Материальная и духовная культура калмыцкого этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ – калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Повелецкая степь. С начала 17 века, после прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Обязательный элемент  костюма девушек и мужчин –  пояс., который, согласно традиционным представлениям калмыков, является признаком, определяющим место человека в структуре  мира. Считается, что в верхнем мире его носят на груди, под мышками, в среднем – на талии, а в нижнем – ниже талии.

Распашной халат лавшг  был широким и очень длинным, полы запахивались. (старики даже не застегивали лавшг, надевая его  поверх рубахи и брюк). Распашного типа одежда являлась частью костюма всех социальных групп общества: и молодые мужчины, и девушки, и женщины носили ее поверх основного платья; у пожилых людей он являлся основным костюмом. Данный тип одежды служил одеянием священнослужителей и сохраняется поныне в ритуальной сфере, но его происхождение связано с древнейшим типом ойратской одежды.

Верхнюю зимнюю одежду составляли: уч - шубы из мерлушки, соболя или лисьего  меха, покрытая сукном или даже драпом, отрезная по линии талии, с широкими рукавами и большим воротником; девл - шуба из овчины, сшитая по типу бешмета или халата, т.е. короткая или длинная; даха - шуба из шкур жеребят, шерстью вверх, которую могли позволить себе только богатые калмыки. Все шубы отличались отделкой по краям рукавов и подола, выполненной из ткани или меха.

Девичье платье (бишмуд, а также бииз) подпоясывалось матерчатым поясом, за который с левой стороны закрепляли носовой платок, а с правой стороны крепили принадлежности рукоделия: кожаный наперсток, шелковый кисет с иголками, и другие предметы. Под платье, имевшее приталенный силуэт в верхней части, девушки надевали белую рубашку, закрывавшую жилет, назначение которого состояло в скрытии развивающейся груди, так как целомудрие, по представлениям калмыков, требовало отсутствия ее внешних проявлений.  Жилет (камзол) является особенностью костюма калмыцкой девушки; его надевали, когда начинали прослеживаться признаки роста груди. Обычно плотный, простеганный, жилет имел множество пуговиц, застегивавшихся на петельки, он плотно стягивал грудь.

Бииз – нижнее платье, поверх которого при необходимости  девушки могли надеть распашную  одежду типа халата. Конструкция девичьего  платья бииз, распространенного в 19в. – начале 20 в. сложилась ранее, она  повторяет крой мужского бешмета, отличаясь от последнего лишь не распашным подолом и большой длиной. Использование жилета с вышивкой по краю застежки, располагающейся по центру груди, наличие воротника-стойки и подчеркивающих талию полочек, сходящихся под острым углом на талии – черты, свидетельствующие об общих процессах, происходивших в культуре калмыцкой одежды в 18-19вв. Формирование новой системы костюма, в которой в качестве самостоятельного (из мужского) выделялся девичий, происходило при сохранении основных стереотипов, семантически важных деталей национальной одежды. К традициям ойратского костюма восходят крой рукава, широкий подол, особенности воротника. Остроугольный разрез на груди, достигавшийся за счет скоса бортов, сходившихся к талии, в девичьем платье и мужском бешмете также можно считать восходящим к традициям распашной одежды ойратов. Ойратский халат имел длинный воротник, который на груди при запахивании бортов сходился под острым углом. Как и в мужском бешмете, заимствованием у горских народов Кавказа можно считать приталенный силуэт, в целом не характерный для одежды кочевников.

Одежда замужней женщины  не претерпела изменений по сравнению  с ойратским периодом – об этом свидетельствует консервативность кроя, декора, а также круга представлений, связанных с ней.

Обретение семьи символически означало переход в следующую возрастную категорию, что обозначалось терминами бер (невестка), гергн (жена). При этом заключение брака символически означало «стать человеком». Знаками перехода в категорию замужних женщин были: ношение особого костюма, включавшего два платья, отсутствие пояса, две косы вместо одной, их заключение в специальные матерчатые чехлы, ношение серег в обоих ушах и колец на всех пальцах обеих рук. 

Традиционный калмыцкий  костюм замужней женщины состоял  из нижней и верхней одежды. Первую составляли рубаха киилг и штаны шалвр, имевшие сходство с мужскими одноименными предметами одежды. Отличие состояло в том, что рубашка была не распашной и имела более крупный воротник с острыми концами. Верхняя одежда предполагала наличие повседневного костюма (хутцн, берз) и нарядного платья (терлг, цегдг). 

Термином берз именовали  обычный халат, который замужние женщины надевали поверх терлика и цегдыка, а пожилые женщины – прямо на нижнюю одежду. Кроме того, за неимением средств берз могло являться единственным платьем женщины. В последнем случае воротник кроился иначе: халат застегивался наглухо у шеи, где специально пришивали петлю.

Хутцн – название повседневного (его обычно не украшали обильно  вышивкой) платья. Его шили с широким подолом, пришитым со множеством сборок к верхней части, длинным разрезом посередине груди до пояса и (чаще скрытой) застежкой, небольшим воротником-стойкой, внутренними карманами по бокам. Рукава хутцана имеют сходство с рукавами бииз и бешмета, их вшивали с большим количеством сборок, по прямой линии, с использованием ластовицы в подмышечной области. Хутцан застегивался на груди и по воротнику.

Парадный костюм замужней женщины состоял из двух платьев: терлг и цегдг. Терлг по покрою схож с повседневным платьем хутцан, но гораздо дороже из-за использования привозных тканей и обилия вышивки. Декорированию подлежали воротник-стойка, края полочек, края манжет, подола, и наиболее распространенным орнаментом являлся зег (символика – солнце, его движение). Рукав платья вшивной по прямой линии на уровне плеча, со множеством сборок и резко сужающийся к кисти, его длина превышает намного длину руки, и ткань собирается в поперечные складки.

Необычный крой рукава, присутствующий в женском платье терлг (и хутцан), а также в мужском бешмете и девичьем платье бииз, является одним из этнических маркеров калмыцкой одежды.

Парным к платью терлг  являлось верхнее платье цегдг, которое  закрывало внизу нижнее платье полностью. Со стороны груди цегдг обычно имел вырез, позволявший увидеть вышивку на нижнем платье, но надевали и безрукавки с прямым разрезом посередине груди, закрывавшие полностью терлг. Края по пройме были широко вырезаны и декорировались нашивкой позументов или наложением цветных шнуров. Цегдг – распашная одежда, но и со стороны спины по подолу имелся разрез (часто ложный), украшавшийся вышивкой или отделкой цветными шнурами.

В условиях скотоводческого  быта формировалось отношение к  одежде как одной из больших ценностей: ткани были привозными, кочевой образ жизни не позволял иметь большое количество нарядов.

Изготовление одежды считалось женским делом, при  шитье использовалась традиционная система мер длины, основанная на соответствии пропорциям тела человека. Знаковые элементы калмыцкого платья следующие: воротник, рукав, манжет, пояс. 

Важное значение калмыки  придавали цветовой символике одежды. Общепризнанно, что цвет нижней одежды (киилг, шалвр) – белый или, по крайней  мере, светлый. Белье темного цвета  калмыки не использовали. Белый цвет в цветовой символике считается священным цветом сакрального напитка, он также связан с символикой солнца. Повседневная одежда замужних женщин чаще была красного, реже синего цвета; у мужчин же отмечено преобладание синего цвета в одежде, в праздничные дни у простонародья преобладают яркие цвета: зеленый, голубой (но не красный и желтый – цвет духовенства и женщин), и пестрый, даже с цветами; у зайсангов (дворян) праздничная одежда серая или чаще черная шерстяная и яркая.

Запрет на использование  желтого и красного цвета в  одеяниях не затрагивал головные уборы калмыков. При шитье большинства из них использовалось сукно обоих цветов. Головные уборы, как предметы, предназначение которых – покрывать самую главную часть тела человека, считались важными атрибутами костюма. Существовал ряд запретов: не трясти, не крутить на руке шапку, не бросать ее где попало, не появляться в обществе без головного убора. Особенно тщательно этот запрет должны были выполнять замужние женщины: если при выходе (входе) из кибитки она роняла шапку (что вполне реально, так как дверь располагалась низко), то ей полагалось просить прощения у свекра, приготовив угощения и молочный чай.

Распространенный головной убор – тоорцг махла – круглая  внизу, вверху 4-угольная или круглая  шапка с высоким околышем из черной мерлушки и суконным верхом (любого цвета, кроме желтого), которую носили, расположив один из углов по центру лба. Верх ее украшали красной кистью. Зимняя шапка имела меховой околыш и наушники из меха (чаще пушнины).

Повседневный головной убор женщин – томша, круглая шапочка на проклеенной войлочной основе с черной нижней частью, обычно из бархата, и желтым верхом. Парадным головным убором молодых женщин являлась шапочка с несимметричным околышем, украшавшимся вышивкой либо отделкой декоративной тесьмой. По центру лба располагался выступ более длинной стороны околыша; верх такой шапки украшала бахрома красного цвета. 

Девушки в конце 19 – начале 20в. в  качестве парадного головного убора  носили камчатки – шапочки типа пилотки, из бархата черного, реже коричневого цвета с обильной вышивкой гладью или декоративной тесьмой. Такие головные уборы затем распространились по всей Калмыцкой степи. Новой тенденцией стал в этот период обычай носить фуражки с козырьками, а также платки.

