Гражданско-правовой статус религиозных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС, НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА, РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИГЛАШЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1 Понятие и сущность религиозной организации…………………………..7
1.1 История развития религиозной организации как субъекта гражданского права……………………………………………………………7
1.2 Понятие и признаки религиозной организации.………………………10
2 Порядок организации, реорганизации и ликвидации религиозных организаций…………………………………………………………..……….13
2.1 Порядок образования религиозной организации…………….………..13
2.2 Порядок реорганизации и ликвидации религиозной организации…..18
3 Права и условия деятельности религиозных организаций…………..…22
3.1 Основные права религиозных организаций……………………………22
3.2 Приглашение иностранных граждан в целях осуществления ими религиозной деятельности…………………………………..……………….25
3.3 Право собственности религиозных организаций………...……………29
3.4 Предпринимательская деятельность религиозных организаций……..32
Заключение………………………………………..…………………………..33
Список использованных источников……………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

!!!Курсовая работа.docx

— 85.32 Кб (Скачать документ)

     Законодательство  Республики Беларусь закрепляет право  на свободное создание религиозных  объединений, а также право религиозных  общин и их религиозных центров  основывать и содержать свободно доступные места богослужений или  собраний: организовываться в соответствии со своей собственной иерархической  и институционной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим установлениям, а  также любым свободно достигнутым  договоренностям между ними и  государством; получать добровольные финансовые и другие пожертвования, не облагаемые налогами.

     На  религиозные организации распространяется трудовое законодательство и законодательство о социальной защите. Они наделены правом собственности на свое имущество. Их собственность охраняется законом. В соответствии с законом религиозная  организация может прекратить свою деятельность по своему собственному решению, а в случае нарушения  Конституции, законов - решение принимается  судом.

     Конституция Республики Беларусь запрещает деятельность конфессиональных организаций, их органов  и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан (ст. 16). Закон "О свободе вероисповеданий  и религиозных организациях" определяет, что возглавлять религиозные  организации могут только граждане Республики Беларусь.

     За  последние 7 лет количество религиозных  общин всех конфессий и течений  в республике возросло в 2,5 раза, а  некоторых вероисповеданий - в три  и более раз. Количество общеконфессиональных организаций возросло с 15 до 72, конфессий и течений - с 8 до 24. Большинство из них - новые, которых никогда в истории республики не было [3].

     Белорусское законодательство о свободе вероисповеданий  и религиозных организациях представляет собой совокупность государственно-правовых актов, которые определяют положение  религии в Республике Беларусь, взаимоотношения  между государством и церковью, фиксируют  права и обязанности верующих, регулируют широкий комплекс общественных отношений в области свободы  совести и вероисповеданий. 
История современного белорусского законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях насчитывает чуть менее десяти лет. Его основы были заложены Верховным Советом Республики Беларусь, принявшим 17 декабря 1992 г. Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". Данный Закон уже имеет две редакции: 2002 и 2008 годов, которые внесли достаточно противоречивые новеллы в законодательство.

    Развитие  общества и государства ставило  перед человеком не только материальные, но и социальные цели. Все это  способствовало появлению образований  некоммерческого характера - различных  богоугодных заведений, больниц, богаделен  и т.п. Поскольку наряду с различными религиозными и благотворительными организациями стали появляться и такие союзы людей, которые  занимались производственно-хозяйственной  деятельностью, возникла необходимость  в структуризации объединений людей  и их юридическом оформлении в  качестве самостоятельных субъектов  права. Поэтому стали появляться «искусственные образования, действующие на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами» [2].

    В настоящее время в законодательстве Республики Беларусь сложилась система  актов, определяющих правовое положение  юридических лиц. Центральное место  в этой системе занимает Гражданский  кодекс Республики Беларусь, на основе положений которого формируется  законодательный массив, состоящий  из трех условных групп законов.

    К первой группе можно отнести специальные  законы об отдельных юридических  лицах. Например, Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах  с ограниченной ответственность  и обществах с дополнительной ответственностью".

    Во  вторую группу входят законы, предусматривающие  особенности правового положения  юридических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности или создаваемые  в определенных социально-культурных целях. Это законы "О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О свободе совести  и религиозных организациях", "О политических партиях", "Об общественных объединениях" и ряд  других.

