Характеристика современных религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:51, реферат

Описание

В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для России. Основных мировых религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно, в XIX - XX вв..

Содержание

Введение………………………………………………………………...………. 3
1. Характеристика мировых религии…………..…….....………………………5
2. Распространение религии в России………………………………………... 13
3. Новые религии………………………………………………………...…… 17
Заключение……………………………………………………………………...22 Список литературы …………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.12 Кб (Скачать документ)

    Ислам зародился  в Аравии в VII веке н. э.  Происхождение его яснее, чем  происхождение христианства и  буддизма, ибо оно почти с самого  начала освещается письменными  источниками. Но и здесь много  легендарного. По мусульманской  традиции, основателем ислама был  пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы  получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге  Коране, и передал их людям.  Коран - основная священная книга  мусульман, как Пятикнижие Моисеево  для евреев, Евангелие для христиан.

    Сам Мухаммед  ничего не писал: он был,  видимо, неграмотен. После него остались  разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное  время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда  - Османе) из этих записей был  сделан свод, получивший название  Коран ("чтение"). Книга эта  была объявлена священной, продиктованной  самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи  были уничтожены.

     Коран разделен  на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

     Другая часть  религиозной литературы мусульман  - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

     Догматика  ислама очень проста. Мусульманин  должен твердо верить, что есть  только один бог - Аллах; что  Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал  людям и других пророков - это  библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед  выше их; что существуют ангелы  и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

     Аллах изображается  в Коране как существо с  чисто человеческими моральными  качествами, но в превосходной  степени. Он то гневается на  людей, то прощает их; одних  любит, других ненавидит. Как  и иудейский и христианский  боги, Аллах заранее предназначил  одних людей к праведной жизни  и будущему блаженству, других - к  беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как  и в Евангелии, бог многократно  именуется милостивым, прощающим  и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие.  Поэтому наиважнейшее догматическое  и моральное предписание в  Коране - это требование полной, безоговорочной  покорности человека воле Аллаха.

     Как проста  догматика ислама, так же просты  и его практические и обрядовые  заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва  каждый день в установленные  часы; обязательное омовение перед  молитвой и в других случаях;  налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.  Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. [6;с.79].

     Разные системы  представлений о человеке предполагают  и различия в этических ценностях.  Вера в христианстве неразрывно  связана с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради  него он претерпел крестные  муки. Ислам также предполагает  веру, но это несколько иная  вера. Вера здесь - не вера в  парадокс распятого Бога, неотделимая  от любви к нему, а подчинение  указаниям Аллаха, данным через  пророка в Коране. Они относятся  к немногим и несложным ритуальным  предписаниям и относительно  разработанным уже в Коране  правовым нормам, касающимся брака,  развода, наследования, наказаний  за преступления. Все это реально  и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует  сверхъестественного. Он требует  от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной  исламом жизни. Простота религиозных  требований проистекает из фундаментальной  идеи ислама о божественной  предопределенности. Аллах действует  в соответствии со своими планами  и определяет все без исключения, даже самые незначительные события.  Характер ислама предопределяет  проникновение религиозной модели  мира в саму ткань социально-политической  жизни мусульман.

     Таковы основные  черты трех современных мировых  религий: буддизма, христианства  и ислама.

 

 

 

 

 

2. Распространение религии в России

     Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны, как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров. Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.

     В России начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы - православные русские люди, не принявшие нововведений патриарха Николая, следствием чего был раскол в православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.

     Среди православных автокефальных церквей в столице - храм Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата.

     Помимо православия, христианство в России также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам. К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья. [2;с.167].

     Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков - часовня Богоматери Надежды. Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.

     Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках. [8;с.97].

    Достаточно разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в России по числу его исповедующих.

     Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском переулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.

Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится в Вознесенском переулке. “Англиканская кирха” появилась здесь еще в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.

     Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их возрастает.

     Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.

     На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов, баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию “Армия Спасения”. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.

     Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее всего была основана Марьино-Рощинская синагога.

     Мусульманские - москвичи имеют в своем распоряжении три мечети. Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая - в Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких мечетей.

     Среди молодежи некоторой популярностью пользуются ответвления               индуизма - кришнаизм. Есть поклонники буддизма и дзэн-буддизма.

       России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность. Стены вагонов пестрят приглашениями на проповеди Билли Грэма, на моления корейских христиан, в многочисленные новые, часто не кому неизвестные религиозные группы и организации. Пугает так свобода и быстрота, с которой они осваивают Россию, тем более что при более внимательном рассмотрении часто оказывается, что речь идет как минимум о шарлатанах.

     Похоже, что в последнее время свобода в России обернулась настоящим религиозным браконьерством. Любой иностранный проповедник, чьи дела на родине пошатнулись, может с вложением минимальных средств разворачивать не слыханные по массовости компании здесь, в России. На пример американский проповедник Джимми Сваггер был отлучен в США от своей общины по инициативе самих членов общины “за грехи”, но в России ведет телепередачи. Наш эфир полон проповедями “святейшего учителя Секо Асахара” о котором посольство Японии предупредило, что “это одна из тех сект, что требуют постоянного полицейского надзора”. В Москве открыто действует “Церковь унификации преподобного Муна”, которого в 50-х годах арестовывали в Южной Корее “за совершение извращенных действий” с членами своей общины, а 70-х годах в США - за укрывательство от налогов и за “ хранение и распространение наркотиков”. Международный христианский семинар по тоталитарным сектам в России отнес к их числу известное “Белое братство”, Богородичный центр, “Аум Синрике”, последователей Муна и его “Церкви объединения”, тантристов, неосатанистов, мормонов, “Новоапостольскую церковь”, “Церковь Христа”, “Живой поток”, секту “Юнивер” и др. При всех различиях их объединяют жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения (“синтетические культы”) - в их учениях все заимствовано, нет ничего своего. [9;с.333].

     Православная церковь их осуждает, предает эти секты анафеме. Отчасти их деятельность должны были ограничить некоторые статьи новой редакции “Закона о свободе совести”, по которым “зарубежные религиозные организации “ не пользуются правом на занятие “религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандисткой деятельностью”, но часто секты просто обходят закон.

Таким образом, все эти религиозные секты требуют от своей паствы самоотречения, смирения, подчинения, вырваться из них чрезвычайно трудно, что вызывает опасение за наше будущее.[7;с.267].

    

 

3. Новые религии

     Типология новых религий в современной России разнообразна, но трудности их морфологического определения заключаются в другом: некоторые представители новых религий не всегда достаточно четко и определенно отличаются от традиционных религий. Объясняется это как объективными, конкретно-историческими обстоятельствами, так и субъективными. Объективными факторами, маскирующими типологическую принадлежность современных новых религий, являются либо их принадлежность в далеком прошлом к господствующей традиции, например к языческой, либо их еще не забытое прошлое в качестве радикального религиозного протеста. Субъективные факторы, пожалуй, в еще большей степени препятствуют пониманию фактической типологической принадлежности новых религий. С одной стороны, отвергающие новые религиозные движения как радикальное зло и не желающая видеть свойственные им тенденции к умиротворению и социальной адаптации. С другой стороны, это идентификация новых религий в качестве тех или иных извечных традиций либо незыблемых положений божественного откровения, что также препятствует пониманию социально-исторической динамики нетрадиционных религий. [3;с.99].

Информация о работе Характеристика современных религии