Иудейский монотеизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Описание

Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном виде. Древнейшие верования кочевых еврейских племен включали в себя культ стихийных природных сил, культ животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА.docx

— 110.31 Кб (Скачать документ)

Книга Судей 

  Книга Судей описывает продолжение начатого Иисусом Навином завоевания Ханаана. В ранней догосударственной истории Израиля, названной эпохой Судей, еврейские племена еще не имели общей политической власти и управлялись старейшинами, прислушиваясь также к изречениям пророков. В наиболее трудные периоды племена объединялись, подчиняясь избранному или самозванному вождю-судье (шофет).

  В книге приводится горестное сетование  на трудные времена, наставшие со смертью поколения, помнившего дела Господни во дни Иисуса. Сыны Израиля оставили Бога своих отцов и обратились к богам окружавших народов, «и стали поклоняться им, и раздражили Господа» (Суд.2:12). Бог воспылал гневом на Израиль и предал его в руки врагов. Для наставления и из жалости к народу, Господь «воздвигал» судей-спасителей и даже сам «был с судьей», спасая людей от «угнетавших и притеснявших их». Но когда умирал очередной судья, люди «делали хуже отцов своих», уклоняясь к другим богам (Суд.2:10-23).

  Содержание  наступившей эпохи, согласно книге  Судей, составляет повторяющийся несколько  раз цикл: грех нечестия и идолопоклонства  — разграбление имущества и многолетнее  угнетение — осознание того, что  страдания народа есть наказание  за непослушание — раскаяние и  избавление от ига через поставленного  Богом защитника — некоторое  время жизни в благочестии  — новое впадение в грех.

  Некоторые судьи упомянуты коротко: Гофониил воздвигнут спасителем от порабощения месопотамским царем (Суд.3:9-10);

  67

  Аод поставлен спасителем от ига моавитского царя, коварно убив которого, он обезглавил и разбил вражеское войско (Суд.3:15-30); Самгар спас Израиль, побив воловьим рожном 600 филистимлян (Суд.3:31).

  Во  времена судьи и пророчицы  Деворы сыны Израиля были преданы в руки ханаанского царя. Через эту пророчицу Бог призвал спасителем Варака, раскрыл ему план военных действий и помог в их осуществлении. Огромное войско врагов было раз-громлено. Победная песнь Деворы (Суд.5), по общему признанию библеистов, наиболее Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 45

  древний текст Библии, возможно восходящий к XIII в. до н.э. В ней возвышенно и  торжественно прославляется отмщение Израиля: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей» (Суд.5:31).

  Спасителем  от мадианитян Бог послал Гедеона, младшего сына самого бедного рода колена Манасиина. Первое, что сделал избранник по велению Бога — разрушил жертвенник Ваала, которому поклонялся его отец, и принес всесожжение на вновь построенном жертвеннике Яхве (Суд.6:25-31). Дважды Гедеон спрашивал у Бога подтверждения своей избранности спасителем Израиля и оба раза получал знамения (Суд.6:36-40). Однако, отказавшись от предложенной ему народом царской власти, Гедеон из части пожертвованного золота сделал некий предмет — эфод (Суд.8:24-27), чем проложил новый путь к идолопоклонству, которое вновь расцвело после его смерти.

  Попытку установить царскую власть в родном городе Сихеме предпринял Авимелех, сын Гедеона. Он убил 70 своих братьев и тиранически властвовал три года. Во исполнение проклятия, произнесенного случайно спасшимся младшим из братьев — Иофамом, Авимелех погиб от сброшенного на него обломка жернова (Суд.9).