Особое внимание уделялось обуви. В древности основным видом обуви были меховые и войлочные сапоги. Еще в 19в. калмыки носили холщовые онучи, а представители богатых семей, жившие ближе к Волге, и европейские чулки. В 19в. в жилище использовались башмаки, а общераспространенным видом обуви были кожаные сапоги, у женщин преимущественно красного, у мужчин черного цвета. Специфика калмыцких сапог состояла в подошве, которая нашивалась на каблук: обычай связан с верховой ездой и необходимостью обезопаситься от застревания ноги в стремени. По словам П.Небольсина, калмык – наездник с детства, и сапоги приспособлены к этому, а не к ходьбе. Мужчины летом могли обходиться и без сапог, но женщинам обычаи предписывали постоянное ношение обуви (босые ноги – верх неприличия), поэтому и летней формой обуви у женской половины общества служили сапоги.

 

1.3. Пища и домашняя утварь

 

Кочевой образ жизни калмыков в  значительной степени предопределил  набор пищевых продуктов и  способы их производства, что является составной частью традиционной культуры кочевников.

Как и все монгольские племена, предки калмыков питались в основном продуктами своего скотоводческого  хозяйства. В основном ели мясо овец и коз, меньше – крупного рогатого скота и конину. Мясо варили и  жарили с добавлением соли. В пищу шло и мясо диких животных, которых добывали охотой. Источники свидетельствуют и о том, что в голодные годы монголы занимались рыболовством. 

Скотоводство давало кочевникам в  изобилии молоко, из которого они получали и другие продукты: кислое молоко –  сыворотку, сыры, а из кобыльего молока – кумыс. Молоко и молочные продукты хранили в кожаной посуде. Полученное из молока масло кипятили, освобождая от воды, и сохраняли всю зиму. Из творожной массы делали шарики, которые затвердевали, и их можно было хранить продолжительное время.

После появления калмыков на Волге  в 17в. их система питания не подверглась  особым изменениям. Пища калмыков состояла из двух обязательных компонентов: молочных продуктов и мяса – баранины и  конины.

В 1715г. Путешественник Джон Белл, проезжая через калмыцкие степи, так описывал питание калмыков: «они не возят с собою других припасов, кроме сыра или скиснувшегося и высушенного молока, из коего делают они небольшие катышки, кои распускают в воде и пьют оную. Когда изойдет у них сей припас, тогда находящихся у них в запасе лошадей убивают и едят. Мясо их жарят на решетке или взоткнув на стрелы; никогда не едят они его сырого. Правда, что они возят с собою большие части лошадиного мяса, которое сушат они на солнце, или коптят в дыме».

Таким образом, хозяйственно-культурный тип калмыков в условиях кочевого скотоводства обусловил тот факт, что на протяжении 17-18вв. пища калмыков оставалась, по преимуществу, мясо-молочной. Основные инновации в питании были связаны с употреблением растительной пищи представителями высших сословий.

Как и у всех скотоводов, у калмыков преобладали разнообразные мясные блюда. Первым и основным мясным блюдом у калмыков было блюдо махн (мясо) будь то говядина, баранина и конина. Мясо варили или вялили, но не жарили. Мясной бульон (шолун), полученный при варке мяса, употреблялся как отдельное блюдо. Шолун (бульон) пили из маленьких круглых чашек. Как шолун, так и мясо «обыкновенно едят без хлеба и прежде не употребляют никаких приборов вроде вилки, ложки, кроме ножа, который служит хорошим помощником к обгладыванию костей». В качестве приправы к шолун использовали только соль. При поедании мяса на стол подавали и сильно подсоленный бульон, в который обмакивали кусочки мяса.

Часто калмыки готовили татарское  блюдо бешбармак. У калмыков это блюдо встречалось в двух видах: керчксн-махн, когда вареное мясо нарезалось крупными кусочками, и ишксн-махн, когда мясо нарезалось мелкими кусочками.

Большое распространение имели  колбасы: приготовленные из коровьих и  бараньих кишок назывались чиксн-махн. Баранья грудинка, соленая и после прокопченная, почитается лучшим для закуски блюдом.

Проблему сохранения мяса в летний период калмыки решали путем его  вяления. Вяленое мясо называлось борц. Способ его приготовления был несложен: сначала сырое мясо разрезали на тонкие и длинные полоски, их окунали в кипяток, насыщенный солью и, наконец, развешивали в тени дл тех пор, пока оно не провялится.

Праздничными считались блюда, приготовленные из мяса молодняка. У  калмыков среднего достатка роскошью считался молодой барашек и изредка жеребенок; за столом богатых людей подавалось мясо откормленных молодых кобылиц или верблюжат, по- разному приготовленных. Вообще калмыки отдавали предпочтение блюду, которое представляло собой мясо молодого барашка, сваренного в айране и предварительно замоченного в наполненном айраном котле. Когда варят целого барана, то длинная кость подле лопатки, как самый лучший кусок, приносится в жертву и кладется перед бурханами. В конце 19в. появляются первые сведения о жарке мяса. Попечитель В.Хлебников писал, что «у богатых мясо жарится в жиру в виде мелких кусочков».       

Информация о работе Материальная и духовная культура калмыцкого этноса