Роль интонации в раскрытии музыкального образа на музыкальных занятиях в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:14, дипломная работа

Описание

Цель – исследование процесса раскрытия музыкального образа посредством музыкальной интонации в работе с дошкольниками.
Задачи:
1) проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить понятие «музыкальный образ» и изучить основные вопросы его понимания на музыкальных занятиях в детском саду;
3) раскрыть сущность понятия «музыкальная интонация» и определить её роль в раскрытии музыкального образа;
4) изучить возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 2 стр.
Глава 1. Специфика понятия «интонация»,
как средства воплощения авторского замысла.
1.1. Интонационное осмысление мелодии (Исторический аспект)…6 стр.
1.2. Интонация и её составляющие по Б.Асафьеву…………………..8 стр.
1.3. Содержание интонации по В.Медушевскому …………………13 стр.
1.4. Типы музыкальной интонации…………………………………..15 стр.
1.5. Роль поэтической и музыкальной интонации в раскрытии
литературно - музыкальных образов……………………………18 стр.
1.6. Взаимосвязь музыкальной и живописной интонации…..…… 21 стр.
Глава 2. Образность как основа музыкального искусства.
2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.
Образное мышление. Воображение……………………………..24 стр.
2.2. Педагогический аспект организации восприятия
музыкального образа и способы его постижения…………….. 29 стр.
Глава 3. Роль интонации в углублении понимания музыкального
образа в разделе детского исполнительства «Пение».
3.1. Возрастные особенности слуха и голоса
детей дошкольного возраста…………………………………….39 стр.
3.2. Методы и приемы работы над постижением музыкального
образа через интонацию на музыкальных занятиях в ДОУ…...41 стр.
3.3. Эмоциональные и игровые компоненты фонопедического
метода В.Емельянова и их влияние на выразительность
музыкальной интонации………………………………………….48 стр.
Заключение……………………………………………………………. 53 стр.
Библиография…………..……………………………………………….55 стр.

Работа состоит из  1 файл

Интонация диплом.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

          Все виды искусства опираются на интонацию, поскольку, по определению Б.Асафьева, музыка – искусство интонируемого смысла; литература и музыка – интонационные искусства высказывания произношения. [ №  2 ].

          Своеобразно выражается интонация в хореографии, в пластике, в жесте. Не случайно хореографию называют пластическим интонированием. В то же время и живопись без интонации художника тоже становится мёртвой. [ № 13 ].

          Вслушиваясь в мелодию картин, их ритм, краски, словно в голоса оркестра, можно открыть для себя удивительную жизнь образов. Портреты заговорят с нами как живые люди, пейзажи будут не только ласкать глаз, но и будоражить душу, наполнять её могучей музыкой, и мир откроется перед нами яркий и звучный! [ № 17 ].       

 

 

 

 

Глава 2.     Образность как основа музыкального искусства.

 

2.1. Понятие музыкального образа в искусстве.

       Образное мышление. Воображение.

     На музыкальных занятиях и уроках музыки мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относиться, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить. [ № 3 ].

      Музыка как живое искусство рождается и  живет  в  результате  единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит  через  музыкальные образы, т.к. вне образов музыка  (как вид искусства)  не  существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и  творческого воображения зарождается  музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

       Слушание  музыкального  образа, - т.е. жизненного содержания,

воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные  грани музыкального восприятия.

       Восприятие  -  субъективный  образ  предмета,  явления  или  процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

       Как  образ, восприятие есть  непосредственное  отражение  предмета  в  совокупности  его свойств, в объективной целостности. Это  отличает  восприятие  от  ощущения, которое также является  непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

      Образ - субъективный  феномен,  возникающий  в  результате  предметно-практической,   сенсорно - персептивной,   мыслительной      деятельности, представляющий собой целостное отражение  действительности, в котором  одновременно   представлены  основные  категории  (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

       В  информационном  отношении  образ представляет   собой   необычно   емкую   форму   репрезентации   окружающей действительности.

      Образное мышление  -  один  из  основных  видов  мышления,  выделяемый наряду  с  наглядно-действенным  и  словесно-логическим  мышлением.  Образы - представления выступают, как важный продукт образного мышления  и  как  одно его функционирования. Образное  мышление  носит  как  непроизвольный,  так  и  произвольный характер.  Приемом  1-го   являются   сновидения,   грезы.  2-ое  широко представлено в творческой деятельности человека.

