Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:25, контрольная работа

Описание

К концу II – началу I тысячелетия до н.э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты («варны»): брахманы – жрецы, монополизировавшие умственный труд; кшатрии – военная аристократия, правители; вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; шудры – слуги, зависимые люди. Основная масса населения, вайшьи-земледельцы, были объединены в общины. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . 3
2. Основные направления буддизма:
2.1. Хинаяна и махаяна. . . . . . . . 4
2.2. Школа Чань (Дзен – буддизм). . . . . . . 8
2.3. Ламаизм. Тантризм. . . . . . . . 11
3. Заключение . . . . . . . . . 19
4. Список использованной литературы. . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 46.05 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

  1. Введение. . . . . . . . . . 3
  2. Основные направления буддизма:

2.1. Хинаяна и махаяна. . . . . . . . 4

2.2. Школа Чань (Дзен – буддизм). . . . . . . 8

2.3. Ламаизм. Тантризм. . . . . . . . 11

  1. Заключение . . . . . . . . . 19
  2. Список использованной литературы. . . . . 22
 
 

 

     Введение

     К концу II – началу I тысячелетия до н.э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты («варны»): брахманы – жрецы, монополизировавшие умственный труд; кшатрии – военная аристократия, правители; вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; шудры – слуги, зависимые люди.  Основная масса населения, вайшьи-земледельцы, были объединены в общины. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству. Переход из одной касты в другую был невозможен, какими бы талантами не обладал человек. Поэтому центральной идеей буддизма стало признание равенства людей, независимо от сословной, этнической и социальной принадлежности, в их возможности спасения.

     Буддизм – первая по времени зарождения мировая религия. Возник он в середине VI в до н.э. в северной Индии, распространившись впоследствии по всей Азии (исключая Ближний и Средний Восток) вплоть до Бурятии и Тувы на Севере и Калмыкии на Западе. В своих различных направлениях и школах он занимает господствующее положение в религиозной жизни большинства стран Восточной и Юго-Восточной Азии, широко распространен буддизм и на Дальнем Востоке.

     С середины XIX в. он начинает оказывать все большее влияние на духовную жизнь Европы, а затем и Америки. Особую популярность он приобрел во второй половине XX в., когда стал даже чем-то вроде моды. Сейчас буддизм представлен практически во всех регионах мира, последователей его насчитывается 800 млн человек. 
 
 

     Основные  направления буддизма

     Возникнув в Индии, буддизм затем начинает выходить за ее пределы. В III – I вв. до н.э. он распространяется в южном и юго-восточном направлении, а с I в. н.э. – на север, северо-запад и северо-восток. В самой же Индии, пережив период расцвета (в III в. до н.э. буддизм был даже принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии), буддизм уступил место традиционному для Индии индуизму, прочно связанному с кастовым строем и к тому времени многое перенявшему из популярного буддизма. Окончательно буддизм ушел из Индии в начале II тысячелетия в результате мусульманских завоеваний.

     Хинаяна и махаяна

     Приблизительно  между первым веком до н.э. и 1 веком  н.э. в сутре Благого Лотосного  Закона (Саддхарма Пундарика Сутра) появляются термины Махаяна и  Хинаяна. Около 2 века нашей эры термин Махаяна получил строгое определение. Нагарджуна разработал махаянскую философию  Шуньяты и показал, что все  вещи "пусты", в своём труде  Мадхямика-карика. Около 4 века н.э. Асанга и Васубандху написали значительное количество материалов, принадлежащих  к буддизму Махаяны. После первого  века н.э. практикующие Махаяну чётко  определили свою позицию и только тогда появились термины Махаяна  и Хинаяна.

       Не следует считать термины  Хинаяна и Тхеравада синонимами. Буддизм Тхеравады пришёл на  Шри-Ланку в 3 веке до н.э., когда  никакой Махаяны ещё не существовало. Школы Хинаяны существовали в  Индии совершенно независимо  от шриланкийских. Сейчас в  мире нет ни одной школы  Хинаяны. По этой причины в  1950 году Всемирное Братство буддистов,  собравшееся в Коломбо, единогласно  решило, что термин "Хинаяна"  не должен более использоваться  в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других странах. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и Хинаяны.

       Махаяна и Тхеравада

       Так в чём же разница между  Махаяной и Тхеравадой?

