Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание

К концу II – началу I тысячелетия до н.э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты («варны»): брахманы – жрецы, монополизировавшие умственный труд; кшатрии – военная аристократия, правители; вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; шудры – слуги, зависимые люди. Основная масса населения, вайшьи-земледельцы, были объединены в общины. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . 3
2. Основные направления буддизма:
2.1. Хинаяна и махаяна. . . . . . . . 4
2.2. Школа Чань (Дзен – буддизм). . . . . . . 8
2.3. Ламаизм. Тантризм. . . . . . . . 11
3. Заключение . . . . . . . . . 19
4. Список использованной литературы. . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 46.05 Кб (Скачать документ)

     Главой  ламаизма сегодня является Далай-лама XIV. До 1959 г. его резиденции находилась в Лхасе, столице Тибета. Но после вспыхнувшего в тибетском районе КНР восстания, имевшего национально-религиозную окраску, Далай-ламе пришлось покинуть Тибет. Сейчас он проживает в Индии, в монастыре, находящимся в 500 км от Дели. Сегодняшний Панчен-лама – одиннадцатый. В 1989 г., когда умер Панчен-лама X, комиссия, назначенная Далай-ламой XIV в 1995 г., нашла нового Панчен-ламу того же 1989 г. рождения, который с шести лет воспитывался в монастыре в Лахасе.  
 

       
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключение данной работы, хочется  привести слова А. Говинды, из которых  можно получить целостное представление  о взгляде буддизма на мир: «Мир представляет собой исключительно процесс  действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом  себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который  находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус  в каждом атоме, так же как и  каждое мгновение, рассматриваемое  с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким  образом, мы обнаруживаем присутствие  внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех  пор, пока мы ищем их в фантасмагории  внешнего мира или отдельного маленького эго. Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли  о «я» и «мое». Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем  мы стены нашего заточения, обретая  взамен высшую свободу, которую не следует  понимать просто как растворение  в целом или как чувство  идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что  есть, вмещая таким образом в своем  сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость».

     Буддизм  — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.

     Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяа, что означает узкая колесница или узкий путь спасения. Другое название хинаяны – тхеравада (учение старейших). Северное направление буддизма получило название махаяна – широкая, или великая колесница или широкий путь спасения.

     На  Дальнем Востоке, в Китае и  Японии получила распространение возникшая  на основе хинаяны школа Чань, или  Дзен – буддизм. Слово чань, сокращенное от чаньна, - это китайский перевод (запись иероглифами) санскритского слова дхьяна, что означает «созерцание, медитация». В японском языке дхьяна передается словом дзен. Школа Чань возникла в   V в. н.э., явившись результатом праповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. эта школа буддизма проникла в Японию, где и получила название дзен-буддизма.

     В основе школы Чань лежит вероучительное положение о наличии природы  Будды во всем сущем, в том числе  и каждом человеке, хотя сам он этого  не сознает. Отсюда возникает цель –  постичь Будду в самом себе, т.е. достичь состояния Будды уже  в этом рождении. Таким образом, речь идет о «внезапном пробуждении», об одномоментном приближении к  Будде.

     Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд  сект или школ. К XVII в. распространился  среди монголов, бурят, тувинцев и  калмыков. В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам.

     Тантризм  – это форма буддизма, которая  сложилась в Индии в середине I тысячелетия н.э. Слово тантризм, как и ламаизм, западного происхождения и связано с названием священных текстов – тантр («нить, на которую что-то нанизывается»). В самой Индии это направление получило название Ваджраяна (Алмазная или Громовая лестница). Оно возникло на основе буддизма махаяны, но своей центральной идеей поразительно напоминает школу Чань (дзэн). Как и в чаньском буддизме, основная цель тантризма – возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни. Средствами достижения состояния Будды в тантризме выступает тщательно разработанные приемы психотехники: повторение специальных молитв – мантр, созерцание круга (мандала), который является символом вселенной, практика вызывания в воображении образа божества и т.д. В тантризме активно используется сексуальная символика, выражающая акт слияния мудрости с силой божеств, результатом чего и является пробуждение. Тантризм возник как тайное, эзотерическое учение, предназначенное только для посвященных. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Гараджа В. И. Религиоведение. - М., 1995.
  2. Ильин В,В., Кармин А,С., Носович Н,В., Религиоведение. – Спб.: Питер, 2007. – 240 с.: - (серия «Краткий курс»).
  3. Кочетов А. Буддизм. - М., 1983.
  4. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.
  5. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. - М., 1994.
  6. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М., 1994.
  7. Радугин А. А. Введение в религиоведение. - М., 1996.
  8. Щёкин Г. В. Религии мира. - К., 1995.

Информация о работе Буддизм