Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:33, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации учащихся
I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

теоритическое пп.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Педагогический институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Кафедра теории и методики музыкального образования

Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

студентки 5 курса

факультета искусств и художественного образования

Специальность: 050601 "Музыкальное образование"

Бочкаревой Натальи Александровны

Автор ВКР: Бочкарева Н.А.

Научный руководитель:

к. п. н. Кузьмина С.В.

Зав. кафедрой:

к. п. н., доцент Мещанова Л.Н.

Саратов, 2010

 

Содержание

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности

I.1 Сущность самореализации учащихся

I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала, индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются в осуществлении различных научных исследований: философских, социологических, психологических и многих других.

Так, анализ психологической литературы показал, что саморазвитие предполагает наличие таких основных психических образований, как: рефлексия, целеполагание, планирование и предвосхищение своего поведения. Следовательно, индивид, осознавая свои реальные достижение и недостатки, испытывает потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности посредством целенаправленной активной деятельности, межличностного общения, что обеспечивает переход на более высокую ступень организации.

Знание о закономерностях осуществления развивающего влияния воспитуемого на себя преобразовалось на рубеже XX и XXI вв. как самостоятельное направление педагогической науки - педагогика саморазвития. Ключевой категорией педагогики саморазвития является творческая самореализация, а мерилом ее эффективности - достижения личности и степень удовлетворенности ими. В рамках педагогики саморазвития сформировалось понимание творческой самореализации как процесса, основывающегося на креативности субъекта в проявлении себя, предполагающего посредством приложения своих творческих сил (потенциала) создание и получение творческих продуктов деятельности и результатов, в том числе изменения в себе. Роль педагогов в саморазвитии определяется как предоставление возможности самореализации индивида в активной деятельности (В.И. Андреев, А.В. Бояринцева, Д.Н. Васильева, Л.Д. Лебедева и др.).

Обеспечение самореализации учащихся провозглашается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одной из приоритетных педагогических задач. В настоящее время для разрешения проблемы поддержки самореализации учащихся сложились объективные предпосылки. Тема актуализации личностных потенций учащихся отражена в исследованиях Л.В. Бурой, Л.Н. Дроздиковой, В.Е. Кемерова, М.Ю. Коваленко, Е.А. Никитиной и др. Проблема содействия творческой самореализации подростков в детских общественных организациях, учреждениях дополнительного образования рассматривается Н.Г. Крыловой, С. Сулеймановой, Е.И. Тихомировой, Е.Е. Чепурных и др.

В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами. Зачастую педагогами применяются авторитарный стиль взаимодействия с учащимися и устаревшие методы обучения, направленные на исполнение ими музыкальных произведений по заданному образцу, а не на самостоятельное творческое самовыражение.

Таким образом, решение проблемы содействия максимальной реализации учащимися личностных возможностей данной задачи осложняется недостаточной систематизацией и научной обоснованностью различных аспектов самореализации учащихся в музыкальной деятельности, а также зависимостью данного феномена от условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, сформировавшихся в различных типах образовательных учреждений. Изучение зарубежных и отечественных концепций, посвященных теме актуализации личностных потенций субъекта в реально меняющихся жизненных условиях, выявило противоречие в толковании понятия "самореализация". Это обусловило необходимость уточнения сущности исследуемого феномена, выявления и обоснования педагогических условий для ее осуществления учащимся, чтобы в дальнейшем исследовании обосновать способы и методы организации процесса самореализации школьников в музыкальной деятельности.

Все вышеизложенное позволило нам сформулировать тему дипломной работы: "Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности", которая представляется актуальной в силу ее недостаточной разработанности в теории и методике музыкального образования и усиления практической значимости.

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческого потенциала школьников в музыкальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

на основе междисциплинарного анализа научных источников уточнить сущность понятия "самореализация учащихся";

определить особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности;

выделить педагогические условия самореализации школьников в музыкальной деятельности;

сформулировать и предложить методические рекомендации по организации условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.

Методологическими основами дипломной работы послужили концептуальные идеи, раскрывающие сущность, содержание и структуру процесса самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, И.И. Резвицкий, К. Роджерс и др.); парадигма гуманного личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория свободного воспитания (О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); исследования педагогических условий самореализации учащихся (С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина и др.); научные труды в области педагогики и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Е.Д. Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.).

