Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:49, реферат

Описание

Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА……………6
1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6
1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7
ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9
2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта»………………9
2.2. Музыкальная часть вокального цикла « Любовь поэта»…………...11
2.3. Основная характеристика вокального цикла Шумана
« Любовь поэта»………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............22

Работа состоит из  1 файл

ШУМАН - Р.В.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3   

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО  ШУМАНА……………6

    1.1 Великий композитор - Роберт Шуман………………………………..6

    1.2. Вокальное творчество Шумана……………………………………….7 

ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»………...9

    2.1. История создания вокального  цикла «Любовь поэта»………………9

    2.2. Музыкальная часть вокального  цикла « Любовь поэта»…………...11

    2.3. Основная характеристика вокального  цикла Шумана

      « Любовь поэта»………………………………………………………….13 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  

    Выбор темы. Для своей курсовой работы нами была выбрана значимая на  сегодняшний день тема – «Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"». Важность данной выбранной темы заключается в том, мы в этом уверены, что каждый век рождал замечательных музыкантов, которые становились кумирами своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Вот одним из таких непревзойдённых композиторов и был Шуман, творчество которого нам очень симпатизирует. Поэтому мы и остановили свой взгляд на творчестве этого гения, выбрав для изучения одно из лучших его произведений.

    Актуальность  выбранной темы. Актуальность нашего исследования заключается в том, что, хотя на дворе стоит XXI век, который характеризуется бурным научно- техническим развитием, всё же неугасающие человеческие ценности, как музыка, искусство, литература, никогда не утратят своей привлекательности и злободневности. Но пускай некоторые думаю, что это парадокс, наблюдая за тем, что чем больше появляется разновидностей новых достижений, тем чаще привлекают к себе произведения искусства классического, которое, бесспорно, является искусством вечного, не стареющего, а, наоборот это те неувядающие шедевры, которые неувядающие шедевры, которые радуют глаз и ухо своей необыкновенной глубиной и неповторимой красотой. Всё большее наслаждение нашим современникам доставляют сонеты Шекспира и драматургия Мольера, восхищают картины Рафаэля и Васнецова, очаровывает своей улыбкой Джаконда Леонардо да Винчи, очаровывает поэзия Фета и гениального Пушкина, заслушиваются музыкой Шуберта и Бетховена. На одном из первых мест среди композиторов1 чьи произведения, по свидетельству неумолимой статистики, звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя прекрасного композитора Шумана, которая в настоящее время стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данные рассуждения отчётливо подтверждают актуальность выбранной нами темы реферата.

    Объект  и предмет исследования. Объект курсовой работы: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Предмет курсовой работы: своеобразие и особенности вокального цикла Шумана "Любовь поэта"

    Цель  и задачи  реферата. Цель курсовой работы:  подробно и детально проанализировать: вокальный цикл Шумана "Любовь поэта". Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

    1. Коротко представить биографию Шуберта;

    2.Заострить внимание на произведениях Шумана как мастера вокальных творений;

    3.Раскрыть историю создания вокального цикла Шумана «Любовь поэта»;

    4.Осветить своеобразие музыкальной части вокального цикла Шумана

« Любовь поэта»;

      5. Дать развёрнутую характеристику  вокального цикла Шумана «  Любовь поэта».

    Освещённость  темы исследования. Данная тема освещена в специальной литературе достаточно широко. Надо отметить, что на протяжении многих лет истории в том или ином ракурсе данная тема вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков. Критики изучают биографию этого человека, тщательно анализируются искусствоведами его музыкальные произведения. Много работ общего характера по истории музыки. Музыковедческую интерпретацию проблема вокального творчества получила в трудах известных учёных Г. Г. Арановского, БВ Асафьева, Н.П. Корыхаловой, Т.Н Л Ивановой, М. Х. Михайлова,  М. А.Смирнова, М.Е. Тараканова, Т.В Дарьградской, БЛ Яворского и др. Изучению природы универсалий, психологии творчества и интерпретации художественного текста посвятили свои монографии  Е. Я.Басин, М. М.Бахтин, Б. М. Гаспаров, Е.С .Громов,  П.Ершов, ЮМ Лотман, Н. В.Рождественская, С. П. Симонов,  М.В.Тростникова, Ю.Л.Тынянова, П.М Якобсон.

    Методы  исследования. В реферате использовались методы семиотики, герменевтики и структурного анализа. Применялись также и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, прослушивание музыкальных произведений

    Структура  реферата. Структура работы предопределяется целями и задачами исследования и включает: введение с раскрытием актуальности выбранной нами темы, постановкой цели и задач, обозначением предмета и объекта исследования и обзором использованной литературы; две главы, представляющие суть основной выбранной темы для исследования и разделённые на ряд параграфов; заключение с выводами по всему реферату и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕНИАЛЬНО ШУМАНА

    1.1 Великий композитор - Роберт Шуман 

    Шуман Роберт Шуман прожил короткую жизнь, всего 46 лет. Годы его жизни- 1810-1856 Жизнь его, если судить по биографическим фактам, не очень счастливая. Но мы согласимся с мыслью о том, что этого гениального мастера можно всё- таки считать счастливым, так как он выполнил основную задачу своей жизни. Шуман оставил человечеству на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди всегда с благодарностью будут вспоминать и имя Шумана, немецкого композитора и музыкального критика.

