Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание

Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА……………6
1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6
1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7
ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9
2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта»………………9
2.2. Музыкальная часть вокального цикла « Любовь поэта»…………...11
2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана
« Любовь поэта»………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............22

Работа состоит из  1 файл

ШУМАН - Р.В.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

6 Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество: Пер. с нем. - М., 2008.- С. 89

детей, Клара осталась концертирующей пианисткой и вдохновительницей творчества Шумана. 1840 год знаменателен тем, что открыл Шумана как вокального композитора, ведь до того вокальные жанры мало занимали его. А в один этот год он написал 131 песню для голоса с фортепиано, 10 предназначались для нескольких голосов и 6 для мужского хора а капелла составила чуть ли не половину всего, созданного им для пения. 
 В «год песен» композитор нашел и своих, близких его сердцу, поэтов, среди которых главное место прочно занял столь близкий ему по духу Генрих Гейне. На его тексты композитор сочинил 4 цикла, при этом ещё не считая отдельных песен, которые вошли в разные сборники. И это не удивительно: Шуман всегда был очень внимательным и чутким  к слову, а Гейне, как мы помним, считался самым выдающимся из немецких поэтов-романтиков.

      Ещё раз подчеркнём, что вокальный  цикл Шумана « Любовь поэта» - это  основное центральное произведение Шумана, которое, как было уже сказано, неразрывно связано с поэзией Гейне. Поэт описал один из эпизодов собственной жизни, назвав его «Лирическим интермеццо», которое в общем - то представляет не цикл с единой темой, сюжетной линией развития, а является отдельным сборником из 65 стихотворений не только лирического, но и остро публицистического содержания7. Композитор для себя отобрал только 16, что были связаны с пережитой молодым Гейне любовной трагедией отвергнутого чувства. У Гейне прослеживается типичнейшая романтическая идея «утраченных иллюзий», «разлада между мечтой и действительностью», что представлено им в виде дневниковых записей. История любви передаваемая в музыке композитором развертывается им довольно логично и последовательно. 
   Шуман посвятил «Любовь поэта» Вильгельмине Шрёдер-Девриент, которая была выдающейся немецкой певицей -актрисой первой половины

______________________________________

7 Свириденко С. Л. Шуман и его песни. — СПб.: Невский проспект, 2011.- С.119

XIX века, прославившейся исполнением заглавной роли в «Фиделио» Бетховена, позднее певшей на премьерах «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера и  вошедшей в круг его близких друзей.

      Итак, такова история создания известного вокального цикла Шумана   « Любовь поэта». 

2.2. Музыкальная часть вокального цикла «Любовь поэта» 

     В «Любви поэта» сконцентрированы все черты, характерные для вокального стиля Шумана, куда включены исключительное внимание к поэтическому слову, стремление передать мелодику стиха, тонкость психологических переживаний, поражающих невиданной до того сложностью и противоречивостью, глубочайшая погруженность в них, приводящая к почти полному игнорированию внешнего мира8. Этому музыкальному своеобразию вокального цикла Шумана способствуют новые выразительные средства, к числу которых относятся: не песенная, а декламационная мелодика, непрерывно развивающаяся свободная форма, почти без повторов и изобразительных деталей, изысканность гармонии9.

Приведём  пример разнообразия музыкальной тональности  в данном вокальном цикле Шумана. Первая песня «В сиянье теплых майских дней», рисует красочно и зачаровано пробуждение души, весеннее томление, которое приводит лирического героя к неразрешимым вопросом. Различные оттенки любовного чувства передаются в пятой песне, «В цветах белоснежных лилий» мы слышим трепетность, нежность, взволнованность. В шестой песне «Над Рейна светлым простором» звучит молитвенная сосредоточенность, хоральная строгость. Любимая женщина ассоциируется у

     ___________________________________

8 Житомирский Д.С. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества.-  М., 2009. –С. 77

9 Лосева О.В. «Успех, заслуженный вдвойне» // Музыкальная жизнь М- 2007-  №11.- С.17 

