Иудейский монотеизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Описание

Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном виде. Древнейшие верования кочевых еврейских племен включали в себя культ стихийных природных сил, культ животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА.docx

— 110.31 Кб (Скачать документ)

  Согласно  Библии, Моисей родился в еврейской  семье колена Левия, но воспитывался дочерью фараона (Исх.2). В юности он был необуздан и скор на расправу. Убив египетского надсмотрщика, Моисей бежал из Египта и нашел спасение в доме миди-амитского жреца, на дочери которого женился. Богоявление в несгорающем терновом кусте («неопалимая купина») резко изменило его жизнь: Бог избрал Моисея на служение и открыл ему свое имя — Яхве («Я есмь Сущий» Исх.3:14).

  Долгое  время тайна звучания имени Бога передавалась устно, по старшей линии  первосвященнического рода. С III в. до н.э. оно было полностью табуировано. В текстах, где оно было записано по законам еврейской письменности согласными буквами, произносится Адонай («Господь» в русском переводе согласно Септуагинте). При огласовке библейского текста, произведенного масоретами, священной тетраграмме YHWH были приданы гласные звуки слова Адонай. На этой основе возникло чтение «Иегова» — имя, не существовавшее в древности. Современной наукой принято иное чтение тетраграммы — Яхве. Обычный эпитет Бога Израиля — Яхве цеваот, т.е. Яхве воинств. Через греческое воспроизведение древнееврейского слова «цеваот» возникло широко распространенное сочетание «господь Саваоф».

  Моисею  предстояло стать предводителем  и освободителем народа. В помощь был назначен брат его — Аарон, который позднее станет первосвященником и родоначальником священнической касты. От лица Бога Моисей и Аарон  потребовали у Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 41

  фараона отпустить сынов Израиля из плена. Но фараон не слушает их, так как  сердце его ожесточено Яхве (Исх.7:3-4), и Египет подвергается наказанию десятью «казнями египетскими» (Исх.7-11 ). Предсказания о начале и конце казней, исключение из них израильтян и ряд других чудесных событий раскрыли могущество Бога Израиля. Через Моисея Бог устанавливает Пасху (Исх.12), знаменующую изведение его народа из земли египетской.

  Ключевой  момент истории Исхода — переправа  через Красное море, расступившееся перед израильтянами и поглотившее  войско фараона, когда «увидели Израильтяне  руку великую,

  61

  которую явил Господь над Египтянами; и  народ убоялся Господа, и поверил  Господу и Моисею, рабу Его» (Исх.14:31).

  Достигнув Синая, евреи расположились станом у подножия горы и простояли там в течение года (Исх. 19 - Чис. 10). До этого они знали о завете, но у Синая Бог явил себя им. Здесь он дал через Моисея 10 заповедей (Исх.20:3-17), первая из которых категорически наставляла: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

  Первые  каменные скрижали, на которых десятословие было записано перстом Божиим, Моисей разбил в гневе, узнав, что в его отсутствие народ поклонялся золотому тельцу (Исх.31:18; 32:19). Жестоко наказав народ, Господь сказал Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1). После обновления завета Моисей получил повеление построить скинию (шатер, бывший переносным святилищем), где должен быть помещен ковчег завета, чтобы Бог мог обитать среди своего народа. Скиния была устроена в соответствии подробному описанию, данному Богом (Исх.25-40).

  У Синая было установлено священство и Аарон был назначен для служения. Весь народ был представлен в священническом служении: в память спасения от смерти в Египте первенцы каждого семейства принадлежали Богу. Богом же были установлены жертвы и даны предписания, как их приносить; жертва всесожжения, полностью поглощавшаяся огнем на жертвеннике; мирная жертва, предназначенная, главным образом, для жертвенной еды; жертва за непроизвольный грех, т.е. не бывший преднамеренным вызовом Богу (за священство и общество — тельца, за правителя — козла, за простого человека — горлицу); хлебное приношение и прочие виды жертв. Через соблюдение назначенных праздников осуществлялось напоминание, что Израиль — Божий народ.

