Общая и частная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

пед.риторика.docx

— 53.70 Кб (Скачать документ)

- познание студентами  сути речевого идеала как компонента  культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.

Такова концепция  курса педагогической риторики, которая  позволяет решить сформулированные выше задачи.

Курс педагогической риторики может быть реализован на любых факультетах высших учебных  заведений педагогического профиля. Он рассчитан на 100-140 часов аудиторной работы, но может быть минимизирован  с учетом специфики задач обучения. Предлагаемый в программе материал может быть освоен в виде лекционного курса и обязательных лабораторных (практических) занятий, так как только в этом случае возможно решение основных задач курса, обеспечение его практической направленности.

В процессе реализации курса  предусматривается выполнение студентами письменных и устных заданий на основе анализа видеозаписей, постоянных целенаправленных наблюдений за речью в различных  ситуациях общения, в том числе  и профессионального. Кроме того, в течение семестра проводится не менее двух контрольных работ.

Специфика изучения курса  “Педагогическая риторика” связана  с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным  использование пособий, учебников, монографий, которые указаны в  списках литературы к каждому  разделу и которые в определенной степени помогут преподавателю  и студенту в осмыслении программного материала.

Курс педагогической риторики более десяти лет в различных  вариантах и модификациях читается в МПГУ. Данная программа скорректирована  с учетом реальной практики преподавания этой дисциплины на филологическом факультет МПГУ.

При составлении программы  были использованы учебно-методические материалы (программы, учебные пособия для школы и вузов, методические разработки и комментарии), подготовленные членами кафедры риторики и культуры речи МПГУ, материалы научных исследований аспирантов и докторантов кафедры, монографии, учебники, статьи преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов. Основой содержания раздела программы “Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал” являются идеи и методологические подходы к решению этой проблемы, разработанные проф. А. К. Михальской.

 

 

Роды и виды красноречия

 

1.1 Социально-политическое красноречие

 

К социально-политическому  красноречию можно отнести выступления  на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные, социально-бытовые темы, по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на собраниях, конференциях, съездах, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские и парламентские речи. Некоторые виды красноречия могут носить черты официально-делового и научного стиля речи, так как составляются в соответствии с официальными документами, в них дается научный анализ. Основная цель социально-политических речей - дать информацию слушателям о каких-либо фактах.

Талантливыми политическими  ораторами были М.А. Бакунин, русский  революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П.А. Кропочкин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В.И. Засулич, одна из организаторов группы "Освобождение труда".

Пролетарскими ораторами  были рабочий-ткач, активный участник революционного движения 70-х годов  П.А. Алексеев и один из организаторов "Северного союза русских рабочих" С.Н. Халтурин.

В наши дни стремительно развивается демократическое парламентское  красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений и которое имеет свои правила  и этические нормы, связанные  с дискуссионным направлением речи. Анализ речей политических деятелей и деятелей культуры позволяет увидеть  все многообразие использования  композиционных и языковых средств в выступлении. Стиль политического выступления - явление сложное, многогранное, оно складывается из многих черт, которые по-разному вступают во взаимоотношения друг с другом и играют разную роль в этой сложной системе. Речи этих ораторов, имея общие стилевые черты, присущие публичному выступлению, в то же время весьма индивидуальны по стилю. Они увлекают