Речевая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Культура речи и ее аспекты. Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Еще в 20-е годы известный филолог Г. О. Винокур подчеркивал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». Об этом же писал и С. И. Ожегов: «

Работа состоит из  1 файл

Речевая культура.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы у окружающих не создавалось впечатление, что руководитель говорит о своих личных нуждах, желательно, чтобы каждый раз, отдавая подчиненным устные рас­поряжения, руководитель исключал личные местоимения я, мне. Сказанное не распространяется на такие высказывания руководителя, которые начинаются со слов я думаю, мне думается.

На практике часто случается, что руководитель, чтобы подчеркнуть свою занятость, упирает взгляд в бумаги и не поднимает головы при появлении посетителя. Тот уже вошел и поздоровался, а начальник все еще не отрывается от бумаг. Надо ли говорить, что такого рода ситуация демонстрирует неуважение к человеку? Разговаривая с подчиненным, естественно, необходимо быть предельно внимательным к нему и не отвлекаться на какие-либо посторонние дела. Так, нужно к минимуму свести телефонную беседу, которая неожиданно может состояться, или диалог с третьим лицом, вторгшимся во время встречи. Особенно это относится к телефонным разговорам неслужебного характера. Такое поведение не только может быть истолковано как отсутствие должного уважения к собеседнику, но и представляет собой растрату времени самого руководителя, ибо беседа с перерывами порождает необходимость вновь возвращаться к уже рассмотренному вопросу.

Опытный руководитель, будучи вынужден дать отрицательную оценку действию подчиненного, характеризует факт, действие или бездействие и избегает общих оценок работника как такового. Это, конечно, не значит, что подобные оценки неправомерны и не нужны. В надлежащих случаях они, разумеется, необходимы. Однако если старший по должности в связи со сравнительно небольшой ошибкой или нарушением со стороны подчиненного делает в его присутствии общие выводы о нем как о работнике, то это никак не способствует установлению нормальных деловых отношений.

Не следует при третьих лицах давать отрицательные оценки действиям подчиненного в его отсутствие. Ведь здесь вполне реальна опасность дополнения того, что сказал руководитель, различного рода подробностями, которые настолько исказят его слова, что подчиненный вместо того, чтобы задуматься над своими недостатками, будет стремиться «выяснить отношения» с руководителем или затаит на него обиду.

Необходимо также знать, что не всегда уместно давать отрицательную оценку публично. Здесь необходимо учитывать и характер ошибки, и особенности личности работника. Самолюбивый человек воспринимает болезненно сам факт высказывания отрицательной оценки при других людях. В подобном случае содержание этой оценки, ее истинность или неистинность могут быть поставлены под сомнение.

Форма высказывания отрицательной оценки, а также тон, каким она дана, выражение лица руководителя, – все это небезразлично подчиненному. Важно, чтобы сотрудник усмотрел в форме выражения отрицательной оценки заботу об интересах дела, а не стремление унизить его, показать свою власть.

Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем членам коллектива применялись одинаковые мерки при оценке их работы. В подходе к подчиненным наиболее целесообразен принцип эмоциональной нейтральности, требующий ко всем сотрудникам относиться одинаково вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Положительные оценки деятельности подчиненных, выраженные в самых разных формах, – одно из наиболее важных средств морального стимулирования труда. Даже простое «спасибо» или «благодарю», сказанное руководителем, и притом не обязательно в присутствии других людей (что, конечно, желательно), – уже есть та положительная оценка, которая становится важным моральным стимулом труда для работника. При этом важно знать, что поощрение в любой форме не должно откладываться в «долгий ящик», а следовать непосредственно за тем, что явилось поводом для него.

Если речь идет о добром слове со стороны руководителя, то надо иметь в виду не только похвалу за хорошо сделанную работу, но и любое иное проявление человеческой теплоты. Так, внимательный к сотрудникам руководитель не забудет поздравить их с наступающим праздником. Он знает памятные для сотрудников даты, особенно годовщины трудовой деятельности, и понимает, что даже небольшой знак внимания к человеку способствует созданию атмосферы взаимного уважения и доверия.

Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют также привлечение внимания, пожелание, одобрение, отказ, сочувствие, соболезнование, приглашение, совет, комплимент и др.

Этикетные ситуации имеют свой словарь, обладающий большим количеством вариантов. Приведем список некоторых речевых оборотов с их стилистической характеристикой.

 

Нейтрально

Официально

Приветствие

Здравствуйте, Лидия Ивановна

Здравствуйте, коллеги

Добрый день

Рад Вас приветствовать

Здравствуй, Игорь

Разрешите приветствовать Вас

Добрый вечер

 

Доброе утро

 

С добрым утром

 

Прощание

До свидания

Позвольте откланяться (в речи

Всего доброго

лиц старшего поколения)

Всего хорошего

Позвольте  попрощаться

Будьте здоровы

Разрешите проститься

До встречи

Разрешите удалиться

До скорой встречи

Обращение

Дорогие друзья

Уважаемые коллеги

Друзья мои

Глубокоуважаемый председатель

Дорогие гости

Господа

Леонид Владимирович

Госпожа Иванова

 

Дамы и господа

 

Многоуважаемый Леонид Олегович

Извинение

Простите

Простите, пожалуйста, я

Извините меня

Приношу Вам свои извинения

Прошу прощения

Мне надо принести Вам

свои извинения

Ради бога, простите

Простите, я не хотел

 

Просьба

Пожалуйста

Будьте любезны

Будьте добры

Не откажите в любезности

Разрешите

Сделайте одолжение

Можно

Не будьте ли Вы так любезны

Прошу вас

Не сочтите за труд

У меня к вам просьба

Не возражаете, если я

Разрешите, пожалуйста

Не согласились бы Вы

 

У меня к Вам большая просьба:

Вы не могли бы

Благодарность

Спасибо

Спасибо Вам

Очень (крайне, чрезвычайно)

признателен

Большое спасибо

Очень тронут Вашим вниманием

Большое Вам спасибо

Разрешите поблагодарить Вас

Я Вам бесконечно благодарен

Я Вам очень обязан

Ответы на благодарность

Пожалуйста

Не стоит благодарности

За что меня благодарить

Вы очень любезны

На здоровье

Вы так предупредительны

Поздравления

Поздравляю Вас

Позвольте Вас поздравить

С праздником

Примите мои поздравления

С праздником Вас

Разрешите Вас поздравить


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введенская, Л. А. Деловая риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ», 2000. – 510 с.

2. Введенская, Л. А. Искусство речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1979. – 95 с.

3. Введенская, Л. А.. Композиция публичного выступления [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1976. – 54 с.

4. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи : Современная риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 572 с.

5. Дюбуа, Ж. Общая риторика [Текст] / Ж. Дюбуа [и др.] ; пер с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумовой ; общ ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. – М. : Прогресс, 1986. – 391 с.

6. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично [Текст] / Д. Карнеги. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. – 192 с.

7. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Карнеги; пер. Ю. В. Семенова. – М. : Знание, 1991. – 64 с.

8. Лукашанец, А. А. Общество – язык – политика [Текст] / А. А. Лукашанец [и др.]. – Мн. : Вышэйш. школа, 1988. – 221 с.

9. Михневич, А. Е. Лекторское мастерство [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. Е. Михневич А. Е. [и др.]. – Мн. : Вышэйш. школа, 1975. – 269 с.

10. Михневич А. Е. Лектору о технике и выразительности публичной речи [Текст] / А. Е. Михневич. Мн., 1973. – 18 с.

11. Михневич, А. Е. От монолога к диалогу : О формах и методах активизации общения лектора и аудитории [Текст] / А. Е. Михневич. – Мн., 1988. – 21 с.

2

 



Информация о работе Речевая культура