История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

С развитием общественного сознания, идей глобализации и космополитизма, все новыми достижениями научно-технического прогресса и, в целом, прогресса цивилизации, современный социум, тем не менее, все упорнее сохраняет и очерчивает традиционный этнический модус в сфере суеверий и предрассудков. Даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет, да сплюнут через левое плечо, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки или постучат по дереву.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная содержательная часть
1. Что такое суеверие?......................................................................................3
2. Виды суеверий………………..…………………………………………….3
3. Во что мы верим?..........................................................................................5
4. История возникновения суеверий………………………………………...6
5. Церковь и суеверия – несовместимые понятия?........................................7
6. Вера и суеверия…………….........................................................................9
7. Психология суеверий………………………………...…………………...10
8. Магия и суеверия в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам ………………………………………….….15
9. Чего боятся россияне? Статистические данные……………………..….16
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

история религии.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Д. В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах.

Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. При этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию окружающего мира, креативности и изобретательности. В результате суеверия как аффективное явление мешают реализации познавательных и творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность; творческое мышление освобождает человека от тревоги перед неизвестным, от влияния прошлого, обычаев и условностей.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности в кризисных ситуациях усиливает потребность индивида руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.

Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

- Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, то есть перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз и Э. Блейлер.

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности.

Магию, также как и объективные знания, используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний – без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т. е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия.

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать как зависимость субъекта (часто неосознаваемую) от некоторой внешней силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю силу волшебным помощником. Волшебный помощник, персонифицированный в суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить свои актуальные потребности без приложения собственных усилий. В большей или меньшей степени деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний.

Итак, согласно психоаналитическому подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с опорой на обстоятельственную и объектную атрибуцию.

- Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.

- В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали.

С точки зрения Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева, суеверия – это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед.

Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера – трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени.

Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом.

- В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.

Так, К. К. Платонов называет суеверия рудиментарными осколками прошлых религий.

С точки зрения Б. Ф. Поршнева, суеверия как проявления доисторического сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям.

Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т. е. связь с породившей.

В. Я. Пропп рассматривает суеверие наряду с колдовством и магией как вытесненный и преследуемый обычай или обряд, совершаемый тайно и не согласующийся с хозяйственной и социальной структурой народности на данном этапе ее развития.

Наиболее продуктивным мне представляется аффективно-мотивационный подход к суевериям, поскольку не вызывает сомнения, что суеверия, в первую очередь, выполняют аффективно-защитную функцию.

 

8. Магия и суеверия в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам

 

Попытаемся оценить интерес россиян к магии, гаданиям, и прочим мистическим предрассудкам на примере пользователей Интернета – а это, прежде всего молодые, образованные и социально активные люди, то есть те, кто будет в недалеком будущем определять судьбу России.

В качестве критерия оценки интереса пользователей используем среднемесячную статистику запросов по ряду ключевых слов в самой популярной в рунете поисковой системе Яндекс, используя в услуге Яндекс-Директ функцию подбора слов.

 

1. Гадания – количество запросов в месяц – 453 882.

2. Магия – количество запросов в месяц – 171 228.

3. Колдовство – количество запросов в месяц – 6 635.

4. Привороты – количество запросов в месяц – 51 096.

5. Сглаз – количество запросов в месяц – 12 478.

6. Порча – количество запросов в месяц – 22 656.

7. Третий глаз – количество запросов в месяц – 3 926.

 

Итого по данным оккультным практикам было сделано 721 901 запросов в месяц. Из чего можно сделать вывод, что интерес к мистике стойкий и неослабевающий.

 

 

9. Чего боятся россияне? Статистические данные

 

