Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание

Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА……………6
1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6
1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7
ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9
2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта»………………9
2.2. Музыкальная часть вокального цикла « Любовь поэта»…………...11
2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана
« Любовь поэта»………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............22

Работа состоит из  1 файл

ШУМАН - Р.В.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Так, в 8-й песне («О, если б цветы угадали»), имеющей характер нежной жалобы, последние  слова, говорящие о разбитом сердце поэта, отмечены резкой, неожиданной сменой фактуры. Как эмоциональный отзвук сказанного воспринимается фортепианная постлюдия, которая насыщена бурным волнением. Кстати, именно во второй половике цикла фортепианные вступления и заключения играют особенно важную роль

     Чем ближе к концу цикла, тем всё больше углубляется контраст между соседними песнями – 8 и 9, 10 и 11, особенно 12 и 13. Сгущение мрачных красок осуществляется и посредством перехода от диезных тональностей к бемольным.

     ______________________________________

     16 Музыкальная энциклопедия. Коллектив авторов.- Т. 6-  М., 2011.- С. 459 

     В № 9 – «Напевом скрипка чарует» о страданиях влюбленного поэта можно лишь догадываться. Основное музыкальное содержание сосредоточивается на партии фортепиано. Это вальс с совершенно самостоятельной мелодической линией. В его непрерывно кружащейся мелодии ощущается и оживление, и тоска.

     Очень трогательная и искренняя, с прозрачным аккомпанементом песня № 10 –  «Слышу ли песни звуки», которая воспринимается как волнующее воспоминание о несбывшихся мечтах. Это песня о «песне, что певала любимая», о которой рассказывается в стихотворении Гейне. Волнение же фортепианной постлюдии представляет реакцию на пережитое, взрыв тоски.

     Совсем  иная – № 11 «Ее он страстно любит».  Шуман нашел для этой песни очень точное решение. Ее музыкальный язык отмечен преднамеренной простотой: «лихая» несложная мелодия, с ясным членением, скромная (Т-D) гармония, чуть неуклюжий ритм с акцентами на слабых долях, бесшабашный аккомпанемент на манер плясовой17.

     № 12 – «Я утром в саду встречаю» – словно возвращает к началу цикла, к свежести «утренного» настроения первой песни. Подобно ей, эта песня также посвящена созерцанию вечной красоты природы. Характер светло-элегический, возвышенный. Мелодический рисунок строг и чист, гармонические краски удивительно мягки, чарующе-нежны, «струящийся» аккомпанемент.

     Сопоставление этой песни со следующей, № 13 – «Во сне я горько плакал», представляет самый резкий контраст во всем сочинении. Это кульминационная вершина цикла (после «Я не сержусь»), одна из наиболее трагических песен Шумана. Потрясающий трагизм этого монолога особенно остро воспринимается по контрасту с постлюдией предшествующей песни.

     ________________________________________________

     17 Музыкальная литература зарубежных стран. Т.5.-  М. 2007.- С. 119 

     Самым ярким примером песни-монолога является № 13 – «Во сне я горько плакал», является трагической кульминацией всего цикла. Буквально вся песня – это речитатив, где скорбные фразы голоса чередуются с отрывистыми аккордами фортепиано в низком регистре. От этого раздельного звучания возникает совершенно потрясающее ощущение трагической разорванности, одиночества. Молчание же голоса в начале третьей строфы, звучание траурного хорала у фортепьяноно воспринимается как настоящий образ смерти

     Монолог «Во сне я горько плакал»как бы подводит итог мрачным краскам «бемольных» песен, а затем наступает душевный перелом. № 14 и № 15 – это еще две песни, в которых говорится о снах. Характер первой («Мне снится ночами образ твой») светло-элегический, второй – скерцозно-фантастический («Забытые старые сказки»)18. Поэт ищет утешения в мире народной поэзии, мечтая о чудесной стране, где можно забыть все горести и печали.

     Цикл  Гейне завершается на резко скептической ноте, прощанием со «злыми песнями». Как и в № 11 сердечная драма  скрывается под иронией. Намеренно  упрощая сложное, поэт превращает всё сказанное просто в шутку: он отбросит и любовь, и страдания, которые 12 великанов унесут их в огромном гробу и схоронят на дне моря, только и всего.