В дипломной работе применен комплекс методов исследования: сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта; изучение собственного опыта работы; индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами; анализ творческих работ учащихся.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы дипломной работы, определена цель, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, представлены теоретические и методические основы данного исследования.

В первой главе дан анализ сущности самореализации как педагогической категории, рассмотрены особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности.

Вторая глава посвящена раскрытию педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению способов и путей обеспечения успешной самореализации школьников в музыкальной деятельности на примере собственного опыта работы в МОУ "СОШ № 3" г. Балашова.

Результаты проведенного исследования сведены в заключении.

Список литературы содержит труды по педагогике, психологии, философии, музыкальной педагогике, психологии и методике. Содержит 55 наименований.

Приложение имеет практическое значение.

 

Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности

I.1 Сущность самореализации учащихся

Проблема самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д.

Начнем изучение интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки.

В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей сущности и духовного становления личности осуществляли А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. В концепциях образования, сложившихся в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждается, что непрерывное развитие и самореализация есть основа человеческого существования. Человек - это активное, устремленное в будущее творческое существо, он сам выбирает свою судьбу в соответствии со своими смыслами и ценностями, что дает ему свободу. В процессе его развития подвергается преобразованию субъективный мир человека. При этом каждый сам выбирает направление изменений. Причем самореализация личности рассматривается учеными как самоактуализация (самоосуществление), т.е. психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека.

По мнению американского психолога А. Маслоу, человек в процессе самореализации (самоутверждения, саморазвития, самоактуализации) непрерывно движется к идеалу возможного совершенства. Чем совершеннее результаты его деятельности, тем глубже личность переживает процесс самореализации. Самореализация для творческого человека - это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. А. Маслоу рассматривает личность в контексте его теории мотивации [18].

Ученый утверждает, что потребность в самоактуализации (самоосуществлении) относится к высшему уровню иерархии потребностей. Он выделяет пять групп потребностей, представляющих собой блоки частных потребностей и запросов человека: физиологические потребности, социальная защищенность, потребность в социальных связях, потребность в уважении и самоуважении, потребность в самоактуализации (желании человека самоосуществиться, быть тем, чем он может быть). Человек с высоким уровнем самоактуализации посвящает свою жизнь поиску подлинных "высших ценностей - Истине, Красоте, Доброте, Совершенству" [16, с.85]. Исследователь отмечает, что при подавлении высших потребностей наступает заболевание души, поэтому необходимо уметь прислушаться к самому себе, чтобы затем проявить себя или актуализироваться. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Самоактуализирующиеся личности, являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность. В связи с этим А. Маслоу определяет цель гуманистического образования - самоактуализацию личности как познание собственной идентичности и неотрывное от него познание своего предназначения.

Психолог и терапевт К. Роджерс считает стремление человека реализовать себя, проявить свои потенциальные возможности главным побудительным мотивом творчества, присутствующим в каждом индивиде и ожидающим подходящих условий для освобождения и проявления. В связи с этим, К Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Ученый считает приоритетным направлением личностное развитие, развитие адекватной и гибкой "Я-концепции", формирующейся в процессе взаимодействия объекта с окружающей средой и являющейся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. По мнению К. Роджерса, личность полнее всего проявляет себя в опыте, который включает все то, что происходит с человеком в данный момент и доступно сознанию. Следовательно, педагог должен увидеть в поле личного опыта ученика те проблемы, которые важны для его развития. К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Ученый обозначил факторы, обуславливающие самореализацию: позитивное отношение со стороны окружающих; удовлетворение потребности в безопасности, уверенности в будущем; благоприятная социальная ситуация развития (положение ребенка в семье, условия воспитания); удовлетворение потребностей в любви и дружбе, социальный статус; самоуважение, положительная "Я-концепция"; самопознание, степень открытости своему опыту переживаний; самоопределение, нахождение своего смысла в жизни; стремление к удовлетворению когнитивных и эстетических потребностей, потребности знать и понимать; успехи и достижения личности в различных видах деятельности; право на выбор личностно-значимых видов деятельности; способность к самоорганизации, саморегуляции; познание других людей и установление взаимоотношений с ними, искренность и открытое дипломатическое общение [16, с.117-118].

Для нас значимы положения гуманистических психологов, опирающихся в своих трудах на природные особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних потребностей и ценностных ориентиров.

Существенный вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять собственную судьбу [16, с.84].

Информация о работе Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности