История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

С развитием общественного сознания, идей глобализации и космополитизма, все новыми достижениями научно-технического прогресса и, в целом, прогресса цивилизации, современный социум, тем не менее, все упорнее сохраняет и очерчивает традиционный этнический модус в сфере суеверий и предрассудков. Даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет, да сплюнут через левое плечо, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки или постучат по дереву.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная содержательная часть
1. Что такое суеверие?......................................................................................3
2. Виды суеверий………………..…………………………………………….3
3. Во что мы верим?..........................................................................................5
4. История возникновения суеверий………………………………………...6
5. Церковь и суеверия – несовместимые понятия?........................................7
6. Вера и суеверия…………….........................................................................9
7. Психология суеверий………………………………...…………………...10
8. Магия и суеверия в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам ………………………………………….….15
9. Чего боятся россияне? Статистические данные……………………..….16
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

история религии.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)


Контрольная работа № 1

по курсу истории религии

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Никитина Юлия Вячеславовна

студентка 1 курса

заочного отделения  социологического факультета СГУ

группа № 136 город Пугачёв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата сдачи работы в учебную часть "11" декабря 2009 г.

 

Работу проверил Дорошин Иван Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Основная содержательная часть

 

1.      Что такое суеверие?......................................................................................3

2.      Виды суеверий………………..…………………………………………….3

3.      Во что мы верим?..........................................................................................5

4.      История возникновения суеверий………………………………………...6

5.      Церковь и суеверия – несовместимые понятия?........................................7

6.      Вера и суеверия…………….........................................................................9

7. Психология суеверий………………………………...…………………...10

8.      Магия и суеверия в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам ………………………………………….….15

9.      Чего боятся россияне? Статистические данные……………………..….16

 

Заключение…………………………………………………………………….…17

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Мы живем в языческом мире, где люди ходят к колдунам, гадалкам, сверяют жизнь с восточными гороскопами. Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается. Отношение к ним в обществе можно назвать приподнято-поэтическим, как к древней народной мудрости или фольклору. Кроме того, 70 – 80 лет борьбы с Церковью в XX веке занесли в церковную среду новую волну различных суеверий, предрассудков, смешанных с современными учениями.

С развитием общественного сознания, идей глобализации и космополитизма, все новыми достижениями научно-технического прогресса и, в целом, прогресса цивилизации, современный социум, тем не менее, все упорнее сохраняет и очерчивает традиционный этнический модус в сфере суеверий и предрассудков. Даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет, да сплюнут через левое плечо, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки или постучат по дереву.

Как правило, степень удержания их в современном массовом сознании наиболее очевидно связана с историческими и ментальными процессами естественного «старения» мифа данной этнической группы или, напротив, резкого, часто насильственного, перехода данного социума к следующему этапу исторического, идеологического, политического и религиозного развития.

Гипотезой своего исследования я выбрала предположение о том, что именно обмирщение духовности в значительной мере способствует распространению предрассудков и суеверий, огромное количество которых мы видим сейчас вокруг.

Что есть суеверие? Где те грани, перейдя которые христианин превращается в суевера? Актуальна ли проблема суеверий для современного христианства? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1.      Что такое суеверие?

 

Слово «суеверие», как написано в словаре Владимира Даля, означает «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». В словаре Ожегова суеверие определяется так: «Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы»[1].

Образовано это слово с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной».

О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета». По сути не очень лестные определения.

Теперь рассмотрим христианскую трактовку понятия «суеверие». Как было сказано выше, суеверие есть пустая вера, ложная вера. Одно из его определений может звучать так: «Суеверие – грех, состоящий в том, что чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное. Оно плод невежества и развращения и строго осуждается словом Божьим». Суеверие есть грех отступления от веры, отсутствие ее, ложное понимание веры, принятие лжи за истину, потому что «всякая неправда есть грех…». Грех есть отступление от Божьей Воли, нарушение Его Заповедей. Суеверие выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет. В принципе нет такого понятия как «церковные суеверия», любое суеверие есть отхождение человека от Церкви, поэтому правильнее их назвать околоцерковными, псевдоцерковными или даже антицерковными, или антихристианскими. Суеверия приносят много вреда, так как они уводят людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении.

 

2.      Виды суеверий

 

Суеверия различаются в топографическом плане (городские отличаются от сельских), в возрастном (молодые склонны верить в судьбу, в гадания, пожилые – в вещие сны, в знахарей), в профессиональном (более суеверны люди, профессии которых связаны с риском, - летчики, водители, хирурги). Вообще в сознании человека существует тяга к таинственному, необычному, потребность в абсолютизации случайных совпадений. С психологической точки зрения суеверия в большей степени присущи людям тревожным, неуверенным в себе. Суеверий великое множество.

Так есть в бытовые суеверия:

- встретить женщину с пустыми ведрами, черная кошка дорогу перебежала, вернуться, если уже вышел из дома, разбить зеркало и многие другие.

Вот известные религиозные суеверия:

- гадания по Библии, употребление суеверных молитв (заговоров), крест нательный потемнел не к добру, грех пить лекарства, мыться в праздники и после Причастия, после Причастия нельзя целовать руку священника и ближних, передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, беременная не может быть крестной, собороваться можно только перед смертью и т.д.


              Существуют также так называемые языческие суеверия.
Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Бога, отвергают Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.
              Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.

Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной.

Не объяснив вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.

К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй[2], который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.
              К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.
              Менее значительные суеверия – это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.

Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.

Вместе с тем эти суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.
              Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее, для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.
              Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия – всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.

 

3.      Во что мы верим?

 

Проходят столетия, века сменяют друг друга, цивилизация развивается, человек делает бесчисленные научные открытия, полновластвует эра высоких технологий – и тут же… когда мы возвращаемся домой, потому что забыли что-то, здороваемся со своим отражением в зеркале!

Все блага цивилизации оказывают влияние на условия нашей жизни, а не на наше мировоззрение. А оно у нас до сих пор в чем-то языческое, оккультное.

Проведенные весной 2006 года исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.

Быть верующим или суеверным? Судя по недавнему опросу[3] большинство россиян (75%) считает себя православными, но лишь 10% регулярно ходят в Церковь участвуют в таинствах. Так, может быть, поэтому в Православной России так мало людей Православной Веры? И расцветает в наших умах не Вера, а суе-Верие! Для православного человека эти понятия несовместимы: нельзя верить в суеверия.

Страх есть причина возникновения суеверия. Суеверного страха. С точки зрения Православия, христианин не должен бояться никого и ничего, кроме греха. У суеверного же человека больше надежды на удачу и случай, чем на Божий Промысл.

И получается, как в этом забавном стишке:

 

Когда дорогу перейдёт вам чёрный кот –
Вы суеверным никогда не будьте.
Три раза плюньте влево – и вперёд!
Перекреститься тоже не забудьте.[4]

 

Откуда происходят суеверия, какие суеверия прижились в народе, как избавиться от суеверных страхов?

 

4.      История возникновения суеверий

 

Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам.

Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней много непонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их.  И даже самый рационально мыслящий человек в один прекрасный день может обнаружить себя, сжимающим в руке амулет от сглаза, или бросающим на полотно руны, которые должны помочь разобраться в себе.

Кроме того, нельзя забывать и о том,  что периодически мы получаем подтверждения тому,  что далеко не все в этом мире объяснено нами и подчинено нам. Однажды человек встречает другого человека, который умеет исцелять людей, или видит вещие сны, и тогда приходит понимание, что есть в этом мире вещи, которые просто невозможно объяснить с научной точки зрения.

С изменением сознания человека, с изменением формаций, происходило изменение и формирование мышления,  способа осознания и восприятия.

Общинно-родовая формация возникла на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между членами и общиной, и распределения продуктов труда. Это - тот первобытный коллективизм, где вся не только экономическая, но и политическая, и военная жизнь общества определялась только самой же общиной, во главе которой стоит сначала женщина как ближайший принцип родственных отношений (матриархат), а впоследствии - мужчина. И когда возникал вопрос о природе или мире в целом, то и в этой области тоже не находили ничего иного, кроме родственных отношений, то есть кроме отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков. Решительно все на свете: и солнце, и луна, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленной природы, - все это понималось как всеобщая родовая община. Далее дух постепенно начинает отделяться от материи, и в представлении первобытного человека возникают существа, в той или иной мере свободные от материальных вещей, от которых они раньше были неотделимы и которые они одушевляли, находясь в них же самих. Другими словами, наступила эпоха анимизма,  появлялись демоны все более широкой значимости: демоны земли, рек, полей, лесов, гор, воды и воздуха, отдельных областей земли и неба и, наконец, всей земли и всего неба. Далее наступает период рабовладельческой формации, и за ним приходит античность.  Входящие в чувственно-материальный космос элементы действуют теперь как орудия целого,  они теперь являются героическими. Боги, демоны и герои не суть личности в полном смысле этого слова, потому что они являются в античности только обобщением природных свойств или явлений. Но, отражая на себя все целое и потому творя его волю, они являются героями, так что чувственно-материальный космос есть оплот всеобщего героизма. Однако, с другой стороны, чувственно-материальный космос не имеет ничего другого, что было бы выше его самого, и потому он основан сам же на себе. Он и есть последний абсолют. Именно в этом внеличностном абсолюте творится как все целесообразное, так и все нецелесообразное. Античный чувственно-материальный космос уже сам по себе полон жизни, души и мысли, но в нем нет ничего личностного, нет водящего и намеренно действующего субъекта. Античный чувственно-материальный космос вне историчен. Он астрономичен, но не историчен. Вечное круговращение, или вечное возвращение к самому же себе, - это есть его история.

Информация о работе История религии