Устная и письменная речь на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат

Описание

Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая риторика.docx

— 122.45 Кб (Скачать документ)

Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены  специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях  широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится  сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения  персонажей от первого лица и т.п.

Практика радио и телевидения  привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно  сосуществуют и взаимодействуют (например, телеинтервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая  как ведущая форма существования  русского языка. Литературная речь - это  речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при  котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством  общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, то есть они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению  этих норм способствуют школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая  письменность и др.

Однако устная и письменная формы  речи являются самостоятельными, имеют  свои характеристики и психологические  особенности. Орлов О.М. Русский язык и культура речи. Учеб.пособие для студентов. Саратовский гос. соц.-экон. университет. - Саратов, 2002.

1) Письмо - это созданная людьми  вспомогательная знаковая система,  которая используется для фиксации  звукового языка (и соответственно  звуковой речи). С другой стороны,  письмо - это самостоятельная система  коммуникации, которая, выполняя  функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных  функций.

Письменная речь появилась позже  устной и была связана с потребностью закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех  или иных событиях. Письменная речь обращена к самому широкому кругу  читателей.

Письменная речь не имеет никаких  дополнительных средств воздействия  на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что, письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие  от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным  выражением мыслей, тогда как в  устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку  фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно  тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей.

Письменная речь дает возможность  усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого  общения, разрывает рамки непосредственного  окружения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о  великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и  формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и  времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда  непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством, то есть находятся в разных географических точках, и временем. С древних  времен люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых дошли до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие таких технических средств сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило  роль письма. Но появление факса, а  в настоящее время и распространение  системы Интернет, что помогает преодолевать пространство, вновь активизировало именно письменную форму речи. Основное свойство письменной речи - способность  к длительному хранению информации.

2) Устная речь - речь, произносимая  в процессе говорения; основная  форма использования естественного  языка в речевой деятельности. От устной речи, т.е. речи порождаемой  в процессе говорения, следует  отличать речь читаемую или  выученную наизусть; для этого  вида речи иногда применяют  термин «звучащая речь». Устная  звучащая речь, функционирующая  в сфере непосредственного общения,  а в более широком понимании  - это любая звучащая речь.

Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С  этим связаны богатые интонационные  возможности устной речи. Интонация  создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием  или замедлением темпа речи тембром  произнесения. В устной речи большую  роль играет место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. В зависимости от различных условий  общения устная речь приобретает  вид либо диалогической, либо монологической речи.

Для разговорного стиля литературного  языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют  и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный  доклад, выступление на собрании без  заранее подготовленного текста и запись этого выступления в  протоколе собрания).

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной  организацией, но при этом говорящий, как правило стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Неподготовленная устная речь характеризуется  спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в  письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что  сказано, что следует сказать  далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной, неподготовленной речи много пауз, а использование  заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Неподготовленность является важнейшей  отличительной чертой устной речи: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может  быть речь на неизвестную заранее  тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для  официального публичного общения.

Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических  особенностей:

- обилие незаконченных синтаксических  построений (например: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать);

- самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);

- повторы (Я бы… я бы… хотел  сказать больше);

- конструкции с именительным темы (Этот мальчишка/он меня каждое утро будит);

- подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр).

Специфические особенности, вызванные  неподготовленностью устной речи, указанные  выше, не являются речевыми ошибками, так  как не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях  служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком  детализирована, состоит исключительно  из развернутых предложений, если в  ней преобладает прямой порядок  слов.

В речи, рассчитанной на слушателя, часто  меняется структурно-логический рисунок  фразы, весьма уместными оказываются  неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст  и хорошо отделяемые от основного  текста посредством интонации).

Недостатки устной речи.

Одним из наиболее существенных недостатков  устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной  остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины  этого бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить  сказанное.

Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и  грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического  оформления предложений. Грамматико-интонационная  нерасчлененность, естественно, сказывается  и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечетким, содержание текста делается расплывчатым, неопределенным.

2. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ  РЕЧЬ

В зависимости от различных условий  общения устная речь приобретает  вид либо диалогической, либо монологической речи. Монолог и диалог рассматриваются  как две основных разновидности  речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как  способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи, в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной - диалогическая. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учеб. пособие для студентов./Изд.: Флинт. - М.: 2000.

1. Диалог - жанр речи, состоящий  из регулярного обмена высказываниями-репликами,  на языковой состав которых  влияет непосредственное восприятие  речевой деятельности говорящего  собеседником.

Для диалога важны достаточная  информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого  делают общение неудачным), потребность  в общении, соблюдение участниками  диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих  языковых знаний.

Диалогическая речь -- это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная.

Диалог ведется при непосредственном контакте говорящих. (Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом).

В диалоге обсуждается наличная ситуация. (Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или  существует в совместной деятельности).

Основной единицей диалога является диалогическое единство - смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен  мнениями, высказываниями, каждое последующее  из которых зависит от предыдущего.

Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы  речевого этикета, вопрос - ответ, добавление, повествование, распространение, согласие - несогласие).

В некоторых случаях диалогическое  единство может существовать также  за счет реплик, обнаруживающих реакцию  не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи, когда  участник диалога задает свой встречный  вопрос.

Реплики по своему объему и характеру  могут зависеть от различных факторов - это, прежде всего, личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой  стратегией и тактикой, общей речевой  культурой, степень официальности  обстановки, фактор «потенциального  слушателя», то есть присутствующего, но не принимающего участия в диалоге (обычном бытовом и эфирном, то есть диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя.

Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно  связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь - первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов  диалога, как в принципе и в  любом тексте, остается стабильной: зачин - основная часть - концовка. Зачином  может быть формула речевого этикета («Добрый вечер, Николай Иванович!») или первая реплика-вопрос («Сколько сейчас времени?»), или реплика-суждение («Сегодня хорошая погода!»).

Следует отметить, что размеры диалога  теоретически безграничны, поскольку  его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически  любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических  единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета («Пока!»), реплику-согласие («Да, конечно!») или реплику-ответ). Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил  свое наибольшее распространение в  сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой  речи.

Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы