Музыкальное занятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Работа состоит из  1 файл

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых.docx

— 20.05 Кб (Скачать документ)

  Музыка обладает  возможностями воздействия не  только на взрослых, но и на  детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже  внутриутробный период чрезвычайно  важен для последующего развития  человека: музыка, которую слушает  будущая мать, оказывает положительное  влияние на самочувствие развивающегося  ребенка (может быть, и формирует  его вкусы и предпочтения). Из  сказанного можно сделать вывод  о том, сколь важно создавать  условия для формирования основ  музыкальной культуры детей дошкольного  возраста. 

Основными задачами музыкального воспитания можно считать: 

1. Воспитывать любовь  и интерес к музыке. Только  развитие эмоциональной отзывчивости  и восприимчивости дает возможность  широко использовать воспитательное  воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления  детей, знакомя их в определенно  организованной системе с разнообразными  музыкальными произведениями и  используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей  к разнообразным видам музыкальной  деятельности, формируя восприятие  музыки и простейшие исполнительские  навыки в области пения, ритмики,  игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами  музыкальной грамоты. Все это  позволит им действовать осознанно,  непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую  музыкальность детей (сенсорные  способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий  голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка  обучают и приобщают к активной  практической деятельности, то происходит  становление и развитие всех  его способностей.

5. Содействовать  первоначальному развитию музыкального  вкуса. На основе полученных  впечатлений и представлений  о музыке проявляется сначала  избирательное, а затем оценочное  отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое  отношение к музыке прежде  всего в такой доступной для  детей деятельности, как передача  образов в музыкальных играх  и хороводах, применение новых  сочетаний знакомых танцевальных  движений, импровизация попевок.  

Это помогает выявлению  самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни  выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  

         Успешное решение перечисленных  задач зависит от содержания  музыкального воспитания, прежде  всего от значимости используемого  репертуара, методов и приемов  обучения, форм организации музыкальной  деятельности и др.В ребенке  важно развивать все лучшее, что  заложено в нем от природы;  учитывая склонности к определенным  видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. 

        Музыкальные способности детей  проявляются у каждого по-разному.  У некоторых уже на первом  году жизни все три основные  способности - ладовое чувство,  музыкально-слуховые представления  и чувство ритма - выражаются  достаточно ярко, быстро и легко  развиваются, это свидетельствует  о музыкальности; у других позже,  труднее. Наиболее сложно развиваются  музыкально - слуховые представления  - способность воспроизводить мелодию  голоса, точно ее, интонируя, или  подбирать ее по слуху на  музыкальном инструменте. У большинства  детей эта способность проявляется  лишь к пяти годам. Но отсутствие  раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог  Б.М.Теплов, не является показателем  слабости или тем более отсутствие  способностей. Большое значение  имеет то окружение, в котором  растет ребенок (особенно в  первые годы жизни). Раннее проявление  музыкальных способностей наблюдается,  как правило, именно у детей,  получающих достаточно богатые  музыкальные впечатления. 
 

        В детском саду мы ежедневно  занимаемся музыкальной деятельностью.  Работаем над развитием музыкальных  способностей, прививаем эстетический  вкус. Детский сад и семья два  главных коллектива, ответственных  за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное  искусство имеет огромное значение  в умственном, нравственном, эстетическом  и физическом воспитании. Начинаем  работать с детьми в возрасте  от полутора лет и, провожаем  их в школу. На этом этапе  пути продолжительностью в шесть  лет ребята систематически, последовательно  занимаются всеми видами музыкальной  деятельности. Учим детей петь, танцевать,  слушать, играть на музыкальных  инструментах. В процессе разучивания,  пения у детей развивается  память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет  постоянная работа над дикцией,  ребенок учится правильно пропевать  звуки, слова, предложения.Учим  детей выразительно, ритмично, красиво  танцевать. Выражать в танце  свои чувства и эмоции. Дети  учатся приглашать на танец  друг друга и провожать после  танца. Танцевать это очень  полезно для здоровья, у ребенка  развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать  себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к  классической музыке, расширяется  кругозор. При систематическом слушании  музыки у детей вырабатывается  усидчивость, внимание это уже  подготовка к школе и дальнейшей  жизни. Мы видим в каждом  ребенке таланты и способности,  помогаем развивать их в дальнейшем. 
 

       Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается  ребенком. Человек, которому в  детстве распахнули окно в  мир прекрасного, умеет полнее  и радостнее воспринимать жизнь,  видеть мир многостороннее. И  мы, взрослые, помогаем детям увидеть  красоту в природе, в труде,  учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить,  что детей невосприимчивых к  музыке нет. Обучая музыке, мы  воздействуем на общее развитие  и духовный мир ребенка.  

     Музыкальные  занятия с детьми всесторонне  развивают и подготавливают их  к обучению в школе. Для этого  используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать  память, мышление и воображение  с раннего возраста. Занятия музыкой  влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих  за интеллект человека, влияет  на эмоциональное самочувствие  ребенка. Под действием музыки  активизируются энергетические  процессы организма направленные  на физическое оздоровление. Поэтому  на музыкальных занятиях мы  тщательно отбираем музыкальный  материал.  

