Основные принципы вокальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:23, доклад

Описание

Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач. Основной тезис В. Емельянова «…единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии – это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ученика.

Работа состоит из  1 файл

Основные принципы вокальной педагогики.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Задание для самостоятельной работы студента: Составить конспект комплексного метода диагностики  вокальной  одаренности В.П. Морозова.

 

Тема 5.2. Определение типа голоса.

Тип певческого голоса как  важнейшая эстетическая категория  в музыкальном искусстве. Критерии определения типа певческого голоса (акустические, физиологические, анатомические, нейропсихологические и др.). Проблема правильного определения типа голоса в  вокальной   педагогике .

 

 

 

 

Семинарское занятие №10. Определение типа голоса.

Задание для самостоятельной  работы студента: Составить конспект критериев определения типа певческого голоса (акустических, физиологических, анатомических, нейропсихологических и др.).

 

Тема 5.3. Роль  вокальных  упражнений в формировании и совершенствовании  вокальных  навыков. 

Вокальное  упражнение. Три компонента упражнения. Цели и задачи  вокальных  упражнений. Методические установки распевания. Основные принципы организации  вокальных  упражнений. Начальный комплекс  вокальных  упражнений. Виды  вокальных  упражнений. Попевка как основной метод в  вокальной  работе с детьми. Примеры подбора  вокальных  упражнений. Значение пения без сопровождения.

 

Семинарское занятие №11. Роль  вокальных  упражнений в формировании и совершенствовании  вокальных  навыков.

Задание для самостоятельной  работы студента: Практически освоить различные  вокальные  упражнения (игра упражнений на фортепиано во всех тональностях, в мелодическом исполнении и с гармонической поддержкой), озвучить цели и исполнительские задачи каждого  вокального  упражнения, исполнить упражнения голосом.

 

Семинарское занятие №12. Роль  вокальных  упражнений в формировании и совершенствовании  вокальных  навыков.

Задание для самостоятельной работы студента: составить начальный комплекс  вокальных  упражнений.

Сочинить несколько  попевок для  вокальной  работы с детьми.

 

Тема 5.4. Особенности проведения начальных  занятий пением.

Первые занятия: знакомство с голосовыми данными и выявление  особенностей психики и характера  учащегося. Некоторые практические рекомендации в определении голоса. Составление индивидуального плана  работы с учеником. Организация предварительных  условий голосообразования: певческое  положение головы и корпуса, вдох с полузевковой установкой ротоглотки, атака звука, равномерный выдох, дыхательная опора. Освоение навыка кантиленного пения. Принцип сознательности в обучении пению как основа воспитания  вокального  слуха. Значение воспитания  вокального  слуха для певца.

 

Семинарское занятие №13. Особенности проведения начальных занятий пением.

Задание для самостоятельной  работы студента: составить индивидуальный план работы с учеником.

 

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

Характеристика и диапазон женских голосов. Регистры женского голоса (грудной, смешанный, головной). Упражнения для женских голосов.

 

 

Семинарское занятие №14. Особенности работы с женскими голосами.

Задание для самостоятельной  работы студента: прослушать аудиозаписи какой-либо исполнительницы в разные возрастные периоды, проанализировать основные элементы голосообразования и особенности их развития с учетом женской природы организма и его возможностей.

 

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

Характеристика и диапазон мужских голосов. Регистры мужского голоса (грудной и фальцетный). Упражнения для мужских голосов.

 

Семинарское занятие №15. Особенности работы с мужскими голосами.

Задание для самостоятельной  работы студента: прослушать аудиозаписи какого-либо исполнителя в разные возрастные периоды, анализ основных элементов голосообразования и особенностей их развития с учетом мужской природы организма и его возможностей.

 

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

Характеристика и  вокальные  возможности детского голоса, физиологические ограничения. Четыре возрастные категории (дошкольная, младшая школьная, средняя школьная, старшая школьная). Особенности организации  вокальных  занятий с детьми младшего школьного возраста (7-9). Особенности  вокальной  работы с детьми среднего школьного возраста (10-14). Особенности  вокальных  занятий с детьми старшего школьного возраста (15-17). Упражнения для детских голосов.

 

Семинарское занятие №16. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детского голоса.

Задание для самостоятельной  работы студента: прослушать и проанализировать звучание различных детских голосов четырех возрастных категорий.

