Христианская история народа русского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание

Работа о принятии православной веры на Руси, которое имело огромное культурно – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока.

Содержание

Введение. 2
1. Христианская религия в Киевской Руси до Владимира 3
1.1 Версии установления христианства 3
1.2. Реформа языческого культа 3
1.3 Первые попытки установления христианства 5
2. Крещение Руси Владимиром 7
2.1.Религиозные реформы князя Владимира. 7
2.2. Трудности в распространении христианства 8
3. Организационная структура церкви. 9
4. Культурно–историческое значение принятия православия на Руси. 11
Заключение. 14
Список используемой литературы. 16

Работа состоит из  1 файл

Христианская история народа русского.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

3. Организационная структура церкви.

 

После придания христианству статуса государственной религии

церковь  предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.

Церковь на  Руси  была организована так:  во главе ее стоял

киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии (на первых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати). Хотя  принятие христианства из Византии не привело к политическому

и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы,  а затем митрополиты,  как правило, до XIII в. были греками,

однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением

отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились

полностью на содержании князей.  Однако,  расширение  церковного

аппарата  заставило искать другие источники.  Ими могли быть отчисления от государственных доходов,  что создавало  предпосылки

для слияния государственного и церковного аппаратов. 

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. В начале XI века образовались

епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом был

Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок,  Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-

вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь».[8] Во

второй  половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская

,  луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала

вся полнота церковной власти в их области - не только право суда

над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами  могли  быть только лица,  постриженные в монашество.

  Если

кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. 

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у

них были свои слуги,  холопы, изгои и даже свои полки. Князья на

содержание церквей давали «десятину» - десятую долю своих  даней

и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций  были  монастыри,

игравшие  вообще очень важную роль в истории средневековых государств.  По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу.  На деле же монастыри были крупными  землевладельцами

-феодалами.  Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему,

руководствуясь византийскими обычаями и  законами,  устанавливая

такие юридические отношения с земледельцами,  какие были приняты

в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю,

ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в

самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской»,  и в крупных политических событиях.[9]

Высшие церковные власти - епископы  и  митрополит  -  могли

быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством.

Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. 

Некоторые центральные  монастыри,  вроде Киевско-Печерского

(основанного в середине XI в.), стали своего рода духовными академиями,  куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки;  здесь велись летописи,  сочинялись проповеди.

4. Культурно – историческое значение принятия православия на Руси.

Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой  и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв.Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием. 

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей. [10]

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.

Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности,  просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. [11]

В той сложной иерархии  государств,  которую  представлял собой средневековый  мир,  Русь  после  крещения заняла новое, высокое место.  Совершенно по-новому,  более  широким  потоком вливаются и  глубже  проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием.  С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того  процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил  Московское царство во главе православного мира.

В иконописи и архитектуре  возникла  на  Руси  самобытная школа, связанная с национальным характером,  с народно-религиозным пониманием «меры и красоты».

Первые века  становления православия на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания,  выраженного  в красках, в камне, в слове.  В отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия,  изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.

Книги священного писания и толкования к ним святых  Отцов Церкви Православной  и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа.

Заключение.

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия.

И от того, в какую сторону мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории.[12]

 

Крещение Руси  ввело  ее  тесным  образом не только в семью христианских славянских государств,  но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции  достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:              

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

2.ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):                          Политиздат, 1987

3. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994.

4.С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

5.А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

6.Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

 

7.Гордиенко Н.С. «крещение Руси», Ленинград,1984г.

 

             



[1] С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

 

[2] Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994

[3] С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

 

[4] С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

 

[5] .А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

 

[6] Гордиенко Н.С. «крещение Руси», Ленинград,1984г

[7] Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:              

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

 

 

[8] .А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

 

[9] ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):Политиздат, 1987

[10] Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

 

[11] Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

 

[12] Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

 

 

 


Информация о работе Христианская история народа русского