     Третья  группа включает разнообразные по своему предмету законы, отражающие динамику правового положения юридических  лиц. К этой группе можно отнести, например, Закон "О противодействии  монополистической деятельности и развитии конкуренции" [5].

    Таким образом, в системе законодательства о юридических лицах Республики Беларусь имеются существенные пробелы, поскольку отсутствуют законы о  производственной кооперации, о некоммерческих организациях, о благотворительных  организациях, о фондах и др. 
 
 
 

     1.2 Понятие и признаки религиозной организации как юридического лица 
 

    Признание некоммерческих организаций юридическими лицами в настоящее время предусмотрено  фактически всеми законами, нормы  которых так или иначе касаются деятельности этих организаций. В связи с этим одной из важнейших задач является определение юридической личности некоммерческой организации, чему способствует изучение сущности и категории юридического лица.

    В современной правовой теории под  юридическим лицом понимается признанная государством в качестве субъекта права  организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [4, ст. 44].

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме  потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных  законодательными актами. Религиозные организации как некоммерческое юридическое лицо обладает всеми основными признаками юридического лица и имеет свои специфические черты.

    Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения  граждан, в установленном законодательством  порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

    Общественные  и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую  этим целям. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов [4, ст.117].

    Религиозными  организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения  граждан Республики Беларусь (религиозные  общины) или религиозных общин (религиозные  объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также  монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения [1, ст.13].

    Религиозные организации как некоммерческие организации отличаются от коммерческих двумя признаками:

  1. Они не ставят основной целью извлечение прибыли;
  2. Они не могут распределять полученную прибыль между своими участниками и в тех случаях, когда их деятельность даёт прибыль [2, с.298].

     Необходимость наделения религиозных организаций  правами юридического лица объясняется  тем, что для достижения цели, поставленной религиозной организацией, последняя  вынуждена вступать в различные  имущественные отношения с коммерческими  и другими некоммерческими юридическими лицами.

     Хотя  извлечение прибыли и не является целью некоммерческой организации, в отдельных случаях она ведет  такую деятельность, которая может  быть отнесена к предпринимательской, поскольку предполагает выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, например, издание и реализация книг, журналов, проведение консультаций, конкурсов (тендеров), организация спортивных, культурно-просветительных  мероприятий и т.п. Тем не менее, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для тех уставных целей, ради которых они созданы, соответствует эти целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. В отличие от коммерческих организаций для некоммерческих организаций получение прибыли от предпринимательской деятельности становится не целью, а средством достижения таких целей, ради которых такая организация создана [4, ст. 46 ]. Таким образом, учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности, отражая их в уставных документах. С одной стороны, это позволяет расширять сферу деятельности по усмотрению учредителей в рамках нормативных актов, а с другой - отсутствие четких критериев порождает произвольную трактовку данного положения не только самими участниками, но и контролирующими органами.

    Взаимоотношения государства и религиозных организаций  регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

    Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая  направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя  и гражданского согласия либо сопряжена  с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит  вред их здоровью и нравственности.

    Государство не возлагает на религиозные организации  выполнение каких-либо государственных  функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству. Оно не финансирует деятельность религиозных организаций.

    Религиозные организации не выполняют государственных  функций. Они вправе участвовать  в общественной жизни, а также  использовать наравне с другими  общественными объединениями средства массовой информации.

    Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.

     В местах богослужений не допускается  использование государственной  символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического  характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов власти, должностных лиц и отдельных граждан [6].

    Религиозные организации имеют следующие  признаки:

  • вероисповедание;
  • разработанная культовая практика;
  • проведение богослужений;
  • религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

    Руководителем религиозной организации может  быть только гражданин Республики Беларусь [1, ст.13].

    В законодательстве выделяют следующие виды религиозных организаций в зависимости от количества входящих в него членов:

  • религиозные общины;
  • религиозные объединения.

    Религиозной общиной признается объединение  в пределах территории одного или  нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания  веры и удовлетворения иных религиозных  потребностей.

    Религиозным объединением признается объединение  религиозных общин единого вероисповедания  для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов). Религиозные объединения  могут быть местного и республиканского значения. Республиканским признается религиозное объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей Республики Беларусь.

Информация о работе Гражданско-правовой статус религиозных организаций