Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:33, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в выявлении педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
В ряде исследований отечественных авторов (Г.И. Батыршина, С.В. Кузьмина и др.), в том числе в Концепции лаборатории проблем дополнительного образования Института общего и среднего образования РАН актуализирована необходимость самореализации подрастающего поколения в области музыкального искусства. Однако в массовой общеобразовательной практике данная проблема продолжает решаться традиционными способами.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы самореализации учащихся в музыкальной деятельности
I.1 Сущность самореализации учащихся
I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Глава II. Теоретические и практические аспекты педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.1 Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности
II.2 Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

теоритическое пп.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

На основании анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований, мы можем сделать вывод о том, что самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.

Все перечисленные выше положения позволяют нам уточнить сущность понятия "самореализация учащихся". Мы рассматриваем самореализацию учащихся в качестве сознательного целенаправленного процесса взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающего возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.

I.2 Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности

Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности.

Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретической модели самореализующейся личности учащегося Т.Н. Розовой, состоящую из двух блоков. Первый блок представляет собой структурные компоненты: гносеологический, аксеологический, коммуникативный, творческий и психофизический; второй блок - это качественные показатели самореализации (развитая потребность в активно-деятельном отношении к себе и к миру; максимальная реализация потенциала в основных сферах жизнедеятельности; творческая активность; сформированные самоуправляющие механизмы (направленность, потребности, "Я-концепция"); открытость к переменам и восприятию нового опыта; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разных жизненных ситуациях; выраженные коммуникативные качества) [15, с.148].

Н.Б. Крылова выходит на обоснование внутренних механизмов саморазвития личности в современном социокультурном пространстве через системное исследование вопросов развития личности. Самореализация выделяется ею как отдельный функциональный блок в саморазвитии. По мнению Н.Б. Крыловой, в содержимое самореализации входят следующие компоненты: самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях. В исследованиях автора самореализация представляется как процесс, связанный целостным образом с другими "само"-процессами: самопознанием, самоорганизацией, самоопределением и т.д., для которых системообразующим процессом выступает саморазвитие [13, с.67-70].

Важным для нас является исследование Г.К. Чернявской, выделяющая три основных блока процесса внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный блок (самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка, самомодель); поведенческий блок (самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие) и его средства - само-принуждение, самоопределение, самовнушение, самоприказ, самонаказание; регулятивный блок (самоконтроль, самодисциплина, саморегуляция) [50, с.64].

Н.И. Полубабкина, исходя из структуры деятельности, включающей мотивационный и операционный аспекты, предлагает свою модель самореализации из трех подсистем: стратегически-смысловая (ценностные представления и устремления личности, ее цели, мотивы, намерения); побудительная (потребности, интересы, склонности); исполнительская (задатки, способности, знания, навыки и умения) [44, с.564-565].

М.А. Недашковская наделяет процесс самореализации индивида особым комплексом личностных функций, образующие факторы индивидуальной атрибуции: когнитивные (самосознание, самопознание, самоопределение); управленческие (самооценка, самоконтроль, саморегуляция); комплексные (самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие) [23, с.14].

Продолжая исследование проблемы, А.А. Идинов включает в процесс самореализации, развертывающийся посредством свободной деятельности, следующие стадии: актуализация или становление (вычленение образа "Я", социализация, индивидуализация, потребность, цель, интерес, воля); развертывание или напряжение (самопознание, самосознание, самоцель, самомодель, самовыбор, самооценку, самоконтроль, самоанализ); разрешение или снятие (саморазвитие, самоосуществление). Итогом самореализации автор определяет самоутверждение [44, с.151].

Подтверждение о наличии в процессе самореализации внутренней и внешней стороны мы находим в определении А.Я. Голубчикова механизма самореализации как опредемечивания основных форм активности индивида (деятельности, общения, сознания) через самообучение, самовоспитание, самообразование. При этом, как считает ученый, для успешной самореализации необходимо самопознание, самопроектирование и самоуправление [36, с.59-60].

В исследовании И.А. Шаршова самореализация, базируясь на самопознании и механизмах самоорганизации, включает в себя процессы самоопределения, самоактуализации, самосовершенствования, самовыражения, самоутверждения. При этом полноценная самореализация личности предполагает предварительную стадию, на которой осуществляется собственная педагогическая активность субъекта, направленная на себя с целью не только раскрыть свои сущностные силы, способности и качества, но и приобрести и развить новые для более глубокого самоудовлетворения и самоутверждения [37, с.174].

Данные выводы позволили нам выделить наиболее важные элементы процесса самореализации учащегося: самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самоутверждение, самооценку. Так как у исследователей нет единого мнения относительно структуры самореализации, мотивационно-потребностная сфера зачастую рассматривается вне связи с процессом самореализации, мы представляем структуру самореализации учащегося в следующем виде: мотивационно-целевой блок (целеполагание и потребность в самореализации личности, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности,), личностно-технологический блок (самопознание, самопроектирование, самоорганизация); результативно-оценочный блок - самооценка, рефлексия.

Вышеприведенная нами характеристика самореализации учащегося отражает инвариантную часть самореализации, а вариативной частью является ее предметное содержание, зависящее от сферы самореализации и конкретной деятельности субъекта, в данном случаем нас интересует направленность учащегося на музыкальное искусство и музыкальную деятельность, в центре которой стоит человек.

Понимание музыкального искусства способствует правильному формированию и развитию личности, так как занятия музыкой имеют своей целью, по мнению Д.Б. Кабалевского "не столько обучению музыке самой по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся" [7].