     Однако  в самом конце песни, когда  выясняется, что хоронят-то любовь поэта, ироническая маска сбрасывается: в маленьком, но глубоком Adagio неожиданно возникает вариант искренней, трогательной фразы из первой песни цикла, приобретая характер глубокой скорби (прием «эмоционального сдвига»). А затем возникает еще один «поворот», на этот раз в совершенно противоположную сторону. Просветленно и задумчиво фортепиано развивает музыкальный образ фортепианной постлюдии 12 песни – образ

_______________________________________________

18  Карминский А.И. Роберт Шуман. [электронный ресурс.]- Код доступа: http://www.belcanto.ru 

утешающей природы и романтической мечты19. Она воспринимается как послесловие, слово от автора.

     Подведём  итог: наиболее известный гейневский цикл Шумана «Любовь поэта», с его  разнообразием образов и глубиной настроения, принадлежит к самым выдающимся произведениям мировой вокальной лирики. Шуман сочинил музыку к шестнадцати из пятидесяти шести стихов Гейне. Зарождение чувства, взаимная любовь, утрата возлюбленной, безграничное страдание и, наконец, отчаяние - таково развитие сюжетной линии, во многом напоминающая сюжеты шубертовских циклов. Но эту извечно романтическую тему Шуман раскрыл здесь по-своему, обнаружив в ней неведомое его предшественнику богатство и тонкость душевных состояний. Здесь лирическое излияние и мрачная ирония, скорбь и шутка, величественные картины и психологическая надломленность переплетаются воедино. Музыкальная драматургия этого произведения отличается особенной контрастностью, лаконизмом и целеустремленным развитием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________________________________________

19 Горбачёва И.М. Популярная История Музыки.-М.? Вече, 2010.- С. 206 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Решив поставленную цель и намеченные задачи, подводя итоги нашему исследованию можно сделать следующие выводы:

    Роберт  Шуман является известным композитором и пианистом. Его считают одним из самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявшим направление романтизма.

    Этот  человек был интеллектуалом и эстетом. В своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу направления романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограничительных. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме.

    Творчество  Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни. Вокальные циклы Шумана открыли новый художественный мир, новые формы музыкального выражения. Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко дифференцированные душевные состояния человека.

    В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке  песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен.

    Наиболее  популярный из его вокальных циклов считается «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Все они написаны на   стихи Гейне. У Шумана в данном цикле лирика  индивидуализированная и утончённая.

    В цикле “Любовь поэта” Шуман передаёт огромное разнообразие оттенков чувств. Гораздо больше, чем у Шуберта. Появляются новые мотивы (горькая  ирония над собой), что свойственно поэзии Гейне. Роль фортепианной партии огромна. Она досказывает то, что не досказано в стихах. Раскрывается скрытый 2-й план, а мелодия у голоса часто вырастает из него. Фортепианная партия напоминает самостоятельную фортепианную миниатюру. Важную роль играет постлюдия. В них раскрывается смысл. Иногда постлюдии контрастны самой песни. Например: “О, если б цветы угадали”.

    Музыка  цикла драматична. Внутри этого цикла имеются как бы маленькие песенные циклы.

    Идеалы  Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

    П. Чайковский был уверен в том, что  будущие поколения назовут XIX в. шумановским  периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное  в искусстве его времени - ее содержанием стали таинственно-глубокие процессы духовной жизни человека, ее назначением - проникновение в глубины человеческого сердца. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество: Пер. с нем. - М., 2008

2.Великие композиторы.\  Под ред. Л.А. Аконяна. Т.17.- М.: Интеллект, 2010

3.Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2009

4.Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. —-2008. - № 1. 

5.Горбачёва И.М. Популярная История Музыки.-М.? Вече, 2010

6.Житомирский Д.В. Роберт Шуман - М., 2009.

7.Житомирский Д.С. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества.-  М., 2009.

8.Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. Геновева Роберта Шумана.- М.: Эксмо, 2010.

9.Карминский А.И. Роберт Шуман. [электронный ресурс.]- Код доступа: http://www.belcanto.ru

10.Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З.-  М.: Книга, 2008

11.Куна М. А. Великие композиторы.-  М., 2008

12.Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2.-  М., 2009.

13.Лосева О.В. «Успех, заслуженный вдвойне» // Музыкальная жизнь М- 2007-  №11

14.Музыкальная литература зарубежных стран. Т.5.-  М. 2007.

15.Музыкальная энциклопедия. Коллектив авторов.-  Т. 6-  М., 2011

16.Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков: РА — Каравелла, 2007

17.Свириденко С. Л. Шуман и его песни. — СПб.: Невский проспект, 2011

18.Слонимский С. М. Забытый, но живой шедевр. // Музыка.- 2008.- №12

Информация о работе Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"