Характеристика современных религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для России. Основных мировых религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно, в XIX - XX вв..

Содержание

Введение………………………………………………………………...………. 3
1. Характеристика мировых религии…………..…….....………………………5
2. Распространение религии в России………………………………………... 13
3. Новые религии………………………………………………………...…… 17
Заключение……………………………………………………………………...22 Список литературы …………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.12 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим процесс  постепенного превращения радикально  настроенного нового религиозного  движения в адаптировавшуюся  к окружающему обществу новую религию на примере западного кришнаизма, получившего распространение в России.

     Международное общество  Сознания Кришны было создано  в Америке индуистским эмиссаром  Бхактиведантой Свами Прабхупадой  в 1966 г. В новом религиозном движении сразу же обнаружились две противоположные тенденции: с одной стороны, вероучительская преемственность от средневекового движения бхакти (преданного служения Верховной божественной личности), ставшего влиятельным элементом традиционного индийского общества; с другой стороны, американский кришнаизм обнаруживал во многом противоположную тенденцию (не с точки зрения религиозного учения, обрядности и организационной структуры, а с точки зрения социокультурных позиций и устремлений). По единодушному мнению исследователей американский кришнаизм принадлежал к типу религиозно-мистических движений протеста, возникших на почве молодежной контркультуры.

     Прабхупада опирался  на первую тенденцию и действовал  как миссионер в рамках второй. В результате он стал ачарьей  — основателем нового религиозного движения и последним членом парампары — непрерывной последовательности наделенных божественным авторитетом духовных наставников. Таким образом, он успешно продолжил средневековую традицию, обеспечил ее беспрецедентное распространение в западном мире и заложил ее прочные организационные основы. Это новшество было результатом опыта, приобретенного в западных странах и позволившего избежать раскола новой организации после смерти ее основателя.

     Весьма решительной  и бескомпромиссной была миссионерская  деятельность Прабхупады в среде  американской молодежи. Он успешно  преодолел негативную сторону  молодежной контркультуры, несущей  на себе отпечаток анархизма  и разложения — идейного разброда, отказа от традиционных моральных норм полового поведения, брака и семьи, игнорирования авторитета, увлечения наркотиками. Однако лучшее — устремленность к высоким духовным ценностям, отказ от культа потребительства и материального успеха — он сохранил и удачно соединил с древней традиций.

     После ухода Прабхупады  из жизни проявилась и постепенно  стала доминирующей, новейшая тенденция в развитии вайшнавской общины на Западе. Эту тенденцию в социологии религий принято называть умиротворением религиозного протеста, его адаптацией к существующему общественно-политическому строю. Речь идет, если так можно выразиться, о налаживании контактов бывшей альтернативной религии и нонконформистской секты с существующим демократическим строем. [4;с.93].

     В демократическом  обществе, устои которого заложены  в современной России, существуют  правовые гарантии свободы совести,  есть все возможности для беспрепятственной  деятельности различных религиозных  организаций, уважающих закон,  интересы общества и его граждан.  Это система религиозного плюрализма. Она не тождественна произволу  и анархии и вовсе не попирает  свободу выбора мировоззрения  и религиозной веры, как твердят  о том поборники утверждения  тоталитарно-теократических порядков  на Руси.

     Иначе говоря, тот,  кто отвергал прежние условия  существования, разрушавшие его  духовную, религиозно-нравственную  идентичность, совсем иначе воспринимает  открывшуюся в России перспективу  формирования цивилизованного общества, которую кришнаиты смогли ощутить  благодаря юридической регистрации  их общины в качестве полноправной  религиозной организации. 

     На социологическом  языке подобные изменения религии  называют сменой характеризующего  её культурологического типа. Как  мы говорили выше, существуют  религии целого ряда структурно-функциональных  типов, отличающихся друг от  друга особенностями взаимоотношений  с общественной системой и  своей оценкой мира в целом.   В конечном счете, речь идет  о том “устойчивом развитии”  общества, которое признано на  сегодняшний день наилучшей моделью  существования человечества, обеспечивающей  его выживание и процветание  в сложных условиях современной  цивилизации. 

