Риторика в эпоху Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:24, реферат

Описание

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании.

Работа состоит из  1 файл

риторика в эпоху возрождения.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

мальной логики,  возвращает богословской науке языковое

мышление.  Отрицая  средневековую трактовку Аристотеля,

культура Возрождения  берет на вооружение его риторику как

теорию и искусство  убеждения.

Некоторые философы отрицали риторику как средство

познавательной деятельности и убеждения,  оставляя за ней

роль функции совершенствования  формы, композиции и языка.

Здесь мы имеем возможность  уловить важную деталь: лексиче-

ский ряд, применяемый  с эпохи Ренессанса к художникам, взят

из древней практики восхваления поэтов,  особенно риторов.

Эпитет «божественного»  переходит к художнику прежде всего

от оратора.  Без  «божественного»  Либания, «божественного» 

Цицерона и всех прочих невозможен был бы «божественный»

Микеланджело.  Обожествление  ритора послужило первосте-

пенным прецедентом  для обожествления живописца,  ваятеля,

зодчего. В этой связи  стоит отметить, что сопоставление  живо-

писи, ваяния и зодчества  именно с ораторским искусством для

Ренессанса вполне сознательно и принципиально [3, 355–356].

Античный риторический канон послужил образцом для

теоретического обоснования  мастерства художника,  который

«изобретает» темы и  сюжеты, воплощает свой замысел в  опре-

деленной композиции, с помощью колорита достигает красоты

и богатства художественного  образа. Риторика и музыка, в по-

нимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для дру-

га и неразрывно связаны.  Если музыка берет у риторики ее134

приемы,  то риторика –  мелодику речи. То есть риторика спо-

собствовала разработке практической эстетики, в которой  тео-

ретические положения  явились приложением общих риториче-

ских принципов к  конкретной художественной практике

[88,44].

Среди выдающихся ораторов этого времени следует на-

звать Яна Гуса (1369–1415), ректора Пражского университета и

религиозного проповедника, выступившего против монополии

латыни и положившего  начало новому чешскому литературно-

му языку.

Эпоха Возрождения с  ее мировоззрением гуманизма по-

ложила начало европейской  науке. В 1453 г. падение Констан-

тинополя вызвало эмиграцию  византийских ученых,  которые

привозили с собой  книги античных мыслителей. Начался  мас-

совый перевод этих книг на латинский и другие европейские

языки. В те же годы в  середине XV века в Италии, Голландии,

Франции,  Германии возникает  европейское книгопечатание.

Создаются предпосылки  для аккумуляции знаний, их научного

обобщения и широкого распространения научных идей и  зна-

ний [128, 109].

Большим уважением в  этот период пользовались мастера

риторики в странах мусульманского Востока,  например, Кози

Ушани из Ферганы (XV–XVI вв.), автор трактата «Ключи сло-

ва», знаток человеческой психологии,  умевший убеждать соб-

ственных слушателей в любой ситуации, а также в  споре. Пре-

красными ораторами  были также такие крупнейшие мыслите-

ли,  как Ибн Сина,  Алишер Навои,  в меджлисе которого рас-

сматривались не только теологические, но также философские,

нравственные проблемы.

В эпоху Возрождения,  как указывает немецкий ученый

Яков Бургардт [73], развивались следующие виды красноречия.

1).Церковное красноречие  оказалось потеснено светскими

жанрами.  Более того,  сама латинская проповедь мало чем  от-

личается в ХV  веке от упражнений в красноречии,  т.к.  боль-135

шинство духовных лиц  находилось под влиянием классических

авторов.

Проповедь нередко рассматривалась  как образовательная

лекция с философскими рассуждениями. Бывало, что духовен-

ство уступало проповедь  светским ученым по случаю первой

обедни священника или  праздника монашеского ордена [73,

228].

2).Академическое красноречие  продолжало развиваться в

университетах и во многом стало близким к ораторскому  ис-

кусству.  Претерпевает серьезные изменения лекция как  вид

ораторской речи. Особенно украшенными были вступительные

лекции новых профессоров  или речи в начале курса [73, 227].

3).Социально-политическое  красноречие,  имеющее исто-

ки в античности,  расширило сферу своего применения.  Речи

могли произноситься  по различным политическим событиям.

Если оратор был хорошо известен, на его речь стекалось мно-

жество просвещенных людей и любителей искусств.  При на-

значении нового епископа или должностного лица в админист-

рации города кем-нибудь из гуманистов произносилась речь.

Должностные лица отвечали словом,  соответствующим слу-

чаю, например, «О справедливости». И правители города, и го-

сударственные секретари  с удовольствием обращались к  наро-

ду с речью.  О  частоте этих обращений свидетельствует  тот

факт, что рядом со зданием, возле которого правитель  обыкно-

венно произносил свое слово,  воздвигалась специальная три-

буна для оратора.