  За  кратким упоминанием о судьях Фоле (Суд. 10:1 -12) и Иаире (Суд. 10:3-5) следует повествование об Иеффае, сыне блудницы, изгнанном братьями из дома отца. Старейшины просили его стать начальником в период борьбы с аммонитянами, в руки которых Бог отдал Израиль за служение чужим богам, и обещали оставить судьей после победы. Разгромив врага, он выполнил обет, данный Богу: «Тот, кто выйдет из дверей дома моего навстречу мне, когда я буду возвращаться с миром от Аммонитян, тот будет Господу, и я вознесу того на всесожже-

  68

  ние» (Суд. 11:.1). Жертвой стала единственная дочь Иеффая, достойно принявшая свою участь: «...делай со мною то, что произнесли уста твои, когда уже Господь совершил ради тебя отмщение врагам твоим» (Суд. 11:36).

  После смерти Иеффая, сменяя друг друга, судьями Израиля были Есевон, Елон и Авдон (Суд.12:8-15).

  Двенадцатым судьей над Израилем стал богатырь Самсон. Бесплодной жене Маноя явился Ангел Господень и предсказал рождение сына и его предназначение: «бритва не коснется головы его, так как Назорей Божий будет этот младенец от самого чрева, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян» (Суд. 13:5), которым на сорок лет были преданы в угнетение израильтяне за зло, «творимое пред очами Господа». С детства в Самсоне действовал Дух Божий (Суд. 13:25), укрепляя героя в самые ответственные моменты. Когда израильтяне, желая избежать военного столкновения, вынуждены отдать филистимлянам связанного Самсона — «сошел на него Дух Господень,... и упали узы его с рук его» (Суд. 15:14), после чего он убил тысячу врагов ослиной челюстью.

  Гибельной для Самсона оказалась любовь к филистимлянке Далиле. Подкупленная единоплеменниками, женщина трижды пыталась выведать тайну его великой силы, трижды Самсон обманывал ее, но все же открыл, что он назорей Божий и сила его в волосах (Суд. 16:17). Богатырь был острижен во сне, ослабел, был схвачен и ослеплен. На празднике бога Дагона его привели для забавы собравшимся в храм. И здесь, по молитве Самсона, Бог укрепил его для последнего подвига: сдвинув центральные столбы, он обрушил здание и «было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

  Последние главы книги повествуют об отступничестве от истинного Бога. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).

  Во  времена Судей сосуществуют, оказывая взаимное воздействие, городское классовое  общество ханаанеев и родо-племенное общество древних евреев. Переход к оседлости, занятия ремеслами и земледелием, воздействие более развитой ханаанской культуры, появление начатков городской жизни способствовали созданию предпосылок образования государства. На рубеже П-I-го тыс. до н.э. происходит ослабление и распад

  69

ряда могущественных держав, доминировавших на Ближнем  Востоке. Это также способствовало становлению небольших молодых  государств. Хотя полулегендарный пророк Самуил (иудейская традиция приписывает ему авторство книги Судей и 1-2 книг

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА

  Иудейский монотеизм не появился сразу в завершенном  виде. Древнейшие верования  кочевых еврейских  племен включали в  себя культ стихийных  природных сил, культ  животных, магию, фетишизм и т.п. Оказавшись рядом с ближневосточными цивили-зациями, имевшими многовековую политеистическую традицию, древние евреи не избежали их влияния, особенно в том, что было созвучно их собственным домонотеистическим представлениям.

  Все это можно обнаружить в Библии, содержащей разновременный и  разнохарактерный материал. Законодательные  и культовые установления, любовная лирика, поучительные истории, видения, пророчества, фольклор и т.д. в  течение столетий были отобраны, систематизированы  и объединены в  своде, являющемся священным.

  Слово «библия», употреблявшееся  эллинизированными евреями, есть калька с еврейского «хасфарим» (книги) наиболее раннего и распространенного термина. Впоследствии иудейскую Библию стали обозначать словом-аббревиатурой Танах, по первым буквам названий трех основных разделов: Тора (Учение), Небиим (Пророки), Кетубим (Писания).

  Авторство и датировка большинства  книг пока не имеют  бесспорного определения. Установлено, что  древнейшие теIII-II вв. до н.э. Язык большинства книг древнееврейский, бывший разговорным в Палестине до времен вавилонского плена (VI в. до н.э.). Позднее в обиход вошел арамейский язык, несколько фрагментов текста на нем включены в книги Ездры, Иеремии, Даниила.

