Религиовдение: предмет и задачи науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание

Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

Работа состоит из  1 файл

Религиоведение.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

     1.  Российское религиоведение:

       история становления  и развития.

     Религиоведение (лат. religio - святыня, совестливость) - область, предметом изучения которой являются все мировые религии и вероисповедания.

     Религиоведение  как комплексная относительно самостоятельная область знания складывалось начиная с XIX века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. При таком варианте определения предмета религиоведения речь идет о том, что религия воспринимается не как конкретная изучаемая реальность, но, скорее, как абстрактный конструкт; так, на кафедре религиоведения факультета истории, искусствоведения и востоковедения Лейпцигского университета: «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем».

     В религиоведении можно выделить два основных раздела - теоретический и исторический.

     Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее, существенное, необходимое и отказывается от единичного, случайного, исторически конкретного.

     Историческое  религиоведение - это история религии. История религии изучает историю возникновения и эволюцию отдельных религий во всем многообразии их особенностей, в их хронологической последовательности.

     Начало  научного изучения религии в России связано со становлением ее науки в целом, со стремлением получить систематические представления по истории и географии страны, с исследованием культур населяющих ее народов, с формированием новых представлений о роли и месте гуманитарных знаний вообще. Восемнадцатый век, принесший так много изменений во все сферы жизни российского общества, стал эпохой зарождения в том числе и отечественного религиоведения, сопряженного с общим процессом создания русской истории как науки, этнографии, языкознания и фольклористики, естественно повлекших за собой сбор материалов и изучение религиозных представлений и верований всех народов, населявших Российскую империю, а прежде всего, славян.

     Сочинения XVIII – начала XIX  вв., в которых  так или иначе ставились или обсуждались проблемы, связанные с научным изучением религии, разделяются на четыре группы: во-первых, это исторические труды, в которых с той или иной степенью обстоятельности исследовалась религия, прежде всего религия древних славян; во-вторых, этнографические описания, в основном сибирских народов; в-третьих, сочинения по мифологии и верованиям, представлявшие собой по преимуществу мифологические словари, и, в-четвертых, философские произведения.

     Можно выделить три периода в этом первом этапе истории российской науки о религии: первая четверть XVIII века – создание предпосылок для возникновения всего комплекса наук о культуре, в том числе и о религии, вызванные целенаправленной государственной политикой Петра I; вторая половина XVIII века – изучение и описание источников, накопление исторических и этнографических знаний, связанное с дальнейшим осознанием национальных традиций и особенностей народов России; конец XVIII –  начало XIX  вв. – возникновение критического подхода к источникам, переход от описания к систематизации и осмыслению материалов.

     Исследователи первой половины XVIII века стремились вписать  не только политическую, но и духовную историю России в общий контекст мировой истории, рассматривая ее культуру  как неотъемлемую часть европейской культуры в целом, используя приемы сравнения и сопоставления, желая найти параллели между классической (античной) и славянской древностью.

     Уже в первых академических трудах о  религии, написанных или изданных  в России, подчеркивался поликонфессиональный характер Российского государства, описывались религиозные представления и обычаи его больших и малых народов в сравнении с религиями классической древности. Особая роль в этом принадлежит историческим сочинениям В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова.

     В своих  исследованиях Татищев опирался на труды Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха, Тацита, Корнелия Непота, Плиния Старшего, Диогена Лаэрция, произведения византийских, польских и немецких хронистов, сочинения русских церковных писателей (например, Дмитрия Ростовского и Феофана Прокоповича), а также работы зарубежных историков, многие из которых послужили источниками и для более поздних авторов. Для описания и истолкования религии древних славян Татищев использовал, прежде всего, следующие книги: «Хроника» польского хрониста Матвея Стрыковского (XVI в.); «Книга историография початия имене, славы и расширения народа славянского» (1722) далматского историка, епископа Рагузы; «О цимбарском идолопоклонстве» немецкого историка Трогилло Арнкиеля (1713); мифологический словарь и словарь древностей, составленные  «германином» Гедерихом.

     При этом, в отличие от церковной традиции, дошедшей до Карамзина и некоторых  более поздних историков, Татищев  не стремился изобразить дохристианские верования очень мрачными красками.

     М.В. Ломоносов включил материалы  о славянской мифологии в свой труд  «Древняя Российская история», в главу четвертую первой части  «О нравах, поведении и о вере славенских» и в главу седьмую  второй части «О княжении Владимирове  прежде крещения». Ломоносов исходил из концепции признания глубокой древности русской культуры, сопоставлял славянскую мифологию с античной, считал важным найти между ними сходства,   вводя тем самым русский народ в круг наследников античной традиции, подчеркивая этим историческую общность с другими европейскими народами. Он писал: «Древнее многобожие в России, сходствующее с греческим и римским, подтверждается еще сверх письменных известий другими примечаниями.

     Интересно, что позже, в начале XIX века, Н.М. Карамзин в своей «История государства Российского»,  точно также сравнивал славянский и греческий пантеоны, однако, в отличие от Ломоносова, указывал, прежде всего, на различия между ними. Карамзин считал, что в основе религии древних славян лежало почитание «единственного и вышнего» Белого Бога, которому не стоили храмов, «коему горние небеса служат достойным храмом, и который печется только о небесном, избрав других нижних богов, чад своих, управлять землею», а мировое зло славяне приписывали Чернобогу, изображаемому в виде льва. Карамзин выделял богов, о вере в которых имеются летописные свидетельства: Перуна,  Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла, Мокошь, Волоса. Однако, он, также, впрочем, как и Ломоносов, признавал  веру славян в богов и богинь, которые на самом деле были вымышлены мифографами семнадцатого или восемнадцатого веков.