Эпидейктические памятные речи произносились во вся-

кого рода годовщины,  особенно в дни смерти государя.  Над-

гробное слово звучало  также по случаю смерти выдающихся

граждан,  его произносил в церкви кто-нибудь из гуманистов,

при этом он был одет в  светское платье. Во времена республик,

в частности, Флорентийской  республики,  на первый план вы-

ходили публичные политические речи, посвященные обсужде-

нию злободневных вопросов [73,227]. 136

4).Дипломатическое красноречие сложилось именно в

культуре Возрождения.  Возник обычай во время торжествен-

ных приемов и встреч посланников различных городов  и пра-

вительств обращаться к  ним с пышными приветственными  ре-

чами, которые могли  длиться по часу, если посланник был зна-

током и ценителем  речей. Все, даже секретные переговоры, со-

провождались не только определенной церемонией,  но и пуб-

личной речью,  которую  произносили в самой торжественной

обстановке. Речи произносились  и на латинском, и на итальян-

ском языках. Сами правители нередко прекрасно владели сло-

вом, и это умение способствовало их возвышению. Те госуда-

ри, которые не владели  искусством красноречия, редко призна-

вались в этом, речи за них произносили специальные  ораторы

[73, 226].

5).Социально-бытовое красноречие развивалось в связи с

тем,  что появилась  мода произносить речи на домашних тор-

жествах.  Если никто  из семейства не владел таким умением,

приглашался признанный оратор.  Могли пригласить кого-

нибудь из гуманистов в качестве почетного гостя. Я.Бургардт

указывает, что «даже  при обручении и в свадебных  церемониях

слово произносили не духовные лица,  а гуманисты,  но,  по-

видимому, не в церкви, а во дворце» [73, 227].

6).Военное красноречие  времен Возрождения не совсем

обычное.  Были распространены обращения правителей к вои-

нам перед сражением  для внушения мужества и после  сраже-

ния. Интересны обращения  патриотического характера к  фло-

рентийской милиции  во время смотров и ежегодных  праздни-

ков [73,228].

7).Судебное красноречие  особенно ярко выглядит в речах

адвокатов, которые умело  учитывали особенности аудитории  и

для достижения своей  цели не скупились на всевозможные ри-

торические украшения.

8).Эпистолярный жанр  получил большое распростране-

ние, поскольку в эту  эпоху на письма смотрели, как на возмож-137

ность блеснуть своей  ученостью, заслужить известность  в уз-

ком кругу,  продемонстрировать свой литературный талант.

Часто это было не столько  письмо, сколько ученая статья или

трактат о каком-нибудь предмете. Родоначальником подобного

жанра считают Петрарку. В ХV в. появляются даже специаль-

ные руководства и  пособия для желающих научиться  такому

искусству [73, 223].

9).Деловая сфера тоже  испытала влияние красноречия. 

Конечно,  не редкость и сухой чиновничий слог,  и  неправиль-

ный латинский язык,  свойственный большинству обыкновен-

ных граждан. Тем не менее, на должность секретаря при госу-

дарях, папах и архиепископах  берут, как правило, гуманистов – 

людей образованных и  талантливых.  Благодаря гуманистам

сложился особый высокий стиль канцелярии, которым эти уче-

ные секретари писали послания пап и правителей,  составляли

приказы и инструкции легатам, вели переговоры и писали ста-

тистические обзоры истории  христианских народов.

Известна сила речей  францисканского монаха Джироламо

Савонаролы (1452 –1498) –  доминиканского священника и гла-

вы Флоренции с 1494 по 1498, подчинившего своему влиянию

Флорентийскую республику.  Он поставил перед всеми задачу

нравственного и государственного преобразования Флоренции.

Обличая богатство и роскошь католической церкви,  критикуя

священников,  Савонарола говорил: «Вы –  порода свиней!  Вы

погрязли в языческом  блуде. Вы извращены во всем: в речи и в

молчании, в действии и бездействии, в вере и неверии. Церковь,

смрад от которой поднимается до самого неба, умножая свои

блудодеяния во Вселенной,  превратилась в дом терпимости.

Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты  держат

при себе куртизанок, лошадей, собак, дома их наполнены шел-

ками, духами и рабами. Их колокола звонят ради хлеба, денег и

свеч. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все

продают. Государи сластолюбивы, жадны и горды; глаза гни-

лые, уши гнилые, рты  гнилые. Долой этот позор! Никакой  по-138

щады,  никакого перемирия!  Долой бесполезные книги!  Долой

фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую нау-

ку,  которая питается лишь гордостью!  Долой Рим!  Долой

церковь»! [41]. Его проповеди  способствовали народному вос-

станию 1494 г. во Флоренции. Савонарола был обвинён в ереси

и казнён.

В своей работе «Осень средневековья» чешский исследо-

ватель Хейзинга приводит имена французских церковных  ора-

торов Винцента Феррара, Оливье Майяра, брата Ришара. Брат

Ришар,  как пишет  Хейзинга,  однажды проповедовал 15  часов

подряд в Париже. С  окончанием его проповеди все  возрыдали

горько и жалостно, от всей души сожалея, что более не услы-

шат столь прекрасных речей.

В числе риторик и  риторов эпохи Возрождения следует

назвать немецкого филолога,  профессора греческого и латин-

ского языков Филиппа  Меланхтона. 

Филипп Меланхтон (1497–1560) –  немецкий преподава-

тель, профессор греческого языка и теологии в Виттенбергском

университете,  теолог-гуманист,  евангелический реформатор,

друг и соратник Мартина Лютера.  Основным методом обуче-

ния считал проверку принятых догм рациональным понимани-

ем Писания. Для этого  необходимо знание латинского, древне-

греческого и древнееврейского языков. Благодаря своим теоре-

тическим сочинениям,  многочисленным руководствам,  ком-

Информация о работе Риторика в эпоху Ренессанса