Риторика как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2
подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических
законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и
было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Содержание

Риторика как наука и искусство. 3
История риторики. 5
Античная риторика. 5
Риторика в России. 6
Устная словесность. Бытовая речь. 9
Стиль речи. 12
Правильность речи. 13
Ошибки словоупотребления. 15
Введение. 17
Невербальные средства общения. 18
Мимика. 18
Жестикуляция. 19
Жесты, жесты, жесты.. 19
Ритмические жесты.. 20
Эмоциональные жесты.. 20
Указательные жесты.. 21
Изобразительные жесты.. 21
Символические жесты.. 22
Национальный характер жестов. 23
Литература: 25

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.15 Кб (Скачать документ)

расшифровывает их значение, говорящие  правильно понимают и используют их.

Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего  не сам по

себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда

уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная  без жеста: «Дочь у меня вот  тут сидит»?

Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или  еще

где? Указательное местоимение требует  уточнения. Но если говорящий сопроводит

эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда

сказанное приобретает смысл, что  дочь находится на полном его иждивении,

непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на

базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз

фразеологизмами, они выражают состояние  человека, его удивление, равнодушие,

смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также

различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять

голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить

руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть  руку,

погрозить пальцем, показать нос.

 

Жесты, жесты, жесты

 

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего

оратора, ответил так: «Жесты, жесты  и жесты!»

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времен, выделялись

специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства  в

своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на

жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но

ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый

кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и

значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно

Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие

движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, - Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль,

оживляет ее, в сочетании со словами  усиливает ее эмоциональное звучание,

способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что

не все жесты производят благоприятное  впечатление. Действительно, плохо, если

говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук,

вертит пуговицу, то есть повторяет  какие-то механические, не связанные со

смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают  внимание слушателя от содержания речи, мешают ее

восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего,

свидетельствуют о его неуверенности  в себе.

В зависимости от назначения жесты  подразделяются на ритмические,

эмоциональные, указательные, изобразительные  и символические.

 

Ритмические жесты

 

Ритмические жесты связаны с  ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по

телевидению, посмотрите, как часто  говорящий в такт речи размахивает  рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение

речи, место пауз, то есть то, что  обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая  их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в

правую сторону. При этом и гласные  звуки произносятся несколько растянуто. Во

втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой

руки, напоминающие рубку капусты.

 

Эмоциональные жесты

 

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть,

огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это

проявляется не только в подборе  слов, в интонации, но и в жестах. Жесты,

передающие разнообразные оттенки  чувств, называются эмоциональными. Некоторые

из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты  стали

общезначимыми. Например: бить себя в  грудь, стукнуть кулаком по столу,

хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться  спиной, пожать плечами, развести

руками, указать на дверь.

 

Указательные жесты

 

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери,

возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!»

В таких ситуациях требуется  указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то

предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там,

подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным,

большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют  условный характер. Так, когда говорящий

показывает себе на грудь - слева, где  сердце, говоря: «У него тут (жест)

ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

.

Бывают случаи, когда расшифровка  жеста определяется ситуацией. Вот  несколько

примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем

место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет

узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора  делает ему тот же знак, но жест уже

равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».

Указательный жест рекомендуется  использовать в очень редких, необходимых

случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно

указать.

 

Изобразительные жесты

 

А, теперь, проведем эксперимент. Задайте  тому, кто находится сейчас рядом  с

вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?»

В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение

правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по

горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы

убедитесь, что почти все без  жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно

дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая

спиралью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а

также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы

изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту,

который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

·         если не хватает  слов, чтобы полностью передать представление;

·         если одних  слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная

эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность,

неуверенность в том, что адресат  все понимает);

·         если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя

дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры:

нельзя этими жестами подменять  язык слов.

 

Символические жесты

 

Вы, несомненно, не один раз были в  театре, на концерте, смотрели выступление

актеров по телевидению. Вспомните, как  они жестикулируют, заканчивая

выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест - поклоны, как  символ

благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер

широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья  сидящих в

зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди  и низко

кланяются. Этот жест символизирует  сердечное отношение, любовь актера к

зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий  Александр Маслюков представляет судей.

Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает

кивок головой; другой поднимает обе  руки вверх, соединяет ладони и покачивает

руками; третий кланяется; четвертый  приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные

руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают

превосходство. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову -

признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. Так,

существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью

правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает;

Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности - рука сжимается  в кулак (вариант: два кулака). Он

используется, когда говорят: Он очень  упорный; Какая она упрямая; В  нем

чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или

двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет,

нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления, антонншгеностн - кисть руки исполняет движение в

воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда - сюда

ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие  и

маленькие.

старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты.

Это - жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о

выступлении какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и

старается изобразить его. Другими  словами, оратор перевоплощается, как  актер,

он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ  того, о ком

рассказывает.

Нам кажется, в таком случае следует  говорить не об особом виде жестов, а  об

элементах, актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем

предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный

жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным

жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается -

символический жест (покачивание рукой  из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают очень  экспрессивными, придают речи грубоватый,

фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой

палец, когда остальные сжаты  в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье

пальцем по шее с правой стороны - «выпить бы»; кручение пальцем около  виска,

что означает «из ума выжил», «разума  лишился».

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен

свидетельствовать о движении мысли  и чувств оратора, являться физическим

выражением его творческих усилий.

Неоправданный жест, жест ради жеста  не украшает речь, «вызывает смех и

унижает идею». Вот почему уже в  первых руководствах по красноречию  давались

советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830)

Информация о работе Риторика как наука и искусство