     Еще Петр I придавал огромное значение систематическому обследованию и описанию российских земель, которое началось по его  приказу в 1712 году. В 1720 году первая научная экспедиция отправилась в Сибирь во главе с врачом и натуралист Д.Г. Мессершмидтом. Пятитомное описание его семилетней экспедиции по территориям бассейна Иртыша, Енисея, Подкаменной Тунгуски, Лены, Оби, озера Байкал, содержало помимо сведений о полезных ископаемых, флоре и фауне, бесценную информацию об образе жизни коренного населения, в том числе  и об обрядах и верованиях. К первой половине восемнадцатого века  относятся знаменитые Камчатская экспедиция (1725–1730), Великая Северная экспедиция (1733–1743), экспедиции на Урал, в Сибирь, Поволжье.

     Первым  этнографическим трудом на русском  языке стало сочинение «Краткое описание о народе остяцком, о житии, обычаях и пребывании сего остяцкого  народа, об обращении в православную благочестивую христианскую веру», написанное Григорием Новицким в 1715 г. В котором целая глава посвящена описанию религиозных верований сибирских народов. Суждения Новицкого чрезвычайно интересны. Во-первых, он говорил о том, что Сибирь населяют многие народы, о происхождении которых ничего неизвестно, потому что они не имели и не имеют письменности, отмечая тем самым важное значение древних письменных свидетельств для истории народа. Во-вторых, в главе третьей «О злочестии идолопоклонства» Новицкий довольно подробно описывал верования хантов и манси,  сравнивая их многобожие с политеистическими представлениями древних цивилизаций, указывая, что народы Сибири почитают «богов в подобии птиц, гадов». В-третьих, он выделял наиболее архаические верования, связанные с охранительной магией и изготовлением амулетов.

     Участникам  Великой Северной экспедиции была дана Академией наук особая инструкция, в которой предписывалось среди  прочего наблюдать: «Какая есть в  каждом народе вера». Один из участников экспедиции Яков Линденау написал книгу «О якутах и их происхождении», состоящую из 25 глав. Последняя глава была посвящена религии: шаманам, жертвоприношениям, погребениям и вере в загробный мир, вере в бога, ангелов и черта и мифологии о сотворении мира и представлениях о небесных явлениях.

     С.П. Крашенинников в «Описание земли Камчатки» не только описал верования камчадалов, но и сделал очень существенные выводы о связи обряда с относящимся к нему мифом.

     В середине XVIII века И.Г. Георги написал  по-немецки труд «Описание всех обитающих  в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» (1776–1777) в четырех частях; первые три были переведены на русский язык. В третьей части книги имеется специальный раздел «О шаманском языческом законе». Георги указывал, что шаманизм распространен среди многих народов: «финны, татары, самоеды,  отяки, красноярские, манчурские и восточно-сибирские народы, островные жители Восточного моря, буряты». При этом, он отмечал, что следовало бы ожидать у столь разных народов, говорящих на разных языках, имеющих различный образ жизни, существенных различий в религии, однако, напротив, «главные правила веры и важнейшие обряды остались в единообразии».

     В самом начале XIX века публикуются  три работы, замыкающие период формирования отечественного религиоведения; именно в них намечаются новые направления, которые получили свое развитие в дальнейшем, в период академической зрелости религиоведческой науки. Так в 1804 году в Митаве публикуется книжка профессора русского языка Дерптского университета Григория Андреевича Глинки[i] «Древняя религия славян».  Он был озабочен тем, чтобы доказать, что «вера славянского народа» «есть чистейшая из многих языческих», так как в ней нет «ни одного обоженного человека.

     Одной из первых, если не первой, попыткой поставить  изучение славянских древностей на научную  почву стал справочник «Versuch einer Slavischen Mythologie in alphabetischer Ordnung», написанный по-немецки  А.С. Кайсаровым и опубликованный в  Геттингене в 1804 году. На русском языке эта работа под названием «Славянская мифология» впервые была опубликована три года спустя.

     Его позиция по вопросу о генезисе религии вообще, и религии древних  славян в частности, несомненно, основывалась на теории естественной религии Давида Юма. Кайсаров писал: «История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природой... С удивлением  взирал он на окружающий мир. Стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер показались ему существами особенной и притом высшей природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение».

     Завершает первый этап истории отечественного религиоведения труд выдающегося археографа и издателя древнерусских текстов, академика Павла Михайловича Строева (1796–1876) «Краткое обозрение мифологии славян российских». Строев сокрушался о том, что «никто еще до сих пор не старался обработать славянскую мифологию образом ученым», то есть, опираясь на тщательно отобранные источники. Он критиковал своих предшественников за недобросовестное отношение к источникам, за введение в оборот недостоверной и вымышленной информации: «Ломоносов писал, основываясь на всеобщем мнении, Емин взял у Ломоносова, а князь Щербатов списывал у того и другого». Он настаивал на том, что мифологию российских славян не следует смешивать с мифологией сербов, поляков, моравов, считая, что «истинная славянорусская мифология должна ограничиваться только семью богами, кои изображения поставлены в Киеве Великим князем Владимиром».

     Он  сам в своем исследовании использовал  не только летописи, свидетельства  античных историков и сочинения  византийских авторов, но и «Слово о  полку Игореве». Строев считал, что  первоначальные религиозные представления славян были монотеистическими и были связаны именно с культом Перуна. Он полагал, что страх перед природными явлениями, наряду с образом жизни народов и их «местоположением» сыграл огромную роль в формировании «богопочитания». Он подчеркивал неотъемлемую связь мифологии, то есть повествовательного элемента религии, с ритуальной практикой: «Где есть религия, там есть и обряды».

Информация о работе Религиовдение: предмет и задачи науки