     Шуман является выразителем эстетики немецкого романтизма. Он основал и являлся редактором "Нойе цайтшрифт фюр музик" или "Нового музыкального журнала". Шуман создал  программные фортепианные циклы ("Бабочки", 1831; "Карнавал", 1835; "Фантастические пьесы", 1837; "Крейслериана", 1838), он известен как автор лирико-драматических вокальных циклов ("Любовь поэта", "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", все 1840). Его ценят за то, что он внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852). Опера "Геновева" (1848), оратория "Рай и Пери" (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (1849)1.

     Немецкий  композитор Роберт Шуман хотел, чтобы  «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой  и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще»2. Само это желание _______________________________________

1 Житомирский Д.В. Роберт Шуман - М., 2009.- С. 98

2 Слонимский С. М. Забытый, но живой шедевр. // Музыка.- 2008.- №12.- С. 17

резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами, и ему удалось этого добиться.

     Шумана  относят ко 2-му поколению романтиков. Он очень остро чувствовал разницу  между тонкой, чувствительной натурой  художника и окружающим миром, и  всю жизнь восставал против мещанства. Это ясно и чётко проявляется и в музыке. Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грёз. Во многом он отразил свойства своей натуры, связанной с двойственностью.

     В итоге скажем, Шуман - гениальный немецкий композитор, автор многих известных произведений, наиболее ярким из которых, пот нашему мнению, считается, вокальный цикл» Любовь поэта». 

     1.2. Вокальное творчество Шумана 

     Одним из высших достижений Шумана считается  вокальная лирика, которая идеально соответствовала его творческой натуре, так как Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Роберта отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.

     Шуман прекрасно разбирался в творчестве поэтов-современников, высоко ценя И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др3. Но самым любимым поэтом композитора являлся Гейне, на стихи данного поэта композитор создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому ценимых им авторов.

______________________________________________

3 Великие композиторы.\  Под ред. Л.А. Аконяна. Т.17.- М.: Интеллект, 2010.- С. 22

В богатейшей поэзии Гейне Шуман, будучи также лириком, в изобилии находил для себя тематику, которая искренне волновала его всегда, это, прежде всего, любовь. Лексика стихов Гейне отличается широким разнообразием: здесь можно увидеть и тончайшую поэтичность, и едкую иронию, и сложную символику, и фольклорные мотивы, и гиперболы, и эпику и многое другое.

     Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году, как его называют, «году песен», но вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем, когда были созданы «Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием – 1850, «Песни из Вильгельма Мейстера» И. В. Гете» – 1849 и др.4.

     В своей вокальной музыке Шуман принадлежал к числу шубертианцев, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество характеризуется набором целого ряда новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

     К основным чертам вокальной музыки Шумана относят5:

     бóльшую субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики, включая горькую иронию и мрачный скепсис, которых не было у Шуберта;

     выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;

     явное предпочтение новейшей романтической поэзии;

     обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа, что выливалось в стремление «передать мысли стихотворения почти дословно», подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;

     в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;

     точное  соответствие музыки и слова. Песни  Шумана были написаны

_______________________________________________________

4 Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. Геновева Роберта Шумана.- М.: Эксмо, 2010.- С. 121

5 Конен В.Д. История зарубежной музыки. Т.З.-  М.: Книга, 2008.- С. 221

обычно на слова одного поэта, в чём  сказывалось отличие от его же песен, которые принадлежали другим первоисточникам. Для композитора очень

существенен и  характер самого текста, его психологическая сложность,

многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для  него важнее, чем сами слова;

     огромная роль фортепианной партии, потому что именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).

     Итак, обобщим сказанное: Шуман был один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана выражало антитезу царившей в Германии 1820-1840-х гг. мещанской атмосфере. Музыка Шумана  звала в мир высокой человечности, воспевала красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей вот, что характерно для основных черт музыки Шумана. 

    ГЛАВА 2. ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ШУМАНА « ЛЮБОВЬ ПОЭТА»

2.1. История создания вокального цикла «Любовь поэта» 

     «Любовь поэта», как мы уже сказали, считается, пожалуй, самым знаменитым вокальным циклом Шумана. Этот человек пожизненно связан с «годом песен», так как 1840-й год стал один из наиболее счастливых в жизни композитора. После многолетней изнурительной борьбы Шуман наконец соединился с Кларой Вик, которая в его жизни была единственной большой любовью. Дочь известного лейпцигского фортепианного педагога, прославленная пианистка, давшая свой первый сольный концерт в 11 лет, эта женщина сумела выдержать упорное противодействие отца, завершившееся 13-месячной судебной тяжбой. Став женой, хозяйкой, матерью 8 ________________________________________________

Информация о работе Вокальный цикл Шумана "Любовь поэта"