поэта с ликом мадонны в готическом Кёльнском соборе. Драматический перелом наступает в седьмой части, «Я не сержусь». Поразителен тонкий выбор музыканта для воплощения предельно сдержанного чувства скорби , окрашенного в светлую мажорную тональность, лишь слегка осложненную хроматизмами и диссонансами. В данной песне мы сталкиваемся с длительным нарастанием и мощной кульминацией в верхнем регистре, редкие для этого цикла, завершают развитие. Девятая песня, «Напевом скрипка чарует», поражает контрастной двуплановостью: бытовая картина свадьбы, созданная несложным вальсовым ритмом, и щемящее, смятенное чувство, владеющее героем. Тринадцатая песня «Во сне я горько плакал», является кульминацией трагизма, она представляет песню без единого светлого просвета. Мерный ритм траурного марша, речитирование на одной ноте приобретают особую силу в третьей строфе, которая открывается солирующей партией фортепиано: последний сон, казалось бы, счастливый, в отличие от двух предшествующих (возлюбленная умерла, возлюбленная забыла героя, возлюбленная вернулась к нему), вызывает самый бурный поток слез при пробуждении10. Шестнадцатая песня «Вы злые, злые песни», передаёт развернутый финал в ритме энергичного сурового марша, содержащего неожиданную лирическую кульминацию, ведомую в предельно медленном темпе с мелодическим оборотом, свойственном первой песне. Большое фортепианное заключение, заимствованное песенником из двенадцатой песни, «Я утром в саду встречаю», звучит просветленно и примиренно10.

      Таким образом, мы охарактеризовали основное музыкальное звучание вокального цикла « Любовь поэта». 

______________________________________________________

10 Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2009.- С. 155 
 

2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана « Любовь поэта» 

     Мы  уже раньше сказали, но тут считаем необходимым это повторить, из 65 стихотворений Гейне Шуман отобрал только 16, в их число вошли первое и последнее стихотворение – самых близких себе и наиболее существенных для создания ясной драматургической линии. В заголовке же своего цикла композитор прямо назвал главного героя своего творчества – поэта.

     По  сравнению с циклами Шуберта Шуман усилил в данном вокальном цикле психологическое начало, сосредоточив все внимание на «страдании раненого сердца»11. События же, встречи, фон, на котором происходит драма, несколько отстранены. Акцент сделан на душевной исповеди лирического героя, что ведёт в музыке к полному «отключению от внешнего мира».

     «Любовь поэта» неотделима от образов весеннего цветения природы, но здесь мы не видим изобразительности. Так, например, «соловьи», часто встречающиеся в текстах Гейне, совсем не получают никакого отражения в музыке Шумана.

     Всё внимание слушателей концентрируется на интонировании текста, следствием чего становится господство декламационного начала12.

     Ещё раз вернёмся к каждой отдельно взятой песне,  охарактеризовав её индивидуальные особенности и получив общую  характеристику всего вокального цикла  в целом.

     №№ 1-3 рисуют короткую весну любви, которая расцвела в душе поэта однажды «чудесным майским днем». В стихотворных текстах преобладают образы весенней природы, в музыке слышны песенные лирические интонации, которые своей простотой и безыскусностью напоминают ______________________________________

11 Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 2009.- С. 121

12 Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. трудов. / Сост. Ганзбург Г. И. — Харьков: РА — Каравелла, 2007. – С. 72

народные  истоки. Резких контрастов мы не отмечает, так как их нет: эмоциональное настроение не выходит за пределы светлой лирики. Господствуют диезные мажорные тональности.

     Открывающая цикл «майская песня» («В сиянье теплых майских дней») наполнена особой трогательностью, трепетностью.

     В музыке этой песни получили отражение все оттенки поэтического текста, в ней звучат и неясное томление, и тревожная вопросительность, и лирический порыв. Здесь господствует песенность и прозрачная фактура, основанные на мелодико-гармонической фигурации.

     Основное  настроение песни концентрирует  фортепианный рефрен, который начинается с выразительного задержания, образующего диссонанс, из которого рождается и вокальный напев.