 

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

Знакомство с современными  вокальными  школами и методиками, работа с методической литературой, изучение научных статей и публикаций в  вокальной  области.

 

Семинарское занятие №17. Зарубежные и отечественные методики постановки певческого голоса.

Задание для самостоятельной работы студента: ознакомиться и подготовить сообщение по одной из предложенных авторских методик или публикаций.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

Для овладения  знаниями

1.Чтение дополнительной   вокально-методической  литературы – для ОДО 20 часов, для ОЗО - 40 часов.

  1. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения / В.П. Морозов Москва: 2002.
  2. Дмитриев, Л.Б. Основы  вокальной  методики / Л.Б. Дмитриев – Москва: Музыка, 2007.
  3. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени – Москва:1987.
  4. Риггз, С. Пойте как звезды (+2CD) / Сост. и ред. Дж.Д.Каррателло. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  5. Малинина, Е.М.  Вокальное  воспитание детей / Е.М. Малинина – Ленинград:1967г.
  6. Маркуорт, Линда Самоучитель по пению: перевод с английского / Линда Маркуорт. – Москва: АСТ: Астрель, 2008.
  7. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: Секреты  вокального  мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  8. Далецкий, О.В. Обучение пению / О.В. Далецкий. – Москва: 2003.
  9. Назаренко, И.К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И.К. Назаренко. – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963.

 

2.Работа со словарями  и справочниками, использование  аудио- и видеозаписей певцов  различных музыкальных направлений  и стилей, а также информации  из Интернета – для ОДО - 20 часов, для ОЗО – 40 часов.

 

  1. Кочнева, И., Яковлева, А.  Вокальный  словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Ленинград: Музыка, 1986.
  2. Крэмптон, Л., Риз.Д. Энциклопедия рок- и поп-музыки год за годом / Перевод с англ. У.В.Сапциной, Н.С. Гусевой: Распространение на русском языке. – Москва: ООО «Росмэн- ИЗДАТ», 2004.
  3. Булучевский, Ю., Фомин, В. Краткий музыкальный словарь для учащихся / – Москва: Музыка, 1998.
  4. Эстрада в России, XX век / Лексикон – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
  5. Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.
  6. Крунтяева, Т.С., Молокова, Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова – Москва; Санкт-Петербург: Музыка, 1996.
  7. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э.Леонова. – Москва: Издательство «Кифара», 2002.

Для закрепления  и систематизации знаний

 

3. Работа с конспектами  лекций, составление таблиц для  систематизации учебного материала  с использованием дополнительных  источников информации по заданной  теме - 20 часов для ОДО, для ОЗО  – 40 часов.

 

Интересные сайты в  сети Интернет:

 

completevocalinstitute.com

www.vocal-coaches.com

singingiseasy.com

brettmanningsingingsuccess.com

rockvocalist.ru

knyazhinskaya.ru

 

Для формирования умений

 

4.Практическое освоение  игры  вокальных  упражнений на фортепиано во всех тональностях, а также аккомпанирование некоторых упражнений и гамм – для ОДО - 10 часов, для ОЗО – 18 часов.

 

  1. Егорычева М. Упражнения для певца-любителя. – Москва: Музыка,1967.
  2. Сафронова О. Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов + CD. Учебное пособие / О. Л. Сафронова – Москва: Издательство: Лань, Планета музыки, 2009.
  3. Левина Е.  Вокальные  упражнения. Учимся петь и аккомпанировать: Хрестоматия педагогического репертуара / Е. Левина – Ростов на Дону: Изд.: Феникс, 2008.
  4. Чистый голос: Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий / Составитель А. М. Билль, редактор Л. А. Богуславская – Москва, 2002.
  5. Ровнер В.  Вокально-джазовые  упражнения для голоса в сопровождении фортепиано / В.Ровнер – Москва: Изд.: Нота, 2006.
  6. Абдулов, А. А. Джазовые распевки: учебное пособие / А. А. Абдулов. – Санкт-Петербург, 1998 г

 
 

 
 

Методические  рекомендации к написанию курсовых работ

В соответствии с  программой обучения каждый студент  ежегодно самостоятельно выполняет  творческое задание - пишет курсовую работу по одной из проблем дисциплины «Основы  вокальной  методики». 
          Курсовая работа - одна из важных форм обучения студента. В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной научной работы - обобщает и систематизирует научную, учебную, публицистическую литературу и статистические данные; осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности; развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Цель написания курсовых работ – научить студентов  самостоятельно применять полученные знания при анализе конкретных теоретических  и практических проблем профессиональной деятельности; грамотно и убедительно  излагать материал, четко и логично  формулировать выводы и практические  рекомендации.        

 Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Таким образом, курсовая работа может стать основой для написания в будущем дипломной  работы.        

Наиболее сильные, творчески выполненные курсовые работы могут быть рекомендованы  научным руководителем к выставлению  на ежегодные конкурсы студенческих научных работ, либо к опубликованию  в научных изданиях.

 

Руководство курсовой работой со стороны преподавателя предполагает:

- выяснение степени подготовленности  студента к написанию курсовой  работы по данной учебной дисциплине;

- помощь в выборе и  формулировании темы работы, осмыслении  ее содержания, разработке плана;

- рекомендации по списку  литературы и методике ее изучения; 
- организацию и помощь в посещении научных центров, библиотек, конференций, проведении социологических, психологических, экономических и других исследований;

- консультации по содержанию, стилю и оформлению работы; 
- чтение подготовленной работы, указание недостатков и неточностей; 
- написание отзыва о возможности допуска курсовой работы к защите.  

 

Требования, предъявляемые  к курсовой работе

 

1) Высокий научный уровень:  использование основных законов  (работа должна быть написана  на основе действующего законодательства  Российской Федерации в его  последней редакции), категорий изучаемой  учебной дисциплины, оптимальное  соотношение теоретического и  практического материала, связь  теоретических положений с современной  жизнью;

2) Применение разнообразных  методов научного исследования: анализа литературных источников, наблюдения, беседы, опроса, тестирования  и др.;

3) Творческий подход к  написанию работы: использование  оригинальных источников, материалов  экспериментов, социологических,  психологических исследований, нестандартное  изложение содержания, самостоятельность  выводов, конкретность практических  рекомендаций и т.п.;

4) Грамотное оформление  работы: четкая структура, правильное  оформление библиографических ссылок  на информационные источники,  списка литературы, аккуратность  исполнения.

 

Структура курсовой работы

 

Работа должна содержать  шесть обязательных структурных  элементов, расположенных в следующей  последовательности:

 
- титульный лист; 
- план; 
- введение; 
- «основная часть» (указываются ее главы или вопросы); 
- заключение; 
- приложения*; 
- примечания* и список использованной литературы.

 
*Необязательный элемент. Курсовая работа может иметь приложения, помещаемые после заключения, и лист примечаний (сносок, вынесенных на отдельный лист), который должен находиться перед списком литературы.

 
Титульный лист является первой страницей любой работы и содержит следующие записи: наименования страны, министерства, института, кафедры, вида работы (курсовая), дисциплины, темы, данные о выполнившем работу студенте (включая номер зачетной книжки) и проверяющем ее (руководящем ею) преподавателе, информацию о месте и годе выполнения. См. образец.

На второй, следующей  за титульным листом, странице помещается план работы, или содержание с указанием страниц каждой главы.

Во введении студент обосновывает выбор темы работы, анализирует ее актуальность и практическую значимость, состояние разработанности в научной литературе (краткий обзор использованной литературы), формулирует цели, задачи и методы исследования, описывает структуру работы. Введение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы. 
Основная часть работы содержит обычно 3-5 глав или разделов (которые могут делиться на параграфы), отражающих узловые моменты рассматриваемой темы. Каждый раздел работы должен начинаться с заглавия (названия). Сами главы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Формулирование в конце каждого раздела краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения.

В заключении подводятся итоги выполненного исследования в виде обобщения его наиболее существенных положений. Выводы должны отражать содержание работы, быть краткими, ясными и четко сформулированными. В заключении студент может изложить свои предложения по совершенствованию  вокально-педагогической  практики в сфере дополнительного и средно-профессионального образования. Заключение обычно занимает 2-3 страницы курсовой работы.  
Приложения размещаются до списка литературы. Как правило, в приложения выносятся большие таблицы, схемы и проч. Каждое приложение должно быть пронумеровано и начинаться с новой страницы. Общепринятым правилом считается наличие в работе по  вокальной  дисциплине примеров аудиозаписей различных исполнителей (на CD-носителе) и анализ тех или иных показателей голосообразования, а также подбор аудио-примеров с различными  вокально-техническими  приемами.

Информация о работе Основные принципы вокальной педагогики