Устная и письменная речь на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:30, реферат

Описание

Культура устной и письменной речи должна быть основной задачей всей школы, так как нет ни одной школьной дисциплины, в которой учащиеся в той или иной степени не пользовались бы устным или письменным словом. Каждый преподаватель должен заботиться о том, чтобы ученики во всех своих устных ответах и письменных работах по его предмету говорили правильным литературным языком. Словеснику в этой работе принадлежит особая и очень ответственная роль. На занятиях по русскому языку и литературе делается установка на слово как выражение мысли. На уроках ученик, читая и анализируя текст, неизбежно обращаешься к слову как к средству выявления образов и идейного смысла произведения.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая риторика.docx

— 122.45 Кб (Скачать документ)

- Книга, несмотря на влияние  церковно-риторической литературы, носила светский характер, и предназначалась  для нужд просвещения;

- Автор ратовал за научное  содержание речей, за его богатство  и глубину, т.е. ратовал за  то, чтобы речь была, прежде всего,  содержательной, информативной, логичной, и только после «сладкоречивой»;

- Ломоносов связал риторическую  систему со стилями речи, разработал  теорию трех стилей (возродил  античную традицию;

- Наконец, ученый соединил риторику  с русским языком, с русской  традицией, сделал ее русской  наукой.

Представленная типология общериторических и педагогико-риторических традиций в контексте культурной парадигмы дает возможность конкретизировать понятие риторический идеал.

Согласно концепции А.К. Михальской, созданной на основании тщательного изучения данных сравнительно-исторической риторики, риторический идеал означает исторически сложившуюся иерархически организованную систему наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению, т.е. парадигму риторических категорий, отражающих парадигму категорий общеэстетических и этических, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб.пособие для студ.пед.университетов и институтов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Типология может быть описана с  использованием триады оппозиций:

1. агональный / гармонизирующий;

2. релятивистский / онтологический (эвристический);

3. монологический / диалогический.

Первая оппозиция отражает характерный  для данного речевого идеала тип  взаимодействия между субъектами речевого общения. Так, риторика античных софистов получила название агональной риторики, или риторики борьбы, именно по признаку состязательности, где речевое общение мыслится как словесный турнир, а риторический идеал описывается в терминах военного искусства. Основы противоположного типа, утверждающего принципы убеждения на основе гармонизации отношений субъектов общения, заложены педагогико-риторической деятельностью Сократа, отчасти восприняты Цицероном, затем - ранним христианством и в значительной степени были развиты впоследствии в отечественной православной культуре.

Вторая оппозиция характеризует  в основном отношение субъекта к  истинности предмета речи. Так, риторика софистов может быть описана как  крайне релятивистская, тогда как принцип «говори правду», утвержденный Сократом, занимает важное место среди основных требований к хорошей речи в аристотелевской «Риторике». Именно этот риторический идеал принят и в отечественной речевой культуре. Таким образом, в риторическом идеале релятивистского образца царствует мнение, в онтологическом - истина.

Третья оппозиция описывает  отраженные в речевом идеале отношения  между субъектами речевого общения  по степени выраженности иерархичности  этих отношений. Риторический идеал  монологического типа фиксирует  субъект-объектный характер взаимоотношений, присущий тоталитарной социальной модели. «Право на власть» - это, как известно, и «право на речь».

Таким образом, на основе разработанного А.Ф.Лосевым метода анализа структуры  общеэстетического идеала представляется возможным описание типов риторического идеала с помощью комбинаций признаков трех указанных бинарных оппозиций. В связи с этим задача конструирования современной педагогической риторики может и должна решаться с учетом уже пройденного исторического пути.

1.3 Особенности  русского риторического идеала  и перспективы его возрождения

Русский риторический идеал восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих  важнейших источников традицию Платона  и Сократа. Неудивительно поэтому, что для отечественного риторического  идеала характерны следующие особенности, отличавшие его с древности и  присущие ему и сегодня.

Прежде всего, это диалогичность речи по содержанию: прекрасной считалась и считается речь, в которой между говорящим и адресатом реализуются подлинные субъект-субъектные равноправные отношения. Научное и лингвофилософское обоснование эта особенность русского речевого идеала получила в трудах замечательного русского лингвиста А.А.Потебни, который, основывая свою концепцию феномена понимания на лингвистической философии В.Гумбольдта, особое значение придает следующей позиции немецкого мыслителя: « все, что ни есть в душе, может быть добыто только ее собственной деятельностью; речь и понимание - только различные проявления… одной и той же способности речи. Размен речи и понимания не есть передача данного содержания «с рук на руки»: в понимающем, как и в говорящем, это содержание должно развиться из собственной внутренней силы» Потебня А.А. Слово и миф. - М., 1989.

Общекультурный базис отечественного риторического идеала трактуется в работах И.В.Киреевского, где тема различий «западного» и «восточного» восприятия мира, восточно-православной и западно-католической культур разрабатывается как тема различий речемыслительной культуры Запада и Востока. Так, западный тип культуры характеризуется индивидуальной отъединенностью и соревновательностью субъектов общения, которые проявляются в речевом поведении и в риторическом идеале. Сама же речь оценивается как средство самоутверждения, самодемонстрации (в современном мире - как средство саморекламы). Речь - важнейший способ утверждения «Я», так что соревновательность и нацеленность на победу - вот принципы такого речевого поведения. Напротив, «резкая особенность русского характера в этом отношении заключалась в том, что никакая личность в общественных отношениях своих никогда не искала выставить свою самородную особенность как какое-то достоинство» Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979. Сущность различий монологического и диалогического риторических идеалов глубоко и полно отражена в работах М.М. Бахтина, где «подлинной жизнью слова» (вслед за Достоевским) называется диалогическое общение, «двуголосое слово». Русские философы С.Булгаков и Н. Лосский созвучно определили две противопоставленные модели человека, реализующие каждая свой тип поведения человека говорящего, Homo eloquens: «героический», овладевающий миром, и «подвижнический» человек, который видит мир как нечто, что нужно освятить и осветить, восстановив вокруг ту гармонию, которую он чувствует в себе.

Отсюда вытекает следующий признак  русского риторического идеала - его гармонизирующий характер, который проявляется в категориях порядка, меры, мерности, ровности (уравновешенности), симметрии, т.е. в тех же частных категориях, что и в классической античной эстетике. Не борьба и победа, но гармонизация и примирение, не самодемонстрация, но согласие голосов в хоре жизни, ровность и выдержанность. В русской духовной традиции индивидуализму противопоставлен персонализм. Не растворение личности в общем, не принудительное отречение от нее, но развитие ее до того уровня, когда, не теряя собственного голоса, она может соединиться с другими голосами, утверждая и себя, и общность в этом единстве. То же можно сказать и об идеях, выраженных в творчестве Достоевского; полифоническая организация его романов привлекла внимание М.М.Бахтина, сумевшего концептуализировать сущность «русской речевой культуры». Исследователь предлагает лингвистам новую дисциплину, новую область филологического знания - металингвистику, которая и должна иметь своим предметом жизнь слова в диалоге.

Особенно существенной здесь можно  считать категорию соборности, как выражающую особенный облик русской духовной культуры в целом, так и определяющую характерный смысл и структуру русской риторической традиции и идеала. Одна из особенностей русского риторического идеала - правдивость, которая представляет собой единство двух категорий - истинности речи и добра, понятого не как индивидуальная выгода, но как общественное благо.

Таким образом, русский риторический (речевой) идеал (образец) отличается сочетанием следующих признаков: диалогичность  по содержанию, гармонизирующий характер, положительная онтологичность.

Совершенно ясно, что эта риторическая парадигма обладает большой общегуманитарной ценностью. Однако на сегодняшний день в гуманизации нуждается сама отечественная логосфера, которая в ХХ столетии претерпела драматические воздействия и разрушительные изменения. «Все орали друг на друга за малейшее противоречие. Образовался совсем новый язык, сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью», - писал И. Бунин в дневниках, составивших книгу «Окаянные дни» Бунин И. Обреченный дом. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. В течение почти семи тысячелетий длилась война со свободным словом. Агональная и манипулирующая риторика, риторика «борьбы и победы» завершилась почти полной победой над словом. Традиционный русский риторический идеал был вытеснен риторической моделью, полностью ему противоположной. Сейчас, хочется надеяться, появились возможность и условия для возрождения отечественной словесной традиции. Однако для того, чтобы эти перспективы стали реальностью, наш современник, носитель русской словесной культуры, должен сознавать и ценность, и своеобразие своего речемыслительного наследия, имеющего древнюю историю и богатые гармонизирующие возможности.

2. Категориальная  и концептуальная структура современной  отечественной риторики

2.1 Современное  состояние отечественной риторики

О современном состоянии русской  риторики идут споры. Риторический ренессанс (бум, всплеск), о котором говорилось особенно с конца 80-х - начала 90-х  годов (время перестройки), достаточно утвердил риторику в сознании широкой  научной общественности. Однако это  было время возрождения не только риторики, но и бурного развития речевых (риторизированных) технологий вообще, появления новых наук, которые предлагали в новой терминологии новую идеологию и стилевую ориентацию общества (таковы речеведческие дисциплины связи с общественностью, имиджелогия и некоторые др.). Развитие же риторики имело как ряд положительных, так и ряд, если не отрицательных, то опасных тенденций. Риторика развивается в контексте современной филологической науки, которая подвержена всем трудностям эпохи массовой культуры и нового информационного общества.

Охарактеризовать риторику в контексте  эпохи представляется возможным  следующим образом:

1. Научные исследования развиваются,  охватывая все большую географию  отдельных ученых, научных школ  и педагогических коллективов.  Для Риторической Ассоциации, объединившей  риторов России в январе 1997 года, это означает рост научно-педагогических  школ.

2. Появилась возможность для  более глубоких, философски и  методологически фундированных  исследований попросту потому, что  существенно вырос объем научной  информации. Другое дело, что не  всякий исследователь (как и  не всякий автор новомодной  книги по риторике) считается  с выходящими исследованиями. Можно  спорить и о том, какие исследования  претендуют на роль наиболее  влиятельных и культурообразующих, т.е. тех, которые впоследствии будут названы культурно значимыми и останутся в культуре и научном пользовании.

3. Массовость современной науки  предполагает известную вульгаризацию  предмета, когда возникает множество  текстов-однодневок (исследований и  учебников), которые забываются сразу  после публикации.

4. В эпоху массовой культуры, доступности образования существуют  не только тенденции глобализации, универсализма и некоего объединенного  усреднения, но и стремление к  созданию индивидуального стиля  как обновления, утверждающего личное  «я» того или иного автора. Во все времена риторика побуждала  к изобретению и обновлению  стиля жизни через глубокое мыслеречевое новаторство. Хотя само по себе стремление к обновлению стиля похвально, иногда оно настолько увлекает автора, что он не видит историко-культурной традиции, стоящей за его инициативой.

Несомненно, можно говорить о ряде новых направлений, появившихся  в последнее время: Сочинская  лингвориторическая школа А.А.Ворожбитовой, Ярославская школа Л.Г.Антоновой. Многие годы самостоятельно развивается ряд авторитетных направлений, представители которых работают в области преподавания ораторского искусства (см., например, школа речевого взаимодействия З.В.Савковой в Санкт-Петербурге, основывающаяся более всего на театральной системе К.С.Станиславского), многие годы самостоятельно существует Пермская риторико-педагогическая школа Е.А.Юниной. Ряд талантливых исследователей и педагогов породило последнее десятилетие в рамках деятельности Риторической Ассоциации - их научные труды и своеобразие педагогической позиции заслуживают внимания и изучения - имеются в виду: О.И.Марченко (Санкт-Петербург), Ч.Б.Далецкий (Москва), Е.Н.Зарецкая (Москва), Т.В.Анисимова (Волгоград), Н.Н.Белоконева (Самара), Л.А.Араева (Кемерово), И.В.Пекарская (Абакан), А.П.Романенко (Саратов), К.Ф.Седов (Саратов), Е.В.Харченко (Челябинск) и др.

Отделения Риторической ассоциации в  Барнауле (А.А.Чувакин), Пятигорске (Н.А.Грейдина), Туле (Л.А.Константинова), Салехарде (С.Е.Тихонов) также имеют самостоятельные школы и концепции в решении научных и методических проблем риторики. Это кажущееся формальным перечисление необходимо для того, чтобы представить объем сегодняшнего риторического знания в России, знакомство с которым считают излишним некоторые претендующие на популярность авторы.

Естественно, что имеется ряд  авторитетных авторов, чье творчество остается как бы вне контактов  с Риторической ассоциацией (Т.Г.Хазагеров, Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова и др.). Пожалуй, недостаточно изучается опыт зарубежных риторик, как впрочем, и за рубежом мало известно об исследованиях, ведущихся в нашей стране.

Понятно, что толкование риторики как науки у всех перечисленных  авторов неоднозначно. Разномыслие  необходимо науке, в то же время еще  на первых конференциях звучали призывы  найти более или менее однозначное  определение науки риторики. В  данном случае представляется необходимым  высказать несколько полемических суждений относительно принципиальных задач риторики:

1. Риторика - мировоззренческая речевая  дисциплина, поэтому далеко не  безразлично, на каких мыслях, идеях, ценностных постулатах, выраженных  в текстах, будут разворачиваться  всякая теория и педагогическое  обучение. Именно здесь центр  большинства противоречий, приятия  или неприятия той или иной  концепции. Эта содержательно-стилевая  ориентация всякой научно-педагогической  теории (патриотическая, либерально-демократическая, массово-коммуникативная) проявлена как в научных постулатах, так и в учебных текстах.

Информация о работе Устная и письменная речь на уроках литературы