Иудейский монотеизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Описание

Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном виде. Древнейшие верования кочевых еврейских племен включали в себя культ стихийных природных сил, культ животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА.docx

— 110.31 Кб (Скачать документ)

  К рассказу об изгнанных из рая Адаме и Еве примыкает история их ближайших потомков. Центральное место здесь занимает сюжет о «пастыре овец» Авеле и земледельце Каине (Быт.4:1 -8). В этом же цикле рассказывается о Ламехе, одном из потомков Каина, и его сыновьях — основателе скотоводства Иавале, создателе первых музыкальных инструментов Ювале и первом кузнеце Тувалкаине. Завершается повествование о ближайших потомках первых людей упоминанием об их сыне Сифе, от которого, согласно библейской традиции, происходят все народы. Далее (Быт. 5) перечисляется родословие человечества от Адама, через Сифа, к праведнику Ною, спасаемому Богом от гибели при всемирном потопе.

  Тема  потопа и истребления рода человеческого  известна в мифологиях многих народов  мира. Библейская ее версия подчеркивает, что подобное наказание дано от единого  Бога, а причиной является зло в  помышлениях и делах, которыми люди сопровождают весь свой путь на земле. Кульминацией событий становится установление договора (завета) Бога с Ноем и его  потомством (Быт.9:9-17). Главы о Ное  завершаются рассказом о непочтительном отношении к уснувшему пьяному родителю одного из сыновей — Хама («отца Ханаана»), и проклятии за этот поступок жителей Ханаанской земли, с которыми позднее будут бороться сыны Израиля.

  Родословие  потомства от сыновей Ноя (Быт. 10) показывает распространение народов  по земле после потопа. Приведенный  затем сюжет о «вавилонской башне» и рассеянии народов заканчивает  «всемирно-историческую» линию повествования  Торы.

  Последующее описание более подробного родословия потомков сына Ноя — Сима, направлено к Аврааму, с которого начинается собственно история евреев (и арабов — через Измаила, рожденного Аврааму наложницей Агарью). Предания о родоначальниках Аврааме, Исааке, Иакове раскрывают раннюю историю Израиля через рассказы об их союзе с Богом.

  58

  Аврам — уроженец Ура Халдейского в Южной Месопотамии; то есть его предки были язычниками, жившими за Евфратом. Бог побуждает его покинуть дом отца, сородичей, страну (Быт. 12) и идти в землю, которую он укажет, обещая произвести от Аврама великий народ.

  Повинуясь воле Бога, 75-летний Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан, где и жил в пустыне главой рода кочевников-скотоводов. Лишь однажды он укрылся на некоторое время от голода в Египте (Быт. 12:10-20). По воз-вращении, после разделения с перешедшим в плодородную Иорданскую окрестность и поселившимся в Содоме Лотом (Быт. 13:1-13), Аврам жил в Ханаане у дубравы Мамре и в среде язычников установил жертвенник Богу. Затем он выступает как герой-воитель, освободивший в походе против четырех восточных царей плененного ими Лота (Быт. 14). Все это время он неоднократно получает благословения и подтверждения милости Бога, договор с которым дополняется новыми подробностями: обещанием многочисленного потомства и земли обетованной во владение. Бог нарекает ему новое имя - Авраам, потому что он будет «отцом множества народов» (Быт. 17:5), заключает с Авраамом «завет вечный» (Быт. 17:7), наследниками которого будут его потомки от Сары (также получившей от Бога новое имя — Сарра). Свидетельством завета установлено обрезание младенцев мужского пола (Быт.17:10-14). Кроме того, Богом предречено рождение наследника завета Исаака.

  В повествовании об Исааке также содержится обетование Бога — исполнить данное Аврааму обещание, в награду за готовность принести в жертву любимого сына (Быт.22). После смерти и погребения Сарры Авраам женил 40-летнего Исаака на своей внучатой племяннице Ревекке.

  Рассказ об Исааке переходит в повествование  о непосредственном предке израильтян Иакове. Уже в утробе матери началось его соперничество с братом-близнецом  Исавом. Продолжившись в дальнейшем, оно вылилось во вражду народов, потомков братьев (идумеев и израильтян). Хитростью и прямым обманом Иаков лишает Исава прав первородства (Быт.25:29-34) и, опасаясь мести, спасается бегством. На пути в Харран, в Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 40

  дом своего дяди, Иаков видит вещий  сон: по лестнице от земли до неба сходили  и восходили ангелы, а Бог, стоящий  на этой лестнице, обещал ему и его  потомкам страну,

  59

  в которой он находился, умножение рода и возвращение обратно в эту землю. (Быт.28:11-22).