  Канонизация Торы произошла в  сороковых годах V в. до н.э. Отбор и  упорядочение других разделов продолжались еще на

  53

  протяжении нескольких веков. В конце I в., после гибели Иерусалимского храма, Синедрион (собрание судей) определил состав так называемой масоретской (от древнеевр. масора традиция) иудейской Библии и утвердил редакцию вошедших в нее книг. Но из-за искажений, появившихся при переписке рукописей и продолжавшегося употребления неканонических книг, в VII-IX вв. хранители традиции масореты вновь устанавливали точный библейский текст, расположение книг, количество глав и стихов в каждой книге и во всей Библии. Древнееврейская система письма не фиксировала гласных звуков, поэтому необходимость единообразного чтения Танаха потребовала ввода специальных значков для огласовки.

  В III-II вв. до н.э. в Египте был осуществлен перевод Библии на греческий язык. Предание приписывает его семидесяти двум (по шести от каждого колена) старцам, отчего позднее этот перевод получил название Септуагинта (лат. семьдесят). Древнейшие дошедшие до нас манускрипты Септуагинты датируются IV в. В ней содержатся некоторые книги и фрагменты, не вошедшие в иудейский канон; в христианской традиции они публикуются католическими (как второканонические) и православными (как душеполезные) изданиями Библии.

  На  основе Септуагинты был сделан ранний латинский перевод II-III вв., из которого к настоящему времени сохранились отдельные выдержки. Новый перевод на латынь, учитывавший и особенности масоретского списка, был осуществлен в конце IV начале V вв. бл.Иеронимом. С XII в. этот перевод известен под названием Вульгата (лат. народная). В середине XVI в. на Тридентском соборе католической церкви он был признан богооткровенным.

  Ветхий  Завет христианской Библии основан на Танахе, но отличается от него наименованием и порядком расположения ряда книг, заменой имени Бога (Яхве) именем нарицательным

  54

  (Господь), а также особым  «христианским прочтением»  еврейских текстов. 

  Иудаизм религия Слова, а Библия его вероисповедная основа. Она же оказывается важнейшим источником, раскрывающим становление иудейского монотеизма. Священная история, разворачивающаяся в Библии, представляет события из жизни отдельных людей и народа в целом как знаки активного присутствия Бога в человеческой истории. И то, какой Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 37

   Учение (Тора)

Скрижали  Завета

Менора

  Тора  — наиболее авторитетная часть Танаха, запись которой иудейское предание связывает с именем Моисея.

  В синодальных изданиях Русской Библии пять книг, входящих в эту часть, обозначаются согласно христианской традиции — по сюжету или важнейшим особенностям (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

  Иудейская Библия сохраняет названия книг Торы по первому значимому слову текста на иврите: Берешит («В начале...»), Веэлле Шемот («И вот имена...»), Вайикра («И воззвал...»), Бамид-бар («В пустыне...»), Элле Хадебарим («Вот слова...»).*

  Главное в Торе — договор бога Яхве с народом, заключение которого является основным элементом развития космического миропорядка.

  * Обращаем внимание, что приведенные в данной лекции цитаты, написание имен и названий из Торы и других текстов Танаха даются не по синодальному изданию, а по русскому переводу принятой в иудаизме редакции Библии (см.: Священные книги Ветхого Завета, переведенные с еврейского языка для употребления евреям. Т.1-2.— Вена, 1877). Это позволяет точнее передать смысл и содержание иудаистической трактовки библейских сюжетов.

  57

  Тора  начинается с рассказов о сотворении мира и человека. При этом важнейшим  для библейской космологии становится предание об Эдемском саде блаженства, где среди прочих деревьев Бог  насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла, и где Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru История религии = Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Издатель- ство «Лань», 1998. — 448 с. 39

  произошло грехопадение первых людей, нарушивших запрет Бога вкушать плоды познания и тем самым преступивших первый договор с Господом.

Информация о работе Иудейский монотеизм