Иудаизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:11, реферат

Описание

Выбирая тему реферата, передо мной встала проблема выбора предмета исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими проповедовалась, оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. среди древнессмитских племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. В моём реферате мы рассмотрим основные концепции иудаизма его направление а также современное значение в обществе и в мире целом.

Содержание

Введение.

1.Генезис иудаизма, основные периоды его развития…………...……4.
1.1. Этническая картина современного иудаизма………………………....11.

2 . Священные книги иудаизма……………………………………………...13.

3. Вероучение иудаизма…………………………………………………….....18.

4. Религиозная практика иудаизма……………………………………...…..19.

5. Заключние.

6. Список используемой литературы………………………………………..24.

Работа состоит из  1 файл

Иудаизм.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

Крупнейший  еврейский культурно-религиозный  центр сложился в Испании после  завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания коренным населением захваченных арабами  территорий) положение евреев в Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в 1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней Франции.

С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной  жизни складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западно-русские земли).

Существенно лучше было положение иудейских  общин в мусульманских странах  благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции.

Несмотря  на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи ренегатства  иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). У его истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии Мозес Мендельсон (1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так называемый "реформированный иудаизм").

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем  и США захватили процессы секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная самоидетификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.

К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев, сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства  на исторической родине еврейского народа - в Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский публицист из Австрии Теодор Герцдь (1860 - 1904), автор книги "Еврейское государство".

В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский  конгресс, проходивший в Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная  сионистская организация. Имевший  своими истоками догматические положения  иудаизма об "избранном народе Божием", сионизм тем не менее сделался явлением не религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до социалистических.

В XX веке процесс ассимиляции евреев получил  наибольшее развитие в странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста (катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей традиционной еврейской культуры погибло больше.

Гитлеровский  геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление еврейской религиозной жизни как в Израиле, так и в диаспоре . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Этническая картина  современного иудаизма.

К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее многочисленное еврейское население было в США (5,7 млн. человек) и Израиле (3,4 млн. человек). Третью по численности территориальную группу еврейской диаспоры представляли евреи СССР (свыше 1,7 млн. человек). Единство иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры.

Вместе  с тем уникальными особенностями  этой национально-монотеистической религии  явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с  гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного укоренения на местах. Следствием этого стало разнообразие этнических групп евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности.

Наиболее  значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг которых сформировался  в средневековой Германии в IX - XII веках (Ашкеназ - название Германии в средневековой раввинской литературе), а впоследствии сместился на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, Россия). В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности.

Ашкеназская субэтническая группа стала основой (с разной степенью участия других групп евреев) нынешних еврейских  общин большинства стран Европы, США, Латинской Америки (Аргентина) и Южной Африки. Ашкеназы - наиболее ассимилированная группа среди евреев, поскольку движение хаскала и "реформированный иудаизм" зародились именно в Германии. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство нынешних европейских и американских евреев считают родными языками языки стран проживания.

Основной  этнокультурный очаг восточно-европейских  евреев, охватывавший территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим  еврейским типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой, именуемой на идиш "голдене кейт" ("золотая цепь"), был практически полностью уничтожен гитлеровцами. Уцелевшие носители традиционной еврейской культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль.

Другая  значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в средневековой Испании в период арабского господства, получила название сефардов (Сфарад - наименование Испании в средневековой раввинской литературе). После изгнания в 1492 г. они расселились, главным образом, в странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского.

Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в противоположность  европейским евреям. Это не вполне точно, так как восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей Эфиопии, "черных евреев" Индии, китайских иселони. До образования Израиля наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских стран: Марокко, Йемена, Египта. До установления в 1979 г. исламско-фундаменга-листского режима значительная еврейская община проживала в Иране.

После образования в 1948 г. государства  Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и выходцы из Европы - все еще сохраняют обособленность в религиозном плане, имея двух самостоятельных главных раввинов: ашке-назского и сефардского. 
 
 
 
 
 
 
 

2 . Священные книги иудаизма.

Первая  по важности и почитаемости священная  книга иудаистов - ТаНаХ (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке.

Два главных  отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет.

Свой  современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э. Окончательное  оформление его текста произошло  к VIII веку н. э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название "Масоретский канон".

По иудейской  традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) или Пятикнижие Моисееве, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг: Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери, Дейтерономия. Второй отдел - Невиим (Пророки) делится, в свою очередь, на старших Пророков (6 книг) и младших Пророков (15 книг). В третий отдел - Кетувим (Писания) вошли 13 книг.

Язык  ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным  языком иудеев, причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов, так и их графической основе. ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом, в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно.

Характерна  высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книга почитается как предмет культа; обращение  с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего).

В отличие  от ТаНаХа, который считается зафиксированным  живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений  иудаизма, именуемый Талмудом (Изучение), - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей. Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования -толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу (мидрашим).

Несколько позже началась систематизация так  называемой Устной Торы • законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение  долгого времени бытовавшего  в устной традиции. Ее начал ученый Иерусалим-ский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начале 1 века н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после чего получил название Мишна (Повторение).

Информация о работе Иудаизм