Согласно трудам советских эстетиков Ю.Б. Борева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, В.Н. Холоповой, музыка несет в себе следующие функции: отражения действительности, коммуникативную, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую и познавательно-просветительскую, в итоге - общественно-преобразующую [46; с.5-12]. Однако есть основания говорить и о функции личностно-преобразующей, решающей задачу индивидуального восприятия искусства [8].

Интересно мнение Н.Г. Тухтаманова о том, что наряду с воспитательной, эстетической и пересемантизирующей функциями, музыке также присуща функция самореализации [42, с.8].

В своих исследованиях Р.А. Тельчарова отмечает, что "музыкальная деятельность как сфера духовного производства, направленная на освоение и увеличение духовного богатства общества", приводит к самоизменению личности, т.е. к производимым в себе преобразованиям, личностному музыкальному развитию, к перестройке личностной культуры [39, с.10].

По мнению ученого, субъект музыкальной деятельности, обладая сознанием как предпосылкой музыкально-эстетического отношения, развитой мотивацией, сенсорной культурой и воображением, музыкально-слуховыми и музыкально-эстетическими способностями, тезаурусом, оживляет все систему музыкальной деятельности, формирует продукт музыкальной деятельности и самого себя.

Анализ литературы показал, что музыкальное мышление в качестве процесса познания собственной души инициируется музыкальным произведением, которое во время своего звучания "погружается" в личность, в ее внутренний мир, где и разворачиваются все психологические события. По окончании звучания эти события, происшедшие в нем, человек естественно связывает с прозвучавшей музыкой. В то же время, музыкальное произведение само является результатом деятельности, в процессе которой происходит преобразование в самом создателе, его способностях, знаниях, устремлениях.

В работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского и ряда других педагогов музыкальная деятельность определена как продуктивная сторона музыкальной активности личности.

Изучая особенности музыкальной деятельности, Б.В. Асафьев выделил три ее вида: композиторскую, исполнительную, слушательскую, в которых проявляется музыкальная активность личности. Предложенная ученым схема (композитор - исполнитель - слушатель) представляет собой триединство процессов сочинения музыки композитором, воспроизведения её исполнителем и восприятия слушателем [20, с.94-95].

В современной трактовке Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской описанные Б.В. Асафьевым виды музыкальной деятельности учащихся определяются как музыкальное информирование, музыкально-практическое участие и творчество.

Информационный вид музыкальной деятельности направлен на освоение учащимися музыкальной культуры общества, индивидуальное постижение образцов музыкального искусства разнообразных форм и жанров, теоретических знаний об особенностях музыкального искусства и т.д. Осуществлению самореализации учащихся способствует ориентирование их на подлинные ценности музыкального искусства с учетом возрастных особенностей, склонностей и многообразия их вкусовых предпочтений.

Практический вид музыкальной деятельности направлен на развитие музыкальной активности личности, музыкального слуха, проявляющегося во владении умениями и навыками вокально-хорового исполнительства для передачи и воплощения музыкального образа. Этот вид деятельности направлен на развитие у учащихся способностей к практической реализации знаний, приобретенных в процессе музыкального информирования и сочетает в себе репродуктивные и творческие действия субъекта.

Творческий вид музыкальной деятельности, направленный на творческую самореализацию личности, развитие музыкального опыта, музыкальных способностей, основан на усвоении субъектом определенных музыкально-практических умений, поиска оригинальных способов воплощения музыкально-художественного замысла и т.д. [40, с.6].

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

Несомненно, что музыкальная деятельность в единстве ее художественной и эстетической сторон в любых своих формах (исполнение, восприятие, сочинение) является творческой, т.к лежащее в ее основе музыкальное восприятие является не пассивным созерцанием художественного содержания и его интерпретацией, а интеллектуально-эмоциональной переработкой услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением воспринимающего.

Подтверждение этому положению мы находим в трудах таких музыковедов, как: Л.В. Горюнова, Н.И. Киященко, И.А. Малахова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, И.А. Хвостова, утверждающих, что творческий характер заложен в самой природе музицирования, а взаимодействие объективного и субъективного факторов в процессе исполнения музыки обеспечивает сотворческую связь с композиторским произведением [1; 4; 20; 24; 45]

Очевидно, что осуществление самореализации в музыкальном искусстве предполагает преобладание эмоциональных факторов музыкальной деятельности. Но нельзя не учитывать рациональные элементы в осуществлении отдельных видов музыкальной деятельности.

Так, самопознание (рефлексия) музыканта-исполнителя заключается в постоянном анализе и оценке уровня своего профессионального развития, что строится на обращении к авторским указаниям, образцам исполнения выдающихся музыкантов. Объектами самоанализа являются отдельные исполнительские элементы и исполнение в целом; параметрами - уровень владения исполнительскими навыками, отражение стилевых черт произведения и традиций исполнительской школы; критериями оценки - достижение высокохудожественного уровня исполнения [28].

Творческая сущность музыкального исполнительства, проявляющаяся в интерпретации музыкального произведения и позволяющая проявить свою индивидуальность, фантазию в трактовке художественного образа, требует точной передачи авторского замысла и соблюдения стилевых традиций. Исполнительство как "вторичное" творчество, соавторство исполнителя и композитора сочетает в себе субъективное (связанное с личностью исполнителя) и объективное (передаваемое через авторский текст) начала, что соответствует теоретическим положениям самореализации [20, с.116; 45].

Таким образом, для создания индивидуального творческого пути важным является творческое самосознание, проявляющееся в исполнительской самостоятельности, активной личностной позиции, музыкально-просветительской установке, и индивидуальные психологические и физиологические особенности музыканта-исполнителя.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Исследуя особенности детского творчества, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон рассматривали творческую деятельность детей как основной двигатель творческого саморазвития.

Информация о работе Педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности