями.

    В силу низкой рентабельности сектора  сельское хозяйство страдает от значительной декапитализации, технической деградации. Отсутствие адекватных денежных поступлений привело к физической амортизации основной части основных средств сельхозпредприятий, закупки техники и оборудования сократились в несколько раз. Удорожание ресурсов, с одной стороны, привело к их более эффективному использованию в сельском хозяйстве по сравнению с советским периодом. Однако с другой стороны, даже при расширении спроса на отечественную агропродовольственную продукцию быстрое наращивание предложения будет сдерживаться уровнем декапитализации сектора.

    В связи с предыдущим пунктом I сфера  АПК (производство средств производства для сельского хозяйства) страдает от низкого спроса на свою продукцию. В результате производство средств  производства для сельского хозяйства  крайне плохо адаптировано к потребностям отечественного сельского хозяйства в современных условиях. Среди этих отраслей можно выделит две группы: те отрасли, которые работают исключительно на внутренний рынок (например, сельхозмашиностроение), и те отрасли, что имеют экспортный потенциал (например, производство минеральных удобрений). Первая группа отраслей, столкнувшись с резким сужением рынка своей продукции, находится в глубочайшем кризисе. Отложенная реструктуризация предприятий этих отраслей, порочная практика накачивания государственных средств в крупнейшие предприятия (Ростсельмаш, Красноярский комбайновый завод и проч.) привели к критическому их отставанию от потребностей агропродовольственного сектора сегодня. В частности, только сегодня начались попытки организации дилерских сетей современного типа, формирование лизинговых компаний. На этом фоне российские предприятия могут оказаться вне всякой конкуренции с западными производителями сельхозтехники, обладающими несомненными преимуществами в обслуживании и предоставлении техники на условиях финансового и операционного лизинга. Российские производители имеют недолгий период ценового преимущества, удачно продленного девальвацией рубля 1998 года, в течение которого необходимо провести радикальную реструктуризацию, создать сети технического обслуживания, освоить лизинг.

    Экспортно ориентированные отрасли не очень  сильно пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, так как нашли свою нишу на внешних рынках. Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть сдержан их нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, также как и приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.

    Одной из основных проблем АПК является неразвитость агропродовольственных  рынков, состоящая из нескольких подпроблем.

    Прежде  всего, нужно отметить межрегиональные  торговые барьеры, особенно артикулированные именно в агропродовольственной сфере. Их введение обычно объясняется необходимостью продовольственного обеспечения населения собственной территории. Однако общий объем перемещаемого между регионами зерна в годовом исчислении не сокращается. Это значит, что региональные торговые ограничения вводятся только на несколько месяцев уборочной страды, когда основной массе сельхозпроизводителей необходимо реализовать свою продукцию. Ограничения на вывоз агропродовольственной продукции приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-экспортерах. Администрация регионов, вводящих ограничения на вывоз, получают возможность аккумулировать дешевую продукцию в так называемых региональных фондах, оперируемых “карманными корпорациями”, и затем экспортировать его по более высоким ценам в дефицитные регионы. Таким образом, введение региональных торговых барьеров является классическим проявлением rent-seeking со стороны региональных властей. Это также резко ухудшает положение сельхозпроизводителей (недополучение прибыли), операторов соответствующих рынков (преференционный торговый режим для “карманного оператора” в ущерб всем остальным), а в конечном итоге – и потребителей, так как отсутствие конкуренции при прочих равных условиях ведет к повышению цен над равновесным уровнем.

    Кроме того, региональные власти стремятся  к регулированию розничных цен  на базовые (“социально значимые”) продукты питания. Сдерживание цен в условиях бюджетных ограничений осуществляется путем административного фиксирования торговых наценок и маржи перерабатывающих предприятий. Такое сдерживание цен ведет, во-первых, к скачкообразному повышению цен, так как административный контроль в современных условиях не может уже эффективно удерживать цены в заданных рамках в течение длительного периода. Во-вторых, скачкообразные повышения цен ведут к периодическим потребительским паникам и дефицитам. Все это искажает рыночный сигнал для субъектов рынка и соответственно негативно сказывается на развитии всей продовольственной цепи.

    Существенным  сдерживающим ограничением в развитии агропродовольственного рынка является распространенность бартера и иных натуральных операций, о чем уже  говорилось выше.

    Конкурентный  рынок предполагает свободный вход на него новых операторов. В России сегодня очень высокие барьеры такого входа, обусловленные как формальными (лицензиями, разрешениями и прочими административными ограничениями), так и неформальными (откровенными взятками, вымогательством чиновников, поборы криминальных структуру и т.п.) факторами. Это снижает уровень конкуренции на рынках, ведет к завышению цен на продовольствие (и соответственно, снижению спроса), занижает долю сельского хозяйства в конечной цене (и соответственно, финансовые поступления сельхозпроизводителей).

    Проблема  развития сельской местности сегодня  является не только социальной проблемой  общества, но и экономической проблемой  аграрного производства. Во-первых, социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержание сельхозпредприятий, тем самым, увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. Соответствующая нормативная база для решения проблемы создана, тем не менее, предприятия не спешат передавать инженерные объекты муниципалитетам. Это связано, прежде всего, с отсутствием бюджетного финансирования содержания этих объектов. Традиционный путь финансирования сельской инфраструктуры - местные налоги (имущественные, земельные), когда все производители данной местности участвуют в финансовом обеспечении. Однако в России сельхозпредприятия остаются селообразующими предприятиями, порой единственным производителем на данной территории. Поэтому они предпочитают напрямую финансировать содержание жизненоважных для семей своих работников системы, чем отчислять соответствующие налоги.

    Другая  сторона этой проблемы заключается  в том, что в сельской местности  практически нет других источников дохода как сельское хозяйство. Это  заставляет менеджеров сельхозпредприятий сохранять избыточную численность  работников (до ¾ рабочей силы в сельском хозяйстве сегодня избыточно) для поддержания социальной стабильности на свое территории. Однако это ведет к снижению производительности труда, к падению общей рентабельности в отрасли. Кроме того, как уже отмечено выше, наряду с сельхозпредприятиями в сельской местности не возникает хозяйствующих субъектов, заинтересованных в поддержании социальной инфраструктуры. 

    4. Решение проблем  АПК

    Агропродовольственная политика России сегодня могла бы сделать некоторые шаги по поддержанию наметившегося роста в данном секторе экономики. Основные направления такой политики можно сгруппировать следующим образом.

    Расширение  рынков сбыта агропродовольственной  продукции

  • поддержание российского экспорта агропродовольственной продукции (поддержание экспортных пулов и их зарубежных представительств, обеспечение экспортеров информацией о мировой рыночной конъюнктуре, экспортные гарантии по кредитам и т.п.);
  • обеспечение закупок агропродовольственной продукции для государственных нужд исключительно на внутренних рынках, расширение закупок отечественной продукции компаниями с государственным капиталом;
  • комплексная увязка программ социальной помощи отдельным группам населения с программами поддержки отечественных производителей агропродовольственной продукции (например, переключение региональных животноводческих дотаций на программы бесплатного питания в школах, больницах, других учреждения социального профиля);
  • инициирование и поддержка союзов производителей в агропродовольственном секторе; формирование системы сертификации качественной отечественной продукции, проведение государственной кампании продвижения отечественной продукции.

    Улучшение конкурентной среды на агропродовольственных  рынках:

    -  уменьшение доли государственных закупок в прямой и косвенной (товарные кредиты и проч.) форме, снятие межрегиональных торговых барьеров, сокращение мер воздействия на цены в продовольственной цепи (особенно региональными администрациями);

    - сокращение государственных программ товарного кредита, взаимозачетов и других суррогатных форм связи агентов рынка;

    - поддержание конкуренции на рынках, в том числе путем формирования эффективной системы рыночной информации, отмены всевозможных преференций государственным (или работающим по поручению государства) торговым посредникам;

    - усиление правовых гарантий;

    - оперирования субъектов агропродовольственных рынков;

    - государственные гарантии прав собственности на основные производственные факторы всех агентов продовольственной цепи (в первую очередь закрепление прав сельскохозяйственных производителей на землю, будь то арендные или собственнические права; увеличение сроков аренды и более широкое предоставление в собственность торговых помещений в оптовой и розничной торговле продовольствием, сокращение доли государственного участия в предприятиях перерабатывающей промышленности и проч.);

Информация о работе АПК россии в современных условиях