  1. И там и там Будда Сакьямуни признаётся учителем
  2. Четыре благородные истины аналогичны в обеих школах
  3. Восьмеричный Благородный Путь совпадает в обеих школах
  4. Учение о обусловленном возникновении (paticca samuppada) одинаково
  5. Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им
  6. Принимается учение о непостоянстве, страдании и пустоте (anicca, dukkha, anatta) и нравственности, сосредоточении и мудрости (sila, samadhi, panna) без расхожде

     Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяа, что означает узкая колесница или узкий путь спасения. Другое название хинаяны – тхеравада (учение старейших). Северное направление буддизма получило название махаяна – широкая, или великая колесница или широкий путь спасения.

     Хинаяна считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину – сангху, уход от мира. Вступая в нее, человек дает соответствующие обеты, отказываться от имущества, семьи и касты. Жизнь в сангхе регулируется запретами, правилами и предписаниями, число которых превышает двести. В сангхе, и это главный момент в хинаяне, человек освобождается благодаря самому себе, своим собственным усилиям. «Не ищи защиты у других, будь сам защитой себе» - это принцип хинаяны (тхеравады).

     В махаяне активным началом выступает  не воля человека и его собственные  усилия, а помощь «внешних» спасателей – бодхисатв. Бодхисатвы – это люди, которые в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми буддизмом к образу жизни праведника, заслужили право на вхождение в нирвану, они уже достигли состояния пробуждения, состояния Будды. Но они отказываются совершить этот последний шаг – перейти в нирвану – из-за любви к людям. Они остаются среди людей, наставляют их на путь истины, облегчают их страдания. Главные качества бодхисатв – это премудрость и сострадание. В махаяне, таким образом, появилась идея и практика альтруизма.

     На  помощь внешних спасателей предполагает обращение к ним, и в махаяне  появляются молитвы и обряды, т.е. культовая практика. Если хинаяна  выступает скорее как религиозно-философская  система, то махаяна – это религия, в которой философский аспект подчинен религиозным установкам и  действиям. Это проявляется и  в трактовке образа Будды. В хинаяне Будда – это человек, который пережил пробуждение и стал основателем учения. В махаяне Будда – вечная, идеальная, божественная сущность, обладающая тремя видами существования. Будда имеет три тела: Дхармакая, тело закона, - это изначальная и неизменная реальность, Абсолют, схожий с Брахманом Упанишад; Самбхогакая – тело блаженства, в котором Будда общается с бодхисатвами, и, наконец, третье тело, Нирманакая, - тело преобразования, т.е. принятие человеческого облика. Это учение о сущности Будды для верующих представлено в более чем наглядном варианте: Будда сам выбрал себе место своего рождения в образе человека, он решил родиться на севере Индии, так как считалось, что здесь находиться центр Земли. Для своего рождения он выбрал семью царя шакьев, пользовавшуюся уважением людей. Произошло это следующим образом: ночью к жене царя, царице Махамайе, с неба на облаке спустился белый слон. Он проник в ее тело через правый бок и царица забеременела. Через девять месяцев Махамайя родила сына: он родился в саду, вышел из правого бока царицы и сразу же сделал семь шагов. И там, где он шел, появлялись цветы божественного белого лотоса. Мальчик, впоследствии названный Сиддхартхой, объявил себя несравненным и дал клятву спасти людей от страдания. Местом рождения Будды считается селение Лумбини, которое сейчас находится на территории Непала, на границе Индии является одним из главных мест паломничества. Днем рождения Сиддхартхи считается день полнолуния месяца мая 624 г. до н.э.

     В махаяне помимо почитания Будды  Шакьямуни существует культ и  других будд. Махаяна утверждает, что  будд много, как песка на берегах  Ганга, при этом допускается возможность  стать буддой не только для монахов, но и для отдельных верующих. Особо  почитается в махаяне будда Амитабха, создатель и владыка рая. Признание  существования рая – еще одни вероучительный момент в различных хинаяны и махаяны.

     Конечно целью жизни в хинаяне является достижение нирваны. Это позиция  сохраняется и в махаяне. Но философски сложное учение о нирване, признание принципиальной невыразимости нирваны – все это было трудно для понимания простых верующих, и в махаяне появляется концепция рая и ада.

     Как и в монотеистических религиях, рай  в махаяне рассматривается в  качестве вознаграждения за праведную  жизнь, за благочестие, за поддержку  монастырей, ад – как наказание  за грехи. И рай, и ад описывались  чрезвычайно чувственно, выразительно, а очень часто в монастырях устанавливали  и «макет» рая. Рай – это волшебная страна Сукхавати, «Земля Блаженства». Она  прекрасна – вместо почвы там  золотой песок, на нем растут деревья  с листьями и цветами из драгоценных  камней, по небу летают маги и волшебники, а также птицы, восхваляющие будду  Амитабху. Люди появляются там в цветке лотоса, а из рая они уже попадают в нирвану. Ад же представляет собой место пыток грешников. Но пребывание их там не вечно, они возвращаются  снова в мир, в цепь рождений и смерти, в мир страданий, где снова, если им повезет родиться людьми, получат возможность освобождения.

