Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие современной хореографии характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, свойствам и качествам личности, способствующим полной реализации творческой активности. Существующая в системе профессиональной хореографии острая потребность в интеллектуальных, инициативных специалистах сопровождается растущей неудовлетворенностью творческим процессом, не уделяющим должного внимания основополагающим психологическим характеристикам, лежащим в основе индивидуальности исполнителя, хореографа, педагога.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Становление и развитие учения о темпераменте в психологии
Понятие и основные свойства темперамента……………………...6
История учения о темпераменте……………………………………9
Психологическая характеристика типов темперамента…………15
Роль темперамента в деятельности человека…………………….22
Выводы по I главе………………………………………………………..27
Глава 2 Влияние темперамента на творчество танцоров на примере Владимира Васильева
2.1 Творческая биография В. Васильева………………………………...29
2.2 Роли В. Васильева…………………………………………………….34
2.3 Мастера искусств о Васильеве……………………………………….38
2.4 Описание экспериментальной методики и хода эксперимента……………………………………………………………………..44
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………...50
Список использованных источников………………………..51
приложение

Работа состоит из  1 файл

к.doc

— 484.50 Кб (Скачать документ)

     1.2 История учения о темпераменте 

       Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ (V-IVвв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека, объясняя темперамент как особенности поведения, преобладания в организме одного из «жизненных соков» (четырех первоэлементов):

  • Преобладание желтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» – холериком.
  • Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и веселым – сангвиником.
  • Преобладание черной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «черная желчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом.

       Самый знаменитый после Гиппократа римский анатом и врач античности Клавдий Гален (IIв. до н.э.) в труде «О частях человеческого тела», опираясь на множество наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.

     Хотя  анатомирование человеческих тел запрещалось, а опыты ставились на животных, Гален, работая хирургом у гладиаторов (которых заставляли сражаться в цирке и с дикими зверями), смог расширить представления и о человеке, в том числе о его головном мозге, где, как он полагал, производится и хранится высший сорт пневмы – носительницы разума.

     Также римский анатом дал впервые развернутую классификацию темпераментов: она включала тринадцать типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.

       Широкой известностью в течение  многих столетий пользовалось  развитое Галеном (вслед за  Гиппократом) учение о темпераментах  как пропорции в смеси нескольких  основных «соков». Темперамент с преобладанием «теплого» считал он мужественным и энергичным, с преобладанием «холодного» – медлительным.

       Большое внимание Гален уделял аффектам. Еще Аристотель писал, что возможно объяснять гнев либо межличностными отношениями (например, стремлением отомстить за обиду), либо «кипением крови» в организме. Он утверждал, что первичным при аффектах являются изменения в организме («повышение сердечной теплоты»). Стремление же отомстить – вторично.

       Немецкий философ Кант в конце  XVIII в. характеризует темперамент только как психические свойства. В книге «Размышления над чувством прекрасного» он написал, что флегматик отличается «недостатком морального чувства», а меланхолику больше, чем кому-либо, присуща «подлинная добродетель», чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести – у холерика. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим, изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств [[[Кант, И. Собр. соч.– М., 1966. – Т.6].

     Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы, общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением её основных свойств: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

      И. П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы:

       Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – соответствует гиппократовскому меланхолику.

       Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – соответствует холерику, «безудержному» типу.

       Сильный уравновешенный подвижный  тип – соответствует сангвинику, «живому» типу.

       Сильный уравновешенный, но с  инертными нервными процессами  – соответствует флегматику, «спокойному»  типу.

       В последующие века исследователи,  наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных.

     Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер» [Кречмер, Э. Строение тела и характер – М.: Педагогика Пресс, 1995. – 219-227с.]. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

  1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.
  2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
  3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
  4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

       С названными типами строения  тела Кречмер соотносит три  выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

       Шизотимик имеет астеническое  телосложение, он замкнут, подвержен  колебаниям настроения, упрям, не  склонен к изменению установок  и взглядов, с трудом приспосабливается  к окружению. В отличие от  него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

       Теория Кречмера получила наибольшее  распространение в Европе. В США  в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

     Им  были выделены три типа:

     1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

     2) мезоморфный (из мезодермы образуется  мышечная ткань);

     3) эктоморфный (из эктодермы развивается  кожа и нервная ткань).

       Людям с эндоморфным типом  свойственно слабое телосложение  с избытком жировой ткани, для  мезоморфного типа характерны  стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного – хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

       По Шелдону, этим типам телосложений  соответствуют определенные типы  темпераментов, названные им в  зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera – внутренности), соматотония (от греч. soma – тело) и церебротония (от лат. cerebrum – мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств, представленных в таблице 1.

     Таблица 1 – Различия в типах темперамента (по У. Шелдону).

Типы  темперамента
Висцеротони Соматотония Церебротония
• Расслабленность  в осанке и движениях

• Любовь к комфорту

• Медленная  реакция

• Пристрастие  к еде

• Социализация пищевой потребности

• Наслаждение  от процесса пищеварения

• Любовь к компаниям, дружеским излияниям

• Социофилия (любовь к общественной жизни)

• Приветливость  со всеми

• Жажда любви  и одобрения окружающих

• Ориентация на других

• Эмоциональная  ровность

• Терпимость

• Безмятежная  удовлетворенность

• Хороший сон

• Отсутствие взрывных эмоций и поступков

• Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении  чувств

• Общительность  и расслабленность под воздействием алкоголя

• Потребность  в людях в трудную минуту

• Ориентация на детей семью

• Уверенность  в осанке и движениях

• Склонность к  физической деятельности

• Энергичность

• Потребность  в движениях и удовольствие от них

• Потребность  в доминировании

• Склонность к  риску в игре случая

• Решительные  манеры

• Храбрость

• Сильная агрессивность

• Психологическая  нечувствительность

• Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)

• Отсутствие сострадания

• С трудом приглушаемый голос

• Спартанская  выносливость боли

• Шумное поведение

• Внешний вид  соответствует более пожилому возрасту

• Объективное  и широкое мышление, направленное вовне

• Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя

• Потребность  в действиях в тяжелую минуту

• Ориентация на занятия юношеского возраста

• Заторможенность  в движениях, скованность в осанке

• Чрезмерная физио-логическая активность

• Повышенная скорость реакций

• Склонность к  уединению

• Склонность к  рассуждениям, исключительное внимание

• Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность

• Самоконтроль мимики

• Социофобия (страх  перед общественными контактами)

• Заторможенность  в общении

• Избегание  стандартных действий

• Агорафобия (боязнь открытого пространства)

• Непредсказуемость  установок (поведения)

• Тихий голос, избегание шума

• Чрезмерная чувствительность к боли

• Плохой сон, хроническая  усталость

• Юношеская  живость и субъективное мышление

• Концентрированное  скрытое и субъективное мышление

• Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов

• Потребность  в уединении в тяжелую минуту

• Ориентация на пожилой возраст

Информация о работе Влияние темперамента на художественный образ танца в творчестве известных исполнителей