Риторика как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2
подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических
законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и
было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

Содержание

Риторика как наука и искусство. 3
История риторики. 5
Античная риторика. 5
Риторика в России. 6
Устная словесность. Бытовая речь. 9
Стиль речи. 12
Правильность речи. 13
Ошибки словоупотребления. 15
Введение. 17
Невербальные средства общения. 18
Мимика. 18
Жестикуляция. 19
Жесты, жесты, жесты.. 19
Ритмические жесты.. 20
Эмоциональные жесты.. 20
Указательные жесты.. 21
Изобразительные жесты.. 21
Символические жесты.. 22
Национальный характер жестов. 23
Литература: 25

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 67.15 Кб (Скачать документ)

1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Первым учебником риторики на русском  языке было « Краткое руководство  к

риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М.В.Ломоносова. До этого

времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно-славянском

языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой

предложенной материи красно говорить и писать.». Данное определение риторики

отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая

учит искусному - не только устному, но и письменному общению.

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова

(И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, А.С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно

отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития  к

пользе и употреблению юношества  сочинённый». В названии книги точно отражён

её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики

получили широкое распространение  в России: для дворян (Феоктист Мочильский),

в пользу молодых девиц (К.Глинка), для учащихся в российских духовных

училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.

Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских

странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм,

рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией

словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная

речь, тропы), а затем (конец XIX –  начало XX вв.) культурой речи (где  главным

предметом внимания становятся нормы  литературного языка). В школе  занимаются

развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется  обучению с

помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты.

При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось

известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась

как риторическая.

Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени

преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею

организованная, существует как в  устной, так и в письменной форме; она все

более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций

поэтики.

Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики - характеристики

взаимодействия и воздействия  мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета.

Современная риторика непредставима  вне лингвистики текста, герменевтики

(науки о восприятии), семиотики  (науки о способах означивания  и характерах

знаков), психологии, физиологии, а  также дидактики.

Сейчас в активе риторики труды  Барта и в целом неориторической группы «Мю»,

опубликованные на русском языке  в сборнике « Общая риторика» (1986), работы

Лотмана, Б.А.Успенского, в известной  мере продолженные коммуникативно-

лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и

фрагментов «Об ораторском искусстве», 1967 г. - сборник «Мастерство устной

речи», в 1978 г. появилось издание  «Античные риторики», включившие работы

Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем

литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные

библиографические справочники содержатся в номерах журнала «Риторика»,

издаваемом с 1995 года.

 

Устная словесность. Бытовая  речь.

 

Речь - это форма существования  языка, его воплощения, реализация. Под речью

понимают использование человеком  языковых богатств в жизненных ситуациях,

результат процесса формулирования и  передачи мысли средствами языка. Речь

отдельного говорящего обладает особенностями  произношения, лексики, структуры

предложений. Таким образом, речь конкретна  и индивидуальна.

 

Письменная

Устная


 

 

Монологическая

Диалогическая


 

Выделяют следующие виды речи:

 

Внешняя


 

 

Внутренняя


 

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован в

начале XX века психологом Л. С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима,

включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности:

опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского

языка выпадают гласные, не несущие  смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь

человека - его размышления, планы, споры с самим собой, переработка

увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне.

Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод

внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе

порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать  не могу».

Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Различия между  ними

определяются:

1. Способами кодирования. Устная  речь - произносимая, звучащая, слышимая -

выражена звуками (акустическим кодом), а письменная - видимая, написанная -

буквами (графическим кодом).

2. Механизмами порождения. Письменный  текст, как правило, - подготовленный, -

записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию.

Устная речь не имеет таких возможностей, она спонтанна, т. е. создается в

момент говорения, поэтому требует  огромной тренировки, быстроты выбора слов,

автоматизма синтаксического конструирования.

3. Механизмами восприятия. Устная  речь должна восприниматься сразу,

письменная осмысливается при многократном чтении.

4. Грамматическими и лексическими  особенностями. В письменной речи  четче

подбираются слова, преобладает книжная  лексика, сложные развернутые

предложения, страдательные конструкции. В устной наблюдаются повторы,

неполные, простые предложения. Известен предел, ограничивающий количество

слов звучащей речи: от пяти до девяти.

5. Видами норм. Только к устной  речи предъявляются орфоэпические  требования,

и только к письменной - орфографические, пунктуационные и каллиграфические.

6. Выразительными возможностями.  Устная речь обладает средствами  звуковой

выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими

ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. Знаки препинания,

кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности

письменного текста.

7. Характером адресата. Устная речь  зависит от того, как ее воспринимают,

потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг

друга. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим.

Органическую связь между двумя  видами речи психологи объясняют  наличием общей

основы - внутренней речи. Процесс  порождения высказывания чаще всего  имеет

такую структуру: мысленная подготовка фразы - воображаемое проговаривание с

микродвижениями речевого аппарата - графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная - произнесена. Например,

письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной

речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как  письменная

речь в устной форме.

При подготовке и в процессе публичного выступления возникает противоречие

между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный

лингвист, называл ораторский монолог  «подделкой письменной речи под устную».

Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две

«стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или  слишком

строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной,

ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела

перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для

стремительных темпов и ритмов XX века. А также ... другое качество:

способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться»

[4, с. 176]. Среди источников хранения  вербальной информации доминируют

аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким

образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог

представляет собой развернутое  высказывание (элементарная единица  текста)

одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической

особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей

угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог -

это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей.

Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то

есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например,

ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен  высказываниями между двумя или

несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула  и

реплики - реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая

речь - первичный, естественный вид  общения. В бытовом диалоге партнеры не

заботятся о форме и стиле  высказывания, откровенны. Участники  публичного

диалога учитывают присутствие  аудитории, строят речь литературно.

 

Стиль речи

 

Известный лингвист Е. Н. Ширяев так  определяет понятие «культура речи»:

«Культура речи - это такой выбор  и такая организация языковых средств,

которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых

норм и этики общения позволяют  обеспечить наибольший эффект в достижении

поставленных коммуникативных  задач [5, с. 57]. Наука, занимающаяся проблемами

нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию

языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три  составляющих

компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка

высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным  нормам?

2.Является ли речь «хорошей»,  уместной в определенной ситуации, действенной,

искусной?

3.Соответствует ли речь правилам  этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в

свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую

гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в

себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых

произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение  словесных

и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины  мира,

Информация о работе Риторика как наука и искусство