     Третий  будда, культ которого занимает в  махаяне значительное место, - это  будда Майтрея, или Майдари. Это  буддийский вариант мессии – он должен будет придти на землю и  спасти мир от страданий. Пока же он пребывает в своей таинственной стране – Шамбале.

     На  основе двух основных направлений буддизма, хинаяны (тхеравады) и махаяны, возникли новые школы буддизма.

     Школа Чань (Дзен – буддизм)

     Считается, что дзэну невозможно научить. Можно  лишь подсказать путь достижения личного  просветления. Дзэн — это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день — цель усилий. У каждого человека есть способности, данные ему природой при  рождении. Это вовсе не обязательно  способности к какой-то профессии  или умению что-либо делать в обычном  смысле. Это может быть способность  чувствовать, понимать и впитывать, которую без понимания своей  природы человек не хочет проявлять, проживая чужую для себя жизнь.

     На  Дальнем Востоке, в Китае и  Японии получила распространение возникшая  на основе хинаяны школа Чань, или  Дзен – буддизм. Слово чань, сокращенное от чаньна, - это китайский перевод (запись иероглифами) санскритского слова дхьяна, что означает «созерцание, медитация». В японском языке дхьяна передается словом дзен. Школа Чань возникла в   V в. н.э., явившись результатом праповеднической деятельности монаха Бодхидхармы, приехавшего из Индии. В конце VIII в. эта школа буддизма проникла в Японию, где и получила название дзен-буддизма.

     В основе школы Чань лежит вероучительное положение о наличии природы  Будды во всем сущем, в том числе  и каждом человеке, хотя сам он этого  не сознает. Отсюда возникает цель –  постичь Будду в самом себе, т.е. достичь состояния Будды уже  в этом рождении. Таким образом, речь идет о «внезапном пробуждении», об одномоментном приближении к Будде. Но это внезапное пробуждение требует большой предварительной работы человека – медитативной практики, усиленного самосозерцания. «Смотри в свою природу и станешь Буддой», - это утверждение является краеугольным камнем школы Чань. Однако, просто изучение религиозных доктрин и философских текстов не может привести к достижению состояния Будды. Необходимым условием этого является пробуждение сознания человека. В этом велика и неоценима помощь учителя. Связка «учитель-ученик» является главным звеном школы Чань. Отношения учителя и ученика в чаньских монастырях предполагают строжайшую дисциплину и абсолютный авторитет учителя. Методом пробуждения сознания выступают парадоксальные высказывания (гун-ань), которые ученик дожжен расшифровать, парадоксальные и алогичные беседы (вень-да) в форме вопросов и ответов. Вот примеры таких высказываний и бесед: «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладони?» «Представьте, что вы, будучи связаны по рукам и ногам, висите над пропастью, ухватившись зубами за ветку дерева. К краю пропасти подходит учитель и спрашивает о том, почему Бодхидхарма пришел с Запада. Ответьте ему.». Само же внезапное пробуждение последователи Чань связывают с «Цветочной проповедью» Будды. Согласно этому преданию, однажды Шакьямуни поднял перед учениками цветок и улыбнулся. И только один ученик сделал то же самое – поднял цветок и улыбнулся. Он пережил состояние пробуждения, которое было передано ему Буддой без слов, «от сердца к сердцу».отсюда принцип чаньского буддизма – «пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу, без опоры на письменные знаки». Пробужденное сознание учителя через определенные приемы воздействия на психику передается ученику. Созерцательная, медитативная практика занимает центральное место в учении Чань. Принципиально новым положением явилось утверждение, что созерцание не требует определенной позы и специально выделенного времени. Оно должно осуществляться в любой момент, при любых формах деятельности, даже во время физической работы, которая вменяется в обязанность каждому монаху. Созерцание дополняется и усиливается комплексом дыхательных и физических упражнений, овладением приемами восточных единоборств. Средством стимуляции внезапного пробуждения последователи Чань считают и формы аномального поведения: громкий хохот, резкий окрик и т.п. Известно, что иногда в чаньских монастырях для стимулирования мгновенного пробуждения применяли палочные удары, которые обрушивались на ничего не подозревающих, погруженных в созерцание учеников. Таким образом, определяющим в достижении цели является психологический фактор.

Информация о работе Буддизм