      К числу “умиротворенных”  новых религиозных движений, ассимилировавшихся  в современном обществе в качестве новых религий, можно отнести современные теософские и антропософские организации, во многом утратившие свой былой радикализм, а также Веру Бахаи или, например, Универсальную американскую церковь, возникшую на основе синкретического объединения «ведантизма» с современной американской культурой. Все эти нетрадиционные религии трансформировались в новые религии и уже не обладают культурно-исторической спецификой периода своего появления на европейской или американской сцене. Такова первая группа новых религий, пополняемая по мере присоединения к ней умиротворенных движений религиозного протеста.

     Вторая группа новых религий представлена религиозными организациями, давно известными в других странах, но и там несущими на себе отпечаток маргинальных направлений, противостоявших в период своего возникновения господствующей традиции. Из их числа в современной России получили распространение мормоны, представители такой влиятельной в Японии необуддистской организации, как Сока-Гаккай, или известной неоиндуистской организации Миссия Рамакришны. Это явление можно характеризовать как распространение маргинальной религиозности на новой для нее территории. Речь идет о появлении в России неизвестных в ней доселе конфессий, а не о новом культурно-историческом типе религий, обновленческих или альтернативных.

     К третьей группе новых религий принадлежат древние верования, возрождаемые в современной России в качестве средства защиты и осмысления интересов и настроений активизировавшихся национально-этнических и общественных объединений. Это язычество древних славян, языческие верования приволжских народностей. В качестве новых религий в этих случаях возрождаются религиозные реликты, призванные отстоять, усилить и утвердить угасающую, по мнению идеологов этого языческого возрождения, культурно-историческую идентичность соответствующих этносов. Эти цели преследуют, с одной стороны, некоторые направления русского национализма, обратившиеся к религии древних славян для санкционирования своих идейно-политических устремлений, с другой стороны, националистические лидеры малых этносов, решившие путем возрождения бытовавших у них в прошлом языческих верований обосновывать и отстаивать идею своей государственной самостоятельности. [5;с.88].

     При этом речь идет  не просто о возрождении архаических  верований, а о решении с  их помощью современных задач:  идейной консолидации этносов,  обретения своей культурно-исторической  идентичности и социально-политической  независимости. В таком случае речь идет не столько о возрождении традиционного в прошлом этих народов язычества, память о котором местами все еще сохраняется на бытовом уровне, а о пропаганде неоязычества, призванного решить современные проблемы общества и личности и выступающего, следовательно, в роли новой религии.

      Такова весьма  разнородная группа новых религий в современной России, которая, по-видимому, и в дальнейшем будет пополняться из трех основных источников: за счет верований нашего исторического прошлого, распространения влияния неизвестных еще у нас иноземных религий и перехода религиозного радикализма на позиции традиционных религий либеральной и консервативной направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Существует  много различных религий. Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны.

     По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, неотделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране.  В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров. Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает русская Православная Церковь. Которая осуждает различные тоталитарные секты и незаконные организации.

     Некоторые  представители новых религий  не всегда достаточно четко  и определенно отличаются от  традиционных религий, радикально  настроенные новые религиозные   движения превращаются в адаптировавшуюся  к окружающему обществу новую религию, к таким можно отнести западный кришнаизм. В России нетрадиционные черты религии соседствуют с древними и традиционными одновременно. Например, к разряду нетрадиционных относится неоязычиство, однако в России уже в начале 90-х гг. ХХ в. возникли очаги возрождения этнического язычества.

     Намного раньше в России появились приверженцы католической веры, немногим позже в России возникли протестанты. Но традиционными религиями для нашей страны были и остаются ислам, буддизм, иудаизм и в христианстве — православие.

 

Список литературы

 

1. Арутюнов С.А. Светлов Г.Е. Старый и новый  Буддизм. М., 2005.

2. Булгаков С.Н. Православие. Очерки православной церкви. М., 2005.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 2003.

4. Гараджа В. И. Религиозные объединения в современной России. М., 2004.

5. Ефимов И.Г. Современные движения сектантства. М., 2007.

6. Ислам // Энциклопедический словарь. М., 2006.

7. Костюкович П.И. Религиоведение. М.: Новое знание, 2000.

8. Мунчаев Ш.М. Религия: история и современность. М., 2007.

9. Мунчаев Ш. М. Новые  религиозные движения. М., 2006.

10. Христианство // Энциклопедический словарь. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика современных религии