  Отметив годовщину освобождения из Египта, евреи продолжили путь к Ханаану, обетованному Богом. В течение странствий по пустыне верность Богу будет не однажды поколеблена и вновь  восстановлена. Бог являл свое покровительство  народу, ропщущему из-за жажды или  голода (Исх. 15-17; Чис. 11, 20-21). Он оберегал Израиль от уничтожения враждебными племенами. Но он и жестоко наказывал за нарушение запре-

  62

  тов: когда посланные в Ханаан через сорок дней вернулись в стан и народ узнал от них, что на земле, где текут молоко и мед, есть большие укрепленные города, а люди сильные и рослые, то возроптали. Двое из посланных, Халев и Осия (сын Навин, переименованный Моисеем в Иисуса), взывали не восставать против Бога. От немедленного истребления свой народ спас Моисей, воззвав к милости Господней (Чис. 14:19). Однако наказание неотвратимо - в землю обетованную войдут только Халев, Иисус Навин и самые молодые; остальным суждено умереть в пустыне, неся наказание за грехи, день за днем в течение сорока лет (Чис. 14:29-34). За прегрешения ведомого им народа, за то, что не явил среди сынов Израиля святости Бога в полной мере (Втор.32:51), и Моисей сможет лишь увидеть Ханаан с горы Нево перед смертью, но не войти в него. Дело жизни Моисей передал Иисусу Навину.

  Проблеме  достоверности истории исхода из Египта посвящена обширная литература. Мнения — от полного доверия изложенным в Торе фактам, до полного отрицания  историчности предания, не имеющего бесспорных внебиблейских свидетельств. Вполне вероятно, что историческая фольклорная традиция (учитывая фантастические и сказочные подробности и повороты сюжета) удерживает отзвук узловых событий в исто-рии народа. Возможно, что в очень древний период евреи осели в низовьях Нила. В Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 42

  середине XVIII в. до н.э. гиксы — группа кочевых азиатских племен, некоторые вожди которых носили семитские имена — завоевали значительную часть Египта. Не исключено, что проникновение израильтян в Египет могло произойти в рамках гиксосского господства, свергнутого египтянами в середине XVI в. до н.э., когда и начинается для еврейских кочевых племен новая жизнь — принудительная работа на очередных властителей. Недовольные, взбунтовавшиеся племена переместились на Синайский полуостров и после долгого кочевья по пустыне вошли в Палестину.

  Несмотря  на отсутствие неоспоримой реконструкции  древнейшей истории Израиля, можно  с достаточной уверенностью утверждать, что квинтэссенция Торы — обретение  Учения богоизбранным народом — в принципе не может быть связана с фиктивным историческим событием.

  Тема  исхода является материализацией идеи договора («завета» в традиционном переводе). В настоящее время известно,

  63

  что заключение священных союзов было общепринятым обычаем на Древнем Востоке. Договор, заключенный между Богом и  Израилем, сходен по форме с хеттскими  и аккадскими аналогами. Вероятно, древнейшая организация жизни израильтян была «обществом союза», т.е. объединением тех, кто вступил в союз с Богом  как со своим сюзереном: израильтяне  обязались хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству. Верность Яхве есть выполнение договора, т.е. совокупности законов, этических увещеваний, ритуальных установлений.

  Законодательная часть Торы сформирована несколькими  однотипными сводами правовых установлений: это Декалог из 10 заповедей, повторенный  дважды (Исх.20:1-17; Втор.5:6-21); Книга Договора (Исх.20-23); Кодекс святости (Лев. 17-26); Второзаконие и ряд других. Правовой и культовой  регламентации подвергаются различные, хотя и не все сферы общественной и частной жизни. Здесь постановления о рабах, о повреждениях человека, о кражах и возмещениях, о вдовах и сиротах (Исход); установление жертвенного ритуала, законы чистоты и святости, законы о браке и половых отношениях, правила для священников и их семейств, установления о праздниках (Левит); установление городов-убежищ, запрещение перехода земли рода, перечень обязанностей и прав левитов (Числа). Разумеется, что важнейшим является установление единобожия и запрет идолопоклонства. По сути дела, нормативные акты религиозного законодательства получают сакральный статус Учения.

В драматической  истории исхода раскрываются черты  народа, с которым Бог заключил договор. Этот народ в массе своей  слаб и упрям, своеволен и боязлив. Его богоизбранность в том, что он предназначен Богом для воплощения принципов и цен-ностей, лежащих в основании Торы. Люди, ведомые Яхве и принуждаемые им к исполнению дарованных заповедей, выйдя из египетского рабства, становятся народом, спаянным верой в единого Бога и служением ему. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель Пророки (Небиим)

Мессия, входящий в Иерусалим (Венецианская Аггада, 1609г.)