       С  помощью  образного   мышления   более   полно   воссоздается   все многообразие различных фактических характеристик предмета.  В  образе  может быть  зафиксировано  одновременное  видение  предмета  с  несколькими  точек зрения.  Очень  важная  особенность  образного  мышления  -  установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

       В  образном  мышлении  используются  различные  приемы. К  их  числу относятся: увеличение или уменьшение объекта  или  его  частей, обобщение.

      Образное мышление является  не  только  генетически  ранним  этапом  в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению,  но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое  развитие  в техническом и художественном творчестве.

       В  психологии  образное  мышление  иногда  описывается   в   качестве специальной функции - воображения.

      Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании  новых образов   (представлений)   путем   переработки   материала   восприятий  и представлений,  полученных  в  предшествующем  опыте.  Воображение  присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности  человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

       Различают  воображение  произвольное  (активное), и  непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и  творческое  воображение.  Воссоздающим воображением называют процесс создания  образа  предмета  по  его  описанию, рисунку  или  чертежу. 

       Творческим  воображением  называют самостоятельное создание новых образов.

      Оно  требует  отбора  материалов,  необходимых  для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

      Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное  создание образов,  но  мечта  есть  создание  образа  желаемого  и  более  или  менее отдаленного,  т.е.  не  дает  непосредственно  и   немедленно   объективного продукта.

      Т.о., активное  восприятие  музыкального  образа  предлагает  единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено  в  самом художественном произведении, и тех  толкований,  представлений,  ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с  ним.  Очевидно,  чем  шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

      На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного  опыта  общения с музыкой, субъективные представления  не  всегда  адекватны  самой  музыке. Поэтому так  важно  научить  учащихся  разбираться  в  том,  что  объективно содержится в музыке, а что  привносится  ими  самими;  что  в  этом  «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано.  Если  в  замирающем инструментальном заключении «Захода  солнца»  Э.Грига  ребята  не только услышат, но и увидят картину  захода  солнца,  то  только  зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает  из  самой  музыки.  Но если Третьей  песне  Леля  из  оперы  «Снегурочка»  Н.А.  Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в  подобных  случаях  важно  не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно  придуманный,  но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он  неправильный,  почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами,  доступными  ребятам на данной ступени развития их восприятия.

       Характеризуя образ «нашествия» в Седьмой, Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, педагог сначала погружает детей атмосферу военного времени. Она рассказывает историю создания этого произведения. Через несколько месяцев после начала войны Шостаковича эвакуировали из Ленинграда. Однако сердцем композитор был с родным городом и очень переживал страшные испытания, которые выпали на долю его жителей. Ребята узнают, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю и сами пытаются дать название музыке (нашествие, угроза, наступление, что-то надвигающееся страшное…). Фашизм олицетворяется с жестокостью, бездушием, безликостью и злостью, музыка как бы пытается охватить всё пространство, пытается всех подмять под себя. В музыкальной характеристике образа фашизма мы слышим бесчеловечный лязг, скрежет гусениц фашистских танков.

        Далее педагог предлагает ребятам поговорить об особенностях построения музыки. «Эпизод нашествия» из 1 части Седьмой симфонии сравнивается с «Болеро» Мориса Равеля. Между этими двумя сочинениями есть динамическое и тембровое сходство: первые такты начинаются еле слышным звучанием пиано, а в конце музыка звучит форте. А в чём различие? В первую очередь в ритме. У Равеля – ритм танца, у Шостаковича – ритм марша. И, конечно, в характере мелодии. У Равеля мелодия непрерывно льющаяся, песенно-танцевальная, а у Шостаковича – резкая, маршеобразная, каждая интонация как бы отрубается от соседней.

        Так ребята знакомятся с двумя различными музыкальными образами: образом разрастающегося, охватывающего все больше людей танца и образом разрастающегося, бесчеловечного нашествия диких, варварских сил. В музыке Равеля мы слышим людей, в музыке Шостаковича – только лязг и скрежет машин.

      «Много сил и энергии вложил я в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъёмом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: «Когда грохочут пушки, тогда молчат музы». Это справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. То грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством.»

        Эти слова Д.Шостаковича подтверждают неразделимость музыки и жизни. Учащиеся понимают, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке частица жизни. [ № 3 ].                                                      

        Природа  фантазирования  под   музыку   коренится   в противоречии между естественным стремлением человека услышать  в  музыке  ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому  развитие  восприятия музыкального  образа  должно  опираться   на  все  более  полное   раскрытие жизненного  содержания  музыки  в  единстве  с  активизацией  ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее   будет  выявляться  связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать ребята в  авторский  замысле, тем  больше  становится  вероятность   возникновения   у   них   правомерных личностных  жизненных  ассоциаций.  В  результате   процесс   взаимодействия  авторского замысла и слушательского  восприятия  будет  более  полнокровным, действенным.

[ №4 ].

 

 

 

      2.2. Педагогический аспект организации восприятия

             музыкального образа и способы его постижения.

              Так как же  сделать  так,  чтобы  высокая  замечательная  классическая музыка, ее лучшие образцы затронули самые  глубокие  струны  души  и  сердце человека, стала доступна и понятна, помогла  являясь  отражением  окружающей действительности, понять  эту  действительность  и  самого  себя  в  сложных жизненных отношениях.

                    Для решения этой задачи в распоряжении  педагога  есть,  по  существу, только два канала обращения к воспитаннику: зрительный и слуховой.  Опираясь на  зрение  можно  воспитывать  свободно  и  самостоятельно,  ясно  и  четко мыслящего человека (например, при восприятии картин  художников,  скульптур, таблиц, наглядных пособий и т.д.). Слух же предстает нам в качестве  главной двери в подсознательный мир человека в мир его подвижной  -  как  музыка!  - души. Именно в оживлении звуков, в их короткой жизни, ее течение,  умирание, рождение. И не музыкой ли воспитывать человека  глубоко  и  тонко,  свободно чувствующего?

                        Мы считаем,  что  на  музыкальных занятиях в детском саду становится принципиально важным: реализует ли педагог  основную  цель воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом  мире.  Является  ли  музыкальное занятие только лишь освоением еще одного вида  деятельности,  или  это  занятие, формирующий  нравственный  стержень  личности,  в  основе   которого   лежит стремление к красоте, добру, правде  -  к  тому,  что  возвышает  человека. Поэтому, ребёнок на занятии - личность, постоянно ищущая и приобретающая  смысл жизни на земле.

              Через музыкальный образ  лежит  путь  к  пониманию  социальных отношений.

                    Разнообразие  музыкальной  деятельности  на  занятиях  еще  отнюдь   не показатель глубины духовной  жизни.  Более  того,  музыкальная  деятельность может оказаться совершенно не сопряженной с  деятельностью  духовной  в  том смысле, что искусство может выступать для  ребят  как  предмет,  только  как некий творческий  результат,  распространяющийся  вовне  без  возвращения  к самому себе. Поэтому совершенно необходимо, чтобы  музыкальная  деятельность не  стала  самоцелью,  а  чтобы  содержание  искусства  стало  «содержанием» ребенка, духовная  работа  стала  откровенной  деятельностью  его  мыслей  и чувств. Только в этом случае педагог  и  ребенок  смогут  найти  в  занятиях искусством  личностный  смысл,  и  оно  действительно   станет   плодородной «почвой»  для  взращивания  духовного  мира,  для  поиска  наилучших   путей нравственного самовыражения. По словам Сухомлинского музыкальное воспитание - это воспитание  не музыканта, а человека. Музыка  -  источник  и  предмет  духовного  общения. Необходимо стремиться к расширению  и  углублению  у  дошкольников  целостного музыкального восприятия, как духовного овладения  произведениями  искусства, как общения с  духовными  ценностями;  формировать  интерес  к  жизни  через увлеченность музыкой.

                   Художественно-образное мышление на  занятиях  необходимо развивать для того, чтобы ребенок смог суметь взглянуть по-своему на  явления  и  процессы окружающего мира в целом и через  это  глубже  почувствовать  свой  духовный мир.  Художественность  -  это,  прежде  всего  такая   организация   средств выражения, которая  действует  непосредственно  на  чувства  и  эти  чувства изменяет. Художественный материал на занятии обеспечивает  реальный  выход  за пределы музыки в ИЗО, литературу, в жизнь и  далее,  через  размышления  над миром  и  возвращение  ребенка  к  себе, к  своему  внутреннему  ощущению ценностей, отношений и т.д.

Информация о работе Роль интонации в раскрытии музыкального образа на музыкальных занятиях в детском саду