Ученые из Института Социологии РАН, представили доклад «Чего боятся россияне». Большинство опрошенных, выбирая из предложенного набора страхов, однозначно заявили, что не испытывают ни один из них[6].
              Тем не менее, 37% респондентов указали хотя бы один вид иррационального страха из-за возможного негативного вмешательства в их жизнь потусторонних сил. Социологи отмечают, что данная статистика мало варьируется в зависимости от социально-демографического статуса, то есть подобные страхи характерны и для бедных, и для богатых.
              Как свидетельствует исследование, наиболее распространенный в России иррациональный вид страха – это боязнь сглаза. О своих опасениях подобного рода сообщили 22% опрошенных россиян. При этом во всех возрастных категориях количество людей, верящих в «недобрый глаз» превышает 20%. 13% респондентов признались, что верят в дурные приметы – черную кошку, рассыпанную соль и т. д. Еще 10% россиян испытывают тревогу по поводу вещих снов. 4% опрошенных заявили, что испытывают тревогу по поводу вероятного пришествия инопланетян. При этом большинство граждан, опасающихся пришельцев, относятся к возрастной категории 22–30 лет, проживающих в поселках городского типа.
              Любопытно, что страх по поводу вампиров и вурдалаков испытывают граждане постарше – в категории 31–40 лет, проживающие в сельской местности – 7%. А всего в вампиров верят 5% россиян. Еще 3% опрошенных рассказали о своем страхе «снежных людей» и «зеленых человечков». Большинство из них – молодые люди от 18 до 21 года, проживающие в селах. Почти каждый десятый взрослый россиянин (9%) ощущает ужас, предвидя козни целой группы нечисти. Характерно, что в мегаполисах ни один из опрошенных не признался в подобных страхах.
Единственный иррациональный страх, имеющий точку локализации в социальной группе, – страх адских мук и воздаяния за грехи – характерен для людей преклонного возраста. В возрастной категории «свыше 60-ти» в Страшный суд верят 16% граждан (среди всех возрастных групп – 12%).
              «В большей степени иррациональным страхам подвержены жители поселков городского типа, которые чаще других боятся пришельцев из космоса и летающих тарелок, оговоров и сглазов, черных примет»[7].

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги данной работы, можно сделать вывод о том, что магия и суеверия имеют место быть в нашей жизни. Иногда мы, сами того не осознавая, потакаем глупым предрассудкам, тем самым привнося в свою жизнь массу ненужных жестов, поступков, и прочих мелочей.

Борьба с суевериями требует большой духовной опытности, ума, нравственной силы и осторожности. Через насильственное исторжение народных понятий и чувств, хотя и несвободных от суеверия, но глубоко вкоренившихся в народном духе и жизни, суеверие не только не искореняется, но еще более крепнет, становится непонятливее и, так сказать, раздражительнее.

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Но в то же время нельзя утверждать, что суеверия несут исключительно отрицательную подоплеку. Ведь благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Иногда эти самые предрассудки помогают людям избавиться от стресса, страха перед окружающим миром, даже банально придают уверенность, пусть утопическую, в себе, завтрашнем дне и т.д. Хорошие приметы играют важную роль, ободряя сомневающегося человека и подкрепляя его уверенность в своих силах. Неслучайно особенно остро символика воспринимается перед ответственным событием, ведь люди склонны искать одобрение не только у своих близких, но и у высших сил. Например, кладя перед экзаменом пятак под пятку, студент, не зная того, прибегает к своеобразному аутотренингу, настраивая себя на победу. И если не верить хотя бы в то, что черная кошка — к несчастью, а монетка под пяткой привлечет удачу, можно заработать невроз — жизнь уходит из-под контроля, и найти тому причину не удается. То есть суеверия сегодня — это эффективная психологическая защита от стресса, вызванного, с одной стороны, страхом перед непредсказуемым миром и, с другой — страхом ответственности за свою судьбу.

Поэтому вопрос о том, является ли присутствие магии и суеверий в нашей жизни проблемой, требующей искоренения, спорный, так как он, как большинство других, имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Быть может, с утратой обществом веры во что-то мистическое, сверхъестественное, мы утратим часть обычаев, традиций, которые народ копил веками.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      «Тайны языческой Руси» – Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун, Москва, 2000 г.

2.      «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» - В. И. Даль, «Эксмо», 2008 г.   

3.      Толковый словарь, Даль В.И., 2007 г.

4.      Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., Азбувник. 1999 г.

5.      http://pda.nr2.ru/  (Данные РИА «Новый регион»)

6.      http://www.isras.ru/ (Данные исследования ИС РАН)

7.      http://ru.wikipedia.org/wiki/ (онлайн-энциклопедия)

8.      http://azbyka.ru/religii/okkultizm/sueverie.shtml

9.      http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/church/religion/d072323

 

 

 

 

18

 



[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., Азбувник. 1999. С.778.

[2] Фэн-шуй (кит. — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй выбирают место для строительства дома, решают разбивку участка, выбирают благоприятные места для захоронений, планируют жизненное пространство и возможные события.

[3] http://bd.fom.ru/report/cat/societas/culture/church/religion/d072323

[4] Владимир Бояновский

[5] Некрофобия - (греч., от «ekros» - мертвый, и «phobeo» - боюсь), боязнь трупов и похоронных принадлежностей.

[6] По данным РИА «Новый регион»

[7] По данным исследования ИС РАН


Информация о работе История религии