  В результате брака с дочерьми Лавана — Рахилью и Лией — и от двух их служанок Иаков становится отцом 12 сыновей и дочери Дины. После рождения Рахилью первого сына — Иосифа, Иаков решил покинуть Месопотамию и вернуться домой. По пути, в одну из ночей, с Иаковом борется Некто, кто так и не смог одолеть его и просил отпустить (Быт.32:24-29). Иаков получил благословение Бога и новое имя — Израиль; «потому что ты боролся с Богом» (Быт.32:29). Еще одно благословение Иаков получил в Вефиле, при утверждении там единобожия и основании жертвенника Богу (Быт.35:1-15).

  Особое  место в преданиях о патриархах занимает рассказ об Иосифе, любимом «сыне Израиля» (Быт.37; 39-50). Здесь раскрывается избранничество Иосифа среди братьев, Божье благоволение и покровительство ему. История Иосифа, полная драматических сюжетов (зависть и месть братьев, продажа в рабство, домогательства жены фараона, наказание в темнице, толкование снов, возвышение при дворе, примирение с братьями), объясняет, почему предки израильтян оказались в Египте. Смертью Иосифа заканчивается книга Бытия.

  Изложенные  в ней предания о патриархах имеют, по всей видимости, фольклорный характер: политическая история сиро-палестинского  региона, насколько об этом можно  судить по месопотамским и египетским источникам, не нашла отражения на библейских страницах. Авраам, Исаак, Иаков  действуют в вымышленной стране и сами являются персонажами мифологизированной легенды. Вопрос о реальном существовании  этих лиц в настоящее время  не может быть разрешен удовлетворительно.

  В повествовании о 12 сыновьях Иакова объединены легендарно-мифологические и исторические элементы, отразившие процесс формирования племенных  групп израильского народа. Сыновья  Иакова — Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон (от Лии); Иосиф и Вениамин (от Рахили); Дан, Неффалим, Гад и Асир (от наложниц) — эпонимы-родоначальники 12 колен израилевых, вошедших затем в племенной союз. Само число 12 носит сакрально-мифологический характер.

  Важнейшая и большая часть Торы — повествование  об исходе евреев из Египта, их странствии по пустыне, обретении Закона и заключении договора с Богом. Менее чем 50-летнему  пе-

  60

  риоду посвящены четыре книги Пятикнижия. В центре событий — Бог, Моисей и народ. Моисей — основатель религии Яхве, законодатель, религиозный наставник, политический вождь еврейских племен времен Исхода.

  Согласно  Библии, Моисей родился в еврейской  семье колена Левия, но воспитывался дочерью фараона (Исх.2). В юности он был необуздан и скор на расправу. Убив египетского надсмотрщика, Моисей бежал из Египта и нашел спасение в доме миди-амитского жреца, на дочери которого женился. Богоявление в несгорающем терновом кусте («неопалимая купина») резко изменило его жизнь: Бог избрал Моисея на служение и открыл ему свое имя — Яхве («Я есмь Сущий» Исх.3:14).

  Долгое  время тайна звучания имени Бога передавалась устно, по старшей линии  первосвященнического рода. С III в. до н.э. оно было полностью табуировано. В текстах, где оно было записано по законам еврейской письменности согласными буквами, произносится Адонай («Господь» в русском переводе согласно Септуагинте). При огласовке библейского текста, произведенного масоретами, священной тетраграмме YHWH были приданы гласные звуки слова Адонай. На этой основе возникло чтение «Иегова» — имя, не существовавшее в древности. Современной наукой принято иное чтение тетраграммы — Яхве. Обычный эпитет Бога Израиля — Яхве цеваот, т.е. Яхве воинств. Через греческое воспроизведение древнееврейского слова «цеваот» возникло широко распространенное сочетание «господь Саваоф».

  Моисею  предстояло стать предводителем  и освободителем народа. В помощь был назначен брат его — Аарон, который позднее станет первосвященником и родоначальником священнической касты. От лица Бога Моисей и Аарон  потребовали у Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 41

  фараона отпустить сынов Израиля из плена. Но фараон не слушает их, так как  сердце его ожесточено Яхве (Исх.7:3-4), и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими» (Исх.7-11 ). Предсказания о начале и конце казней, исключение из них израильтян и ряд других чудесных событий раскрыли могущество Бога Израиля. Через Моисея Бог устанавливает Пасху (Исх.12), знаменующую изведение его народа из земли египетской.

  Ключевой  момент истории Исхода — переправа  через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее  войско фараона, когда «увидели Израильтяне  руку великую,

  61

  которую явил Господь над Египтянами; и  народ убоялся Господа, и поверил  Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:31).

  Достигнув Синая, евреи расположились станом у подножия горы и простояли там в течение года (Исх. 19 - Чис. 10). До этого они знали о завете, но у Синая Бог явил себя им. Здесь он дал через Моисея 10 заповедей (Исх.20:3-17), первая из которых категорически наставляла: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

  Первые  каменные скрижали, на которых десятословие было записано перстом Божиим, Моисей разбил в гневе, узнав, что в его отсутствие народ поклонялся золотому тельцу (Исх.31:18; 32:19). Жестоко наказав народ, Господь сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1). После обновления завета Моисей получил повеление построить скинию (шатер, бывший переносным святилищем), где должен быть помещен ковчег завета, чтобы Бог мог обитать среди своего народа. Скиния была устроена в соответствии подробному описанию, данному Богом (Исх.25-40).

  У Синая было установлено священство и Аарон был назначен для служения. Весь народ был представлен в священническом служении: в память спасения от смерти в Египте первенцы каждого семейства принадлежали Богу. Богом же были установлены жертвы и даны предписания, как их приносить; жертва всесожжения, полностью поглощавшаяся огнем на жертвеннике; мирная жертва, предназначенная, главным образом, для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т.е. не бывший преднамеренным вызовом Богу (за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу); хлебное приношение и прочие виды жертв. Через соблюдение назначенных праздников осуществлялось напоминание, что Израиль — Божий народ.

  Отметив годовщину освобождения из Египта, евреи продолжили путь к Ханаану, обетованному Богом. В течение странствий по пустыне верность Богу будет не однажды поколеблена и вновь  восстановлена. Бог являл свое покровительство  народу, ропщущему из-за жажды или  голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Он оберегал Израиль от уничтожения враждебными племенами. Но он и жестоко наказывал за нарушение запре-

  62

  тов: когда посланные в Ханаан через сорок дней вернулись в стан и народ узнал от них, что на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые, то возроптали. Двое из посланных, Халев и Осия (сын Навин, переименованный Моисеем в Иисуса), взывали не восставать против Бога. От немедленного истребления свой народ спас Моисей, воззвав к милости Господней (Чис. 14:19). Однако наказание неотвратимо - в землю обетованную войдут только Халев, Иисус Навин и самые молодые; остальным суждено умереть в пустыне, неся наказание за грехи, день за днем в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, за то, что не явил среди сынов Израиля святости Бога в полной мере (Втор.32:51), и Моисей сможет лишь увидеть Ханаан с горы Нево перед смертью, но не войти в него. Дело жизни Моисей передал Иисусу Навину.

  Проблеме  достоверности истории исхода из Египта посвящена обширная литература. Мнения — от полного доверия изложенным в Торе фактам, до полного отрицания  историчности предания, не имеющего бесспорных внебиблейских свидетельств. Вполне вероятно, что историческая фольклорная традиция (учитывая фантастические и сказочные подробности и повороты сюжета) удерживает отзвук узловых событий в исто-рии народа. Возможно, что в очень древний период евреи осели в низовьях Нила. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 42

  середине XVIII в. до н.э. гиксы — группа кочевых азиатских племен, некоторые вожди которых носили семитские имена — завоевали значительную часть Египта. Не исключено, что проникновение израильтян в Египет могло произойти в рамках гиксосского господства, свергнутого египтянами в середине XVI в. до н.э., когда и начинается для еврейских кочевых племен новая жизнь — принудительная работа на очередных властителей. Недовольные, взбунтовавшиеся племена переместились на Синайский полуостров и после долгого кочевья по пустыне вошли в Палестину.

  Несмотря  на отсутствие неоспоримой реконструкции  древнейшей истории Израиля, можно  с достаточной уверенностью утверждать, что квинтэссенция Торы — обретение  Учения богоизбранным народом — в принципе не может быть связана с фиктивным историческим событием.

  Тема  исхода является материализацией идеи договора («завета» в традиционном переводе). В настоящее время известно,

Информация о работе Иудейский монотеизм