     № 2 «Цветов венок душистый» – миниатюрное лирическое Andante – первое «погружение» в собственный внутренний мир. Эта песня ещё ближе к народным образцам, проще по изложению. В аккомпанементе присутствуют строгие, почти хоральные аккорды. В вокальной партии слышится сочетание плавной напевности и сосредоточенного речитатива. Форма этой песни– миниатюрная двухчастная репризная. Ни в одном из разделов, включая репризу, мелодия голоса не приходит к устойчивому окончанию. Этим, а также неразрешенной D fis-moll’я в середине, вторая песня напоминает трогательную вопросительность «майской»13.

     № 3 «И розы, и лилии» является выражением неподдельного пылкого восторга, слышна бурная вспышка радости, совершенно не омраченной грустью или иронией. Мелодия голоса и сопровождение льются непрерывным безудержным потоком, как будто это единый порыв любовного признания. В музыке сохраняется характерная для первых песен скромность и безыскусность: многократная повторность простейшего наивного напева, скромная гармонизация (I – III – S – VII6), остинатный

__________________________________________

13 Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. —-2008. - № 1. – С. 15

плясовой  ритм, бесконечное хороводное движение, облегченная фортепианная партия без  глубоких басов14.

     С № 4 «Встречаю взор очей твоих» – начинает  развиваться основная тема цикла, звучащая как «страдания сердца». Душа героя полна любви, но сознание уже отравлено ощущением непрочности и мимолетности пришедшего счастья. Музыка воплощает серьезное и возвышенное чувство, выдержанное в духе элегии и воплощённое в диалоговой форме Та же хоральность, чистая диатоника, напевная декламация, строгость аккордовых вертикалей, которые передают глубокую серьезность15.

     № 5 «В цветах белоснежных лилий» составляет первую минорную песню цикла. Основное чувство, наличествуемое в ней, выражено в виде  глубокой нежности. Музыка полна душевного волнения. Очаровательная песенная мелодия отличается удивительной простотой, как бы  сотканной из поступенных плавных интонаций не шире. Песенностью пронизано и фортепианное сопровождение песен. Его верхний мелодизированный голос воспринимается как «песня цветка»,  вторящая лирическому монологу героя. Форма песни представлена периодом.

     № 6 «Над Рейна светлым простором» – выделяется своей строгой торжественностью и присутствием эпических, характерно немецких мотивов.

Чуткость  Шумана к поэтическому источнику поразительна. Его песня стилизована в старинной манере. Использованный композитором жанр позволил не только достичь колорита старины, но и соединить строгость, уравновешенность с огромной страстностью. Вокальная тема величаво проста и одновременно сурово печальна. В ее неторопливой плавной поступи чувствуются непреклонность и сила духа. Очень своеобразна партия фортепиано, в которой сочетаются пунктирный ритм и медленное движение пассакального баса.

________________________________________________

14 Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Т. 2.-  М., 2009.- С. 91

15 Куна М. А. Великие композиторы.-  М., 2008.- С. 105

     Следующая песня- монолог «Я не сержусь» (№ 7), является поворотным моментом в развитии цикла. Его горечь и скорбь как бы проникают в остальные песни. Основное настроение стихотворного текста –представлено как упорно подавляемое страдание, отчаяние, которое сдерживается громадным волевым усилием. Всю песню пронизывает остинатный ритм сопровождения, звучащий как настойчивое движение аккордов восьмыми, опирающееся на мерные ходы басов.

     Именно  гармонией, в первую очередь, создается ощущение трагизма., что основано на непрерывной цепи диссонансов. Тональность C-dur, очень неожиданная в драматическом монологе, здесь вбирает множество минорных гармоний (в основном 7-аккордов) и отклонений в минорные тональности16.

     «Я  не сержусь» делит цикл на две половины: в первой поэт полон надежд, во второй он уже ясно убеждается в том, что любовь приносит лишь горечь разочарования. Перемена сказывается во всех музыкально-выразительных элементах и, прежде всего, в самом типе песен. Если первые песни развивали какой-то единый образ, то начиная с №8 характерным становится эмоциональный «перелом» в конце

Информация о работе Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"