     Развитие  музыкальности у каждого ребенка  свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого  требуется время. На музыкальных  занятиях мы развиваем каждого  ребенка и подходим к каждому  ребенку индивидуально.Большое внимание  уделяется такому инструменту  как – голос, именно голос  способен стать основой музыкальной  культуры человека в будущем.  Здесь мы используем принцип  “от простого, к сложному”,. Малыш  подпевает, но очень осторожно,  так как связки голоса тонкие  и хрупкие. Обучая пению, мы  учитываем физиологические особенности  ребенка, методику работы над  дыханием, темпом, дикцией. Песенный  и танцевальный репертуар подбирается  в соответствии с возрастной  группой. Обучение предполагает  индивидуальный подход и знание  физиологии каждого возраста. Обучая  навыкам и умениям играть на  музыкальных инструментах, развиваем  слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают  взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим  петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся  правильно приглашать девочек  на танец. На музыкальных занятиях  учим детей: любить петь песни,  уметь слушать музыку разных  жанров, правильно, красиво и эстетично  двигаться. Хочется и родителям  пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими  детьми уделяли внимание музыкальному  воспитанию. И мы взрослые помогаем  реально воспринимать действительность, не разрушая чудеВоспитательное значение занятий. Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.  

 Занятия включают  чередование различных видов  деятельности (пения, ритмики, слушания  музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной  грамоты) и обеспечивают тем  самым разностороннее развитие  музыкальных способностей детей.  Занятия содействуют воспитанию  многих положительных качеств  личности ребенка. Объединяют  детей общими радостными, эстетическими  переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют  определенной сосредоточенности,  проявления умственных усилий, инициативы  и творчества.  

Занятия оказывают  несомненное влияние на другие формы  организации детей. Самостоятельная  музыкальная деятельность ребят  будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут  успешнее, интереснее, если выученные  на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.  

 Музыкальные занятия  проводятся одновременно со всей  группой. Их структура, содержание  зависят от учебных заданий  и возраста детей. Первый год  жизни рассматривается как подготовительный  этап к обучению, основанный на  активном общении взрослого и  малыша. Начиная со второй группы  раннего возраста (и во всех  последующих группах) музыкальные  занятия проводятся сначала небольшими  подгруппами, а затем со всеми  вместе по 10 — 13 минут два раза  в неделю.  

 Содержание занятий  включает обучение пению, слушанию  музыки, ритмике, элементам музыкальной  грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам  деятельности определен программой  и задачами музыкального воспитания  для каждой возрастной группы  детского сада. 

 Остановимся на  некоторых общих вопросах, раскрывающих  содержание занятий. На музыкальных,  как и на других занятиях  осуществляется общевоспитательная  работа, развиваются специальные  способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному  материалу. Требования к качеству  усвоенных навыков усложняются  и повышаются от группы к  группе.

 Отличительным  является то, что ребят обучают  сразу нескольким видам музыкальной  деятельности   (пению, движению  и т. д) чего нет, скажем, на  занятиях по рисованию, лепке,  математике и др. Отметим,  что  физкультурные  занятия  тоже  включают  различную детскую деятельность  — упражнения  гимнастического  типа,  игры перестроения,  но  они  направлены только  на  развитие движений. 

Трудность построения занятия заключается в том, что  педагогу необходимо умело переключать  внимание детей с одного вида деятельности  на  другой,  не  снижая  эмоционального  подъема, когда звучат     произведения,    -различные     по     тематике,     настроению. 

Другая трудность  — последовательность разучивания  учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения,   повторение,   закрепление,   исполнение   выученного.   На одном занятии этапы разучивания  того или иного произведения могут  не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.  

 Аналогичен процесс  обучения ритмике — в новой  пляске дети постепенно усваивают  отдельные ее элементы, а знакомую  музыкальную игру повторяют. 

Требования к построению занятия

Составляя музыкальное  занятие, педагог должен учитывать  следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;

 последовательное  распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.  

 преемственность  в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании  музыкального репертуара;

 вариативность  и соответствие возрастным возможностям  детей.  

 Рассмотрим эти  требования.  

 Учебный материал  различен по степени трудности.  Задания, которые требуют достаточной  умственной активности, большого  внимания, следует давать детям  в начале занятия, учитывая  степень его сложности. Перед  пением, например, не рекомендуется  выполнять физически трудные  упражнения, так как они нарушают  ритм дыхания и мешают качественному  пению. Необходимо также к концу  занятия снизить интенсивность  движений и общую нагрузку.  

 Характер деятельности  вызывает различные эмоции у  ребят. Веселая, интересная игра  повышает активность, поэтому ее  лучше провести не в начале  занятия, а после выполнения  более сложных заданий.  

 В практике  обучения считается целесообразным  распределение различных видов  деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие  музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера  (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти  движения организуют внимание  детей и подготавливают их  к заданиям, требующим слухового  внимания. После упражнений ребята  садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные  вокальные упражнения, выполнение  творческих заданий, упражнения  на развитие музыкального слуха,  разучивание 2—3 песен. Следующим  этапом обучения является музыкально-ритмическая  деятельность в форме игры, веселой  пляски, хоровода. Спокойные задания,  чередуясь с динамичными, позволяют  распределять физическую нагрузку  равномерно. 

Информация о работе Музыкальное занятие