История русского костюма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:23, реферат

Описание

На заре средневековья Византия оставалась единственной хранительницей культурных эллинистических традиций. Но позднеантичное искусство далеко отошло от своих классических греческих основ. Византийское искусство уже впитало в себя элементы культуры Египта, Сирии, Ирана и представляло собой сложный сплав восточных культур. Наследие поздней античности Византия в свою очередь преобразовала, создав свой художественный стиль, уже целиком принадлежащей духу и букве средневековья.

Работа состоит из  1 файл

история русского костюма.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)

На заре средневековья  Византия оставалась единственной хранительницей культурных эллинистических традиций. Но позднеантичное искусство далеко отошло от своих классических греческих  основ. Византийское искусство уже  впитало в себя элементы культуры Египта, Сирии, Ирана и представляло собой сложный сплав восточных культур. Наследие поздней античности Византия в свою очередь преобразовала, создав свой художественный стиль, уже целиком принадлежащей духу и букве средневековья.

Из всего средневекового европейского искусства именно византийское было в наибольшей мере христианским. Христианское учение нашло в Византии благодатную почву. Если религия древних греков и римлян была проникнута монизмом – своих богов они не мыслили как в телесном облике, то христианство принесло с собой дуализм – единство двух начал - духа и тела. Боги покинули Олимп, они стали чисто духовными, свободными от уз плоти. В искусстве, так же как и в религии, мемориальная красота стала рассматриваться как символ, как отблеск иной сверх земной красоты. Сам облик Христа был как бы утверждением божественной символики земного тела. Византийское искусство на свой лад питалось этой компромистностью христианского учения. Блеск и парадность, золото и мрамор, красочность и сияние – всё казалось уместным как символ духовного блаженства. И вместе с тем эта роскошь, как и изысканная зрелищность, так хорошо отвечали всему земному стилю восточной римской империи, вкусам богатого и знающего толк в наслаждениях константинопольского двора.

Церемония богослужения, совершавшаяся в византийских храмах, была примером спектакля, тончайше разработанного в стиле символического искусства. Византийскую церковь называли “бестелесным и духовным театром”. Когда в 10 в. послы киевского князя Владимира побывали в Царьграде на богослужении в соборе Святой Софии, они, как повествует летопись Древних Лет, не знали на земле они или на небе. Это послужило одной из причин тому, что Русь приняла христианство византийского образца, а не западного.

Культура Византии достигла расцвета в 9-11 вв. и была на более высоком уровне по сравнению со странами Западной Европы. Выгодное географическое расположение Византии и особенно Константинополя, между Востоком и Западом на “перекрестия” мировых торговых путей способствовало быстрому развитию торговли и ремесла, появлению больших городов, развитию византийского искусства.

Своеобразие византийской культуры заключалась  в том, что она соединяла традиции поздней античной культуры с очень  сильным восточным влияниям и  христианским мировоззрением. Это и явилось основой византийского стиля. Общая характеристика византийского костюма. Византийский костюм сформировался на основе позднеримского исторического костюма. От античного костюма он отличался принципиально другим отношением людей этой эпохи к одежде. Тесно связанный с господством христианской идеологии византийский костюм должен был прятать природные формы «грешного» тела. Драпированная одежда, которая охватывала тело мягкими, скульптурными складками сменилась свисающей, не приталенной, глухой одеждой, под которой фигуры совсем не чувствовалось. Появился новый, так называемый, футлярный тип одежды. Эта одежда придавала осанке статичность и монументальность, черты присущие в целом византийскому искусству. В византийской одежде не допускалось никакого обнажения тела. Вся фигура прикрывалась тканью с головы до ног, и даже руки прикрывались до самой кисти. В костюмах феодальной знати одежда всё более удлинялась, спускаясь до ступней.

Таким образом, тенденции формирования бедующего средневекового костюма, которые обнаруживаются уже в  позднем римском костюме, в византийском костюме полностью и окончательно определяются. Отличия византийского  костюма от позднеримского костюма  связаны только лишь со сменой техники производства тканей и с использованием для одежды новых текстильных материалов.

Когда мы говорим о “византийском” стиле, то подразумеваем под ним  подобострастно льстивую покорность подданных  перед вышестоящими, готовность выполнять любое их пожелание. Первоначально – это слово означало неограниченную власть императора в Восточной Римской империи. После того как римский император Константин Великий в 313 г. принял христианство, а в 330 г. перенес свою резиденцию в Византию, которая с этого времени стал называться Константинополем, здесь на границе Западной и Восточной римских империй возник новый центр могучего Восточно-римского государства. Здесь христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство для жесткой централизации власти и еще в течение ряда столетий оказывали решающее влияния на судьбы мира.

В Византийском государстве вся  культурная жизнь находилась под  влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных  рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должны были служить и одежды. Традиция связывала её с одеждой эпохи Римской империи, но к этому добавилась многообразное влияние Востока – персидская (сасанидская) культура, несколькими столетиями позже – арабская.

Что касается формы и покроя одежды, то оба пола хранили верность антично–римской одежде.

Основные компоненты византийского  костюма: длинная рубаха-юбка с рукавами (туника или хитон); плащ (римский  сагун или лацерна – верхнее  дорожное платье с капюшоном).

Плащ византийцев обычно более богатый, чем у римлян, часто с 4-х угольной вставки на груди, являющейся знаком высокого положения. Такие плащи носили знатные византийцы, император Юстиниан, его придворные, а также императоры более позднего времени. Наряду с плащом – повседневной одеждой придворных, - встречаются изображения другого плаща, который по приданию носил только Христос, апостолы и некоторые святые. Он имел форму гиматия древних греков, или точнее, ту идеальную форму, которая сохраняет христианские образы в современном искусстве. Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: богатая отделка, разнообразие окраски, блеск ткани.

Византия с жадностью принимала  восточные шелковые ткани, которые  вдобавок расшивались узором и орнаментом. Богатая отделка (чрезмерно богатая!) из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом покрывала всю поверхность одежды и усиливала влияние прямолинейности и жесткости.

Такой же была одежда знатных дам. Нижней одеждой служила туника доходившая до ступней, плотно прилегающая к шее, с длинными рукавами узкими в запястье. Поверх нее одевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу. В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы (как у императрицы Феодоры).

Общее впечатление от византийской одежды – полная непроницаемость, наглухо  закрытые руки, грудь и плечи. Нагота стала греховной. В византийской одежде, все скрывающей, все представляющей плоским и прямолинейным, полностью пренебрегающей телом, греко-римский идеал одежды перешел в свою противоположность.


Информация о работе История русского костюма