  15 различные периоды древнееврейской  истории определяющей считалась  деятельность того или иного  пророка. Под сильным влиянием  пророческого движения заложенные в Учении идеи реализуются в государственной и религиозной сферах. Описание этих процессов содержится во второй части Танаха — Пророках, которая делится на два подраздела: Первые Пророки и Поздние Пророки.

  К Первым Пророкам относятся тексты исторического содержания — книга Иисуса Навина, книга Судей, 1 и 2 книги Самуила, 1 и 2 книги Царей (в христианской Библии книги Самуила и Царей именуются как 1-4 книги Царств). Повторение сюжетов, изложенных в текстах Самуила — Царей, содержится в 1 и 2 книгах Паралипоменон (Хроник), созданных позднее и относимых к разряду Писаний.

  В подраздел Поздних Пророков входят книги, Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также двенадцати «малых» (из-за небольшого объема книг) пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

  Пророк (евр. — наби) — избранный Богом человек, передающий богодухновенное слово. Пророчествование было важной

  65

  функцией  определенной категории жречества. На рубеже VII-VI вв. до н.э. происходит обособление пророков от жрецов. Многие пророки действовали при царском дворе, но были и такие, кто не связывал себя с государственными институтами. Существовали сообщества учеников и последователей известного пророка. В этой среде происходило становление пророческой литературы, часть которой фрагментами и целыми книгами сохранена в Танахе.

В книге Иисуса Навина

  В книге Иисуса Навина изложена деятельность помощника и преемника Моисея, ставшего самостоятельным вождем Израиля. Иудейская (и христианская) традиция считает составителем этой книги самого Иисуса Навина из колена Ефремова. Завоевание территории и разделение уделов между коленами Израилевыми — основные деяния Иисуса, успех которых предрешен верностью Закону и поддержкой Яхве.

  Перед переходом через Иордан Господь  сказал Иисусу, что будет прославлять  его перед Израилем, чтобы узнали, «что как Я был с Моисеем, так  буду с тобой» (Нав.3:7), и иссушил  воды реки, остановив их течение, пока все не перешли ее, «как Господь, Бог Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 44

  - ство «Лань», 1998. — 448 с. 43

  ваш, сделал с Чермным морем», показав силу руки Господней и израильтянам, и «всем народам земли» (Нав.4:23-24). По велению Бога, вступившие в землю обетованную вновь обрезаны, они совершили пасху, начали питаться «из произведений земли сей» и манна перестала падать с неба (Нав.5).

  Один  за другим Бог предавал в руки Иисуса города, указывая тактику их захвата (напр., Иерихона — Нав.6) и определяя  их безжалостное уничтожение. Бог ожесточал  сердца заиорданских царей и они войной встречали Израиль, и за это были преданы заклятию и истреблению (Нав. 11:20). Бог принимал и непосредственное участие в преследовании противника, бросая на него с небес большие камни и «больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом» (Нав.10:11). Господь сражается за Израиль, доколе исполняются его воля и приказания. Нарушение воли Бога приводит к неминуемой трагической расплате. Так, израильтяне потерпели сокрушительное поражение от жителей Гая, потому что некто Ахан из колена Иудина взял «из заклятого» в разрушенном Иерихоне (Нав.7), т.е. Израиль согрешил перед Богом и был наказан. Лишь когда ослушник был обнаружен и умерщвлен вместе с семьей, Господь отдал Иисусу Гай.

  66

  Состарившийся Иисус Навин, выполняя повеление  Бога, поделил по жребию землю в  уделы сынам Израиля. Перед смертью он предупреждал о необходимости точно соблюдать написанное в книге закона Моисея, запретил общаться и вступать в родство с соседними народами и поклоняться их богам. В противном случае эти народы «будут для вас петлею и сетью, и бичом для ребер ваших, и терном для глаз ваших, пока будете ис-треблены с этой доброй земли, которую дал вам Господь, Бог ваш» (Нав.23:13).

  Реальное  завершение исхода может быть отнесено ко второй половине XIII в. до н.э. Археологические раскопки подтверждают насильственное разрушение многих ханаанских городов в этот период. В то же время считается, что древнейшие части книги составлялись лишь около 900 г. до н.э.

Информация о работе Иудейский монотеизм