Риторика в эпоху Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании.

Работа состоит из  1 файл

риторика в эпоху возрождения.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

ментариям, пособиям для  школ, учебникам грамматики грече-

ского и латинского языков он вошел в историю как создатель

новой системы обучения в протестантских университетах  и ла-

тинских школах.

Меланхтон составил для  школ и университетов также по-

лучившие всеобщее распространение  и служившие образцами

учебники логики,  риторики и диалектики,  богословия,  этики,

физики и психологии. Его изложение было ясно и систематич-

но.  Философская система  Меланхтона охватывает диалектику

(логику и теорию познания), физику, психологию, этику. Логи-139

ка Меланхтона, отраженная в учебниках по логике, находилась

под влиянием Рудольфа Агриколы. Лекции по физике и астро-

номии основывались на текстах  Аристотеля и Птолемея. Ме-

ланхтон всячески способствовал изучению книги Н.Коперника.

«Риторика» Меланхтона в 1620 г. была переведена в Рос-

сии. Риторика соединяла  правила светского и духовного  крас-

норечия, т.е. правила  проповеди, судебной и показательной  ре-

чей.  При этом она  преследовала не только учебно-

методические цели,  но и морально-нравственные,  направлен-

ные на укрепление этики  в миру [126].

Кризис риторики начинается вместе с Возрождением,  с

воскрешением судебного  и парламентского, с появлением тор-

гового красноречия, полемической заостренностью академиче-

ского, с возникновением «моды» на письменную полемику. Но

рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую

несостоятельность претензий  риторической науки.  Потеряв

опору в гомилетике,  она ищет ее в практике художественной

речи, и на первых порах это приносит успех: риторика обога-

щается мощными течениями  живой национальной речи, пыта-

ется уйти от мертвой  латыни старых учебников. Обогащается  и

теоретическая риторика. Так, в это время у английских стили-

стов появляется важное понятие амплификации как особой

группы риторических средств [124]. Это понятие было оценено

далеко не сразу.  Оно  позволило завершить деление,  начатое

античной риторикой, и  объединить в рамках фигур мысли  ам-

плификации и тропы. 

. ЭПОХА  ВОЗРОЖДЕНИЯ

 
заключение

В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый  импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская  разновидности красноречия. Ренессанс  стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника». Человеческая индивидуальность и свобода, как нигде, проявляют себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Идея обновления словесности связывалась гуманистами с принципом «подражания древним». Цель ее – найти в родном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Художественная проза и поэзия способствовали повышению речевой культуры, усиливали чуткость к звучащему слову, воспитывали эстетический вкус к речи, к ее выразительным возможностям, содействовали выработке ораторского стиля. Классическими образцами риторического искусства можно назвать монологи Гамлета, Джульетты, Макбета, короля Лира и др. Затронув важнейшие вопросы действительности (правовые, экономические, религиозные, политические), риторика обогатилась живой национальной речью, отойдя от латыни старых учебников.

Набирают силу бунтарские проповеди в лоне церкви. Итальянский  монах Савонарола (1452-1498) гневно обличает богатство и роскошь католической церкви, критикует Ватикан. Его проповеди способствовали народному восстанию 1494 г., приведшему к изгнанию из Флоренции тиранов Медичи и восстановлению республики. Идеолог чешской Реформации, вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви, ректор Пражского университета Ян Гус (1371-1415), свои проповеди произносил на простом народном языке, обладал ценной для каждого оратора способностью изменять форму изложения мыслей в зависимости от состава аудитории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. Античная  риторика и судьбы античного  рационализма. М., 1991.

2. Аннушкин В.И. История  русской риторики: Хрестоматия. М., 1998.

3. Античные риторики. М., 1978.

4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

5. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика  и риторика в вопросах и  ответах. М., 1992.

6. Ивин А.А. Основы  теории аргументации. М., 1997.

 

 

Авеличев А.К. Возвращение  риторики // Общая риторика. М., 1986.

Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Александров Д.Н. Риторика. М., 1999.

Аннушкин В.А. Риторика. Хрестоматия. М., 1998.

Античные теории языка  и стиля. М., 1956.

Аристотель. Риторика// Античные риторики. М., 1978.

Аристотель. Топика // Сочинения: в 4 т. Т.2. М., 1978.

Аристотель. О софистических  опровержениях // Там же.

Ахманова О.С. Словарь  лингвистических терминов. М., 1966.

Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

Береговская Э.М., Верже  Ж.-М. Занятная риторика. М., 2000.

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999.

Введенская Л.А. Деловая  риторика. Ростов н/Д, 2000.

Гаспаров М.Л. Цицерон  и античная риторика// Цицерон. Три  трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста// Общая риторика. М., 1986.

Граудина Л.К., Миськевич  Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Дюбуа Ж. и др. Общая  риторика. М., 1986.

Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

Ивакина Н.Н. Основы судебного  красноречия. М., 1999.

Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.

Лапенна И. Риторика. Ростов н/Д, 2000.

Лингвистический энциклопедический  словарь. М., 1990.

Логика и риторика. Учебник. Минск, 1997.

Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1999.

Лотман Ю.М. Риторика//Труды  по знаковым системам, 12. 1981.

Ораторы Греции. М., 1985.

Платон. Сочинения: в 3-х т. Т.1-2. М., 1970.

Риторика и перспективы ее изучения в школе и вузе. Ростов н/Д, 1990.

Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988.

Рождественский Ю.В. Принципы современной  риторики. М., 1999.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999.

Сергеич П. Искусство речи на суде. М, 1988.

Семиотика. М., 1983.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

Теория метафоры. М., 1990.

Фолькманн. Риторика греков и римлян. Таллинн, 1981.

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов н/Д, 1994.

Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Цицерон. Три трактата об ораторском искустве. М., 1972.

Шейнов В.П. Риторика. Минск, 2000.

Язык и моделирование  социальных взаимодействий. М., 1987


Информация о работе Риторика в эпоху Ренессанса