Основные принципы вокальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:23, доклад

Описание

Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач. Основной тезис В. Емельянова «…единственное, что может делать педагог в вокально-педагогическом взаимодействии – это организовать процессы самонаблюдения, самоанализа и самоимитации ученика.

Работа состоит из  1 файл

Основные принципы вокальной педагогики.docx

— 97.75 Кб (Скачать документ)

Материалы, на основании  которых составлена программа:

Государственный образовательный  стандарт высшего профессионального  образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000.

Рабочая учебная программа  «Основы  вокальной  методики» для студентов специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий», составитель преподаватель кафедры  вокального  искусства М.Я.Вейсон.

«Основы  вокальной  методики» - дисциплина общего модуля базовой части профессионального цикла. В результате изучения данной дисциплины студент должен:

 

Знать

Уметь

Владеть

основные принципы отечественной  и зарубежной  вокальной   педагогики ,

различные методы и приемы преподавания,  

вокально-методическую  литературу

ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах  образовательных учреждений;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

пользоваться справочной литературой

методикой показа интонационно-ритмических  и художественно-исполнительских  трудностей, заложенных в  вокально-педагогическом  репертуаре;

приемами психической саморегуляции;

методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план курса, ОДО

 

 

 

 

 

Наименование  разделов и тем курса

Количество часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

 

2

2

3

7

Тема 1.1  Вокальная   педагогика  и  вокальная  методика. Основные вопросы и понятия.

1

1

1

3

Тема 1.2. Принципы,  содержание  и методы  вокальной   педагогики .

1

1

2

4

Раздел 2. Особенности  воспитания эстрадного певца.

 

3

4

8

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

1

2

4

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

1

1

2

4

Тема 2.3. Публичное выступление  в деятельности певца.

1

1

2

4

Раздел 3. Певческий  голос.

 

4

4

6

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

1

1

2

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

1

3

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

1

1

1

3

Тема 3.4. Классификация певческих  голосов.

1

1

2

4

Раздел 4.  Вокально-технические  навыки.

 

9

6

18

33

Тема 4.1. Формирование  вокальных  навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

1

1

3

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

2

1

4

7

Тема 4.3. Работа гортани в  пении. Регистры голоса.

2

1

4

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

0,5

0,5

1

2

Тема 4.5. Певческая артикуляция  и дикция.

2

1

3

6

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

1

1

2

4

Тема 4.7.Певческое вибрато.

0,5

0,5

1

2

Раздел 5.Постановка голоса.

 

18

18

35

71

Тема 5.1. Диагностика  вокальной  одаренности.

2

2

2

6

Тема 5.2. Определение типа голоса.

2

2

2

6

Тема 5.3. Роль  вокальных  упражнений в формировании и совершенствовании  вокальных  навыков.

4

4

8

16

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

1

1

1

3

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

2

2

4

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских  голосов.

2

2

4

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные  методики постановки певческого голоса.

3

3

10

16

Всего

36

34

70

140


 

 

Тематический  план курса, ОЗО

 

 

 

Наименование  разделов и тем курса

Количество часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Всего

часов

Раздел 1.Введение в предмет.

 

0,5

0,5

6

7

Тема 1.1.  Вокальная   педагогика  и  вокальная  методика. Основные вопросы и понятия.

 

2

2

Тема 1.2. Принципы,  содержание  и методы  вокальной   педагогики .

4

4

Раздел 2. Особенности  воспитания эстрадного певца.

 

0,5

0,5

14

15

Тема 2.1. Специфика эстрадно-вокального исполнительства.

 

7

7

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

3

3

Тема 2.3. Публичное выступление  в деятельности певца.

4

4

Раздел 3. Певческий  голос.

 

1

1

10

12

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

 

4

4

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

1

1

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

2

2

Тема 3.4. Классификация певческих  голосов.

3

3

Раздел 4.  Вокально-технические  навыки.

 

1

1

34

33

Тема 4.1. Формирование  вокальных  навыков. Взаимодействие слуха и голоса.

 

5

5

Тема 4.2. Певческое дыхание.

7

7

Тема 4.3. Работа гортани в  пении. Регистры голоса.

7

7

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении.

2

2

Тема 4.6. Певческая артикуляция  и дикция.

7

7

Тема 4.7. Орфоэпия в пении.

4

4

Тема 4.8.Певческое вибрато.

2

2

Раздел 5.Постановка голоса.

 

1

1

68

71

Тема 5.1. Диагностика  вокальной  одаренности.

 

4

4

Тема 5.2. Определение типа голоса.

4

4

Тема 5.3. Роль  вокальных  упражнений в формировании и совершенствовании  вокальных  навыков.

14

14

Тема 5.4. Особенности проведения начальных занятий пением.

2

2

Тема 5.5. Особенности работы с женскими голосами.

8

8

Тема 5.6. Особенности работы с мужскими голосами.

8

8

Тема 5.7. Особенности работы с детскими голосами. Охрана детских  голосов.

8

8

Тема 5.8. Зарубежные и отечественные  методики постановки певческого голоса.

20

20

Всего

4

4

132

140


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Раздел 1.Введение в предмет.

 

Тема 1.1. Вокальная   педагогика   вокальная  методика. Основные вопросы и понятия.

Четыре основные функции  методики (организационная, информационная, интеграционная и контролирующая). Основные задачи и цели  вокальной  методики. Проблемные вопросы методики, неоднозначность взглядов.

 

Семинарское занятие №1.  Вокальная   педагогика  и  вокальная  методика. Основные задачи, цели, функции и проблемы.

Задание для самостоятельной  работы студента: составить самостоятельно конспект по  вокально-педагогическим  принципам и методам  вокального  обучения.

 

Тема 1.2. Принципы,  содержание  и методы  вокальной   педагогики .

Понятие основных  вокально-педагогических  принципов (принцип индивидуального подхода, сознательности и творческой активности, посильной трудности и др.). Три основных компонента содержания обучения пению (знания и навыки, опыт творческой деятельности, система ценностей через опыт эмоционально-волевого отношения к миру).  Содержание  и практическое освоение методов  вокального  обучения (концентрический, фонетический, акустический, объяснительно-иллюстративный и др.).

 

 

Раздел 2.Особенности  воспитания эстрадного певца.

 

Тема 2.1.Специфика  эстрадно-вокального исполнительства.

Три основных манеры пения: народная, академическая, эстрадная. Художественные задачи эстрадного исполнителя. Концертный номер на эстраде. Имидж и амплуа эстрадного артиста. Работа со звукоусилительной аппаратурой.

 

Семинарское занятие №2. Специфика эстрадно-вокального исполнительства. Характеристика трех основных манер пения: народной, академической, эстрадной.

Задание для самостоятельной  работы студента: подобрать примеры исполнителей по трем манерам пения.

 

Тема 2.2. Педагогический репертуар.

Основные критерии подбора. Методические рекомендации по разучиванию   вокального  произведения.  Вокальная  интерпретация.

 

 

Тема 2.3. Публичное выступление в деятельности певца.

Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению. Некоторые методы психологической  саморегуляции перед публичным выступлением. Аутотренинг и самовнушение, психологические установки и др.

 

Семинарское занятие №3. Значение педагогического репертуара в воспитании эстрадного певца. Публичное выступление в деятельности певца.

Задание для самостоятельной  работы студента: подобрать примеры одного и того же  вокального  произведения в различных интерпретациях; составление конспекта методов психологической саморегуляции перед публичным выступлением.

 

 

Раздел 3.Певческий  голос.

 

Тема 3.1. Строение голосового аппарата.

Три отдела голосового аппарата: дыхательный аппарат, гортань с  голосовыми связками, артикуляционный  аппарат. Их строение. Функционирование органов голосового аппарата в пении.

 

Семинарское занятие №4. Строение голосового аппарата. Физические свойства и характеристики голоса.

Задание для самостоятельной  работы студента: охарактеризовать голос по трем физическим характеристикам на основании прослушанной записи. Анализируются как профессиональные, так и непрофессиональные голоса.

 

Тема 3.2. Физические свойства и характеристики голоса.

Отличие певческого голоса от речевого голоса. Три физических свойства голоса (высота, сила, тембр). Три физические характеристики голоса (интонационная, динамическая, тембральная).

 

Тема 3.3. Современные теории звукообразования.

Понятие звукообразования. Миоэластическая теория. Нейрохронаксическая теория. Биомеханическая теория.

 

Тема 3.4. Классификация певческих голосов.

Деление голосов на женские, мужские, детские; низкие, средние и  высокие; драматические и лирические. Типы голосов, их характеристика. Примеры  для иллюстрации различных голосов (прослушивание аудиозаписей академических, народных, эстрадных и джазовых певцов).

 

Семинарское занятие №5. . Современные теории звукообразования. Классификация певческих голосов. Проблема классификации эстрадных голосов.

Задание для самостоятельной  работы студента: подобрать аудио-примеры различных типов голосов.

 

Раздел 4. Вокально-технические  навыки.

 

Тема 4.1. Формирование  вокальных  навыков. Взаимодействие слуха и голоса. 

Вокальный  навык. Понятие, закономерности его формирования. Понятие  вокального  слуха. Необходимые  вокальные  навыки (звукообразование, дыхание, артикуляция, сглаженность регистров и др.)

 

Тема 4.2. Певческое дыхание.

Отличие певческого дыхания  от бытового дыхания. Типы дыхания. Смешанный  тип дыхания (нижне-реберный диафрагматический). Фазы дыхания (вдох, физиологическая задержка, выдох). Опора дыхания. Певческая опора. Воспитание певческого дыхания.

 

Семинарское занятие №6. . Формирование  вокальных  навыков. Певческое дыхание. Воспитание певческого дыхания.

Задание для самостоятельной  работы студента: составить конспект по возможным типам дыхания в пении;

письменно описать  несколько упражнений на постановку певческого дыхания с указанием  цели и исполнительских задач.

 

Тема 4.3. Работа гортани в пении. Регистры голоса.

Особенности певческого положения  гортани. Зависимость уровня положения  гортани от типа и характера голоса.

Понятие регистра голоса. Наименования регистров. Два природных механизма  работы голосовых связок (грудной  и головной), их недостатки и достоинства. Характеристика и значение смешанного регистра в пении. Физиологическая  характеристика трех основных регистров  голоса. Методы сглаживания регистров  голоса в пении. Регистровые возможности  использования голоса в эстрадном  пении.

 

Семинарское занятие №7. Работа гортани в пении. Регистры голоса. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки в пении. Певческое вибрато.

Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания регистров певческого голоса (теория лифта – метод глиссандо и др.);

подобрать аудио-примеры  на различные виды атаки;

подобрать аудиозаписи  исполнителей различных музыкально-стилевых направлений и проанализировать характер их вибрато.

 

Тема 4.4. Певческая атака. Ее виды. Роль атаки  в пении.

Понятие певческой атаки. Характеристика видов атак (твердой, мягкой, придыхательной). Значение придыхательной и твердой атаки в эстрадном  пении. Атака как метод исправления  недостатков голосообразования.

 

 

 

Тема 4.5. Певческая артикуляция и дикция.

Понятие певческой артикуляции. Отличие певческой артикуляции  от обычной речи. Роль гласных и  согласных в певческом голосообразовании. Однородность звучания гласных и  четкость произнесения согласных. Методы нивелирования гласных в пении. Значение дикции в пении.

 

Тема 4.6. Орфоэпия в пении.

Понятие орфоэпии. Особенности  речевой орфоэпии. Отличие певческой  орфоэпии от речевой. Редукция гласных в пении. Современные тенденции в развитии орфоэпии.

 

Семинарское занятие №8. Певческая артикуляция и дикция. Орфоэпия в пении.

Задание для самостоятельной работы студента: описать и продемонстрировать методы сглаживания гласных в пении; подобрать упражнения для улучшения певческой дикции.

 

Тема 4.7. Певческое вибрато.

Понятие вибрато. Определение  вибрато с точки зрения акустики. Физиологический механизм образования  вибрато. Эстетическая роль вибрато  в пении. Характер вибрато, его зависимость. Вибрато как критерий стилевой выразительности.

 

 

Раздел 5. Работа над  голосом.

 

Тема 5.1. Диагностика  вокальной  одаренности.

Голос как основа певческой  одаренности (сила, диапазон, тембр). Акустические, физиологические, психофизиологические, психоакустические и психологические критерии оценки голоса. Комплексный метод диагностики  вокальной  одаренности В.П. Морозова. Диагностика  вокальной  одаренности детей.

 

Семинарское занятие №9. Диагностика  вокальной  одаренности.

Информация о работе Основные принципы вокальной педагогики