Риторика как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2
подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических
законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и
было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Содержание

Риторика как наука и искусство. 3
История риторики. 5
Античная риторика. 5
Риторика в России. 6
Устная словесность. Бытовая речь. 9
Стиль речи. 12
Правильность речи. 13
Ошибки словоупотребления. 15
Введение. 17
Невербальные средства общения. 18
Мимика. 18
Жестикуляция. 19
Жесты, жесты, жесты.. 19
Ритмические жесты.. 20
Эмоциональные жесты.. 20
Указательные жесты.. 21
Изобразительные жесты.. 21
Символические жесты.. 22
Национальный характер жестов. 23
Литература: 25

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.15 Кб (Скачать документ)

способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое

сознание народа в бытовых и  профессиональных формах, науку о  языке» [6, с.

413-414].

Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми

возможностями языка, включая его  творческое использование. Ей присуще  строгое

соблюдение всех норм, безусловный  запрет грубых выражений.

Среднелитературная  характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным

насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой

культуры является большинство  образованных горожан; проникновение  ее в

некоторые современные средства массовой информации, художественные

произведения способствует широкому распространению.

мастерски, менеджмент, мизерный, мытарство, намерение, некролог, нормировать,

нефтепровод, обеспечение, обетованный, облегчить, оптовый, откупорить,

парфюм, пасквиль, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить,

премирование, пломбировать, принудить, раджа, рэкетир, свекла,

сосредоточение, средство, столяр, таможня, творог, толика, тяжба, тефтели,

углубить, украинский, умерший, уставный (фонд), феномен, ходатайствовать,

холеный, христианин, цемент, щавель, экзальтированный, языковой (относящийся

к словесному выражению мыслей).

Часто речевые ошибки связаны с  нарушением грамматических норм:

морфологические требуют правильного  образования грамматических форм слов

разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение

словосочетаний и предложений. Обратимся к ряду сложных случаев:

1.Обозначения лиц по профессии,  должности, ученому или воинскому  званию

сохраняют форму мужского рода и  в том случае, если относятся к  женщине.

Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая ...

2.При выборе вариантного окончания  имен существительных именительного  падежа

множественного числа следует  знать, что окончание ы (и) - книжное:

бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора,

директора (эти слова утратили оттенок  книжности).

3.Предпочтительными являются следующие  формы имен существительных

родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин,

калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров;

ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов;

ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов,

мандаринов, помидоров, шампиньонов.

4.Предлоги «благодаря», «вопреки»,  «согласно» требуют после себя  имени

существительного или местоимения  в дательном падеже. Например, вопреки

указаниям, согласно приказу.

5.Если подлежащее имеет в  составе существительное с количественным  значением

(большинство, ряд, часть), то  сказуемое может стоять в единственном и во

множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены

предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и

раздельность действия каждого  лица.

Например: Ряд бизнесменов направлен  за рубеж. Большинство сотрудников  отдела

заявили, что они не согласны с  позицией администрации.

6.Если в роли подлежащего  выступает количественно - именное  сочетание, то

форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а

форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например:

Пять менеджеров отправилось в  поездку (группой). Пять менеджеров отправились

в поездку (каждый с самостоятельным  заданием).

Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора

слова из ряда единиц, близких ему  по значению или по форме; употребление его

в тех значениях, которые оно  имеет в языке; уместность его  использования в

той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

 

Ошибки словоупотребления

 

Следует избегать типичных ошибок словоупотребления.

1.Неразличение паронимов.

Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение.

Правильно употребляйте паронимы! (из «Словаря паронимов современного русского

языка» Ю. А. Бельчикова, М. С. Панюшевой (М. , 1994).

Абонемент - документ, представляющий право на пользование чем -  либо, на

какое - либо обслуживание, а также  само это право.

Абонент - тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых

коммунальных служб.

Выплата - выдача платы за что - либо; уплаты долга частями или полностью.

Оплата - выдача, внесение денег за что - либо, в возмещение чего - либо;

уплачиваемые за что - либо деньги.

Плата - расчет за что - либо, уплата; вознаграждение за труд по найму;

денежное возмещение за пользование  чем - либо, за услуги; вознаграждение

(переносное).

2.Неуместное употребление иностранных  слов вследствие незнания их  значения.

Приведем толкование ряда распространенных заимствований (из «Толкового

словаря иноязычных слов Л. П. Крысина (М. , 1998).

Автаркия - экономическое обособление  страны, направленное на создание

замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза  товаров

из-за границы.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные

учреждения.

Дебитор - должник.

Дилер - лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы;

биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг.

Дилемма - положение, при котором  выбор одного из двух противоположных  решений

одинаково затруднителен.

Дистрибьютор - лицо или учреждение, занятое размещением на рынке  сбыта

товаров, производимых каким - либо предприятием.

Инсинуация - клеветническое измышление.

Истеблишмент - правящие и привилегированные  группы общества, а также вся

система власти и управления, с  помощью которой они осуществляют свое

господство.

Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью

фиксировать соответствие результатов  этого процесса первоначальным

предположениям.

Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший  на спекуляциях.

Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем - либо.

Паблисити - известность в обществе, популярность, слова; реклама,

рекламирование кого-нибудь.

Сервер [сэ] - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки

информации.

Фиаско - неуспех, полная неудача.

 

Введение

 

Жесты, мимика, интонации - важнейшая  часть делового общения. Порой с  помощью

этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с

помощью слов. Наверное, каждый может  вспомнить, как он сам прибегал к

красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая

информация пользуется большим  доверием. Если между двумя источниками

информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит

человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего

доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз

утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств-

38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами,  не столь значимо, что

говорится, а как это делается.

 

Невербальные средства общения

 

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов

собеседника, но и умением правильно  оценить поведение участников общения, их

мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык

невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет

говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники

диалога владеют собой, как они  в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный  и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово

застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная  улыбочка,

то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело -

взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие,

располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой,

отвел взгляд в сторону, и вы понимаете  без слов, что он не верит вам, считает

создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди

контролировать свое поведение, следить  за мимикой и жестами, удается  это не

всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение

то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться

понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время  общения?

 

Мимика

 

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной

риторике» профессора русской и  латинской словесности Н. Кошанского (С.-

Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души,

как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука

не дает огня очам и живого румянца  ланитам, если холодная душа дремлет  в

ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством

души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше  понять оппонента, разобраться, какие  чувства он

испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз

кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют  об удивлении, опущенные вниз

брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые

зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ,

а счастье - спокойные глаза, приподнятые  внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь

«расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо

знать, в какой степени он сам  владеет мимикой, насколько она  выразительна.

В связи с этим рекомендуется  изучить и свое лицо, знать, что  происходит с

бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то

постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще

нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически

произносите перед зеркалом несколько  разнообразных по эмоциональности

(печальных, веселых, смешных,  трагических, презрительных, доброжелательных)

фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую

эмоцию.

 

Жестикуляция

 

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем,

сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто  он ими

сопровождает свою речь. И вот  что удивительно. Языку учат с  детства, а жесты

усваиваются естественным путем, и  хотя никто предварительно не объясняет, не

Информация о работе Риторика как наука и искусство