Иудаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:11, реферат

Описание

Выбирая тему реферата, передо мной встала проблема выбора предмета исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими проповедовалась, оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. среди древнессмитских племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. В моём реферате мы рассмотрим основные концепции иудаизма его направление а также современное значение в обществе и в мире целом.

Содержание

Введение.

1.Генезис иудаизма, основные периоды его развития…………...……4.
1.1. Этническая картина современного иудаизма………………………....11.

2 . Священные книги иудаизма……………………………………………...13.

3. Вероучение иудаизма…………………………………………………….....18.

4. Религиозная практика иудаизма……………………………………...…..19.

5. Заключние.

6. Список используемой литературы………………………………………..24.

Работа состоит из  1 файл

Иудаизм.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов: Зераим (Посевы) - аграрное законодательство; Моэд (Праздники) - праздничный ритуал; Нашим (Жены) -брачное законодательство; Незикин (Повреждения) - уголовные законы; Кодашим (Святыни) - порядок богослужения; Тегарот (Чистоты) - ритуальная чистота. В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях  жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот ("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э.

В III-V веках  н. э. в палестинских и вавилонских  йешивах был составлен третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара (Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это  комментарии к Мишне. Вместе с  Мишной Гемара палестинских шкод составила Иеруса-лимский Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке.

В эпоху  гаонов в Вавилонии был составлен  Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских  йешив. Завершение его формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чем Иерусадимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован.

Помимо  композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна - Гемара) членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада - притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда.

Таким образом, Талмуд представляет собой  своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.

Многослойность  и энциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран).

Систематизация  и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху. Наибольший авторитет в этой области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида (1135 -1204), известного под именем Рамбам (представляет собой аббревиатуру от полного имени - раббейну Моше бен Маймон). Деятельность Маймонида, выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта, где он служил Придворным врачом египетского султана. В числе других сочинений им был создан обширный трактат "Мишне-Тора" (Повторение Торы) - своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду.

По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева, Маймонид "дал  своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны, целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой - старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных началах" .

В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485 - 1575) завершил кодификацию  предписаний Талмуда. Он составил талмудический  кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов: Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа (домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух" сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксального иудаизма .

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога. Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром.

Наиболее  важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние), почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе, перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую связано богословие хасидизма. 
 
 
 
 

3. Вероучение иудаизма

Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры "Шема", которым начинается богослужение: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!. Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонаи"

(Вдадыка). Закрепляя это правило, хранители  текста Библии ставили к согласным  буквам слова "Яхве" знаки  огласовки для слова "Адонаи". Из этого соединения возникла  ставшая широко распространенной  транскрипция "Иегова" - искаженная  форма имени "Яхве".

Божья воля открывается человеку через  слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают  иу-даисты, первым народом, который  Бог избрал для открытия своей  воли через Закон, данный Моисею (Синайский  завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, "тот факт, что народ Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его... особыми привилегиями, зато налагает на него особые обязательства". И далее: "Эта ответственность-чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения - выражается понятием "избранный народ".

Неевреи, принявшие иудаизм (герим), становятся полноправными членами еврейской  общины (мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет деторождения во внутриконфессио-нальных браках).

Случаи  принятия иудаизма народами, этнически  не связанными с евреями, в истории  известны, но в целом прозелитизм  не получил в иудаизме значительного  развития из-за учения о богоизбранности  еврейского народа. Исторически в  иудаизме существовали две тенденции: национального избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль (Земля Израиля), которая считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.

Завершение  исторического призвания народа Божия должно осуществиться через  явление Мессии (от древнееврейского "машиах" - помазанник) - "помазанника  Божия". Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно  иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа ("Христос" - греческое значение слова "помазанник"), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано  вышеупомянутым Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры: в существование  Бога; в его единство; в его  бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Религиозная практика  иудаизма.

В библейский период центром иудейского культа был  Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось  ежедневное жертвоприношение (тамид). В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.

В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги (по-древнегречески - "собрания"). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в "реформированном иудаизме" синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.

Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании  сформировался архитектурный облик  синагог, которые строились в  мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально "число", то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.

В центре синагогального зала располагается  бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Кроме того, с  бимы произносятся проповеди, а в сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство религиозным хором.

Иудаистское богослужение состоит в общей  и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также в исполнении религиозных  песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чин и порядок ритуальных действий.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного  духовенства. В библейский период согласно Торе исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аа-рониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левия). В современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки ааронидов.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные  богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.

Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно "собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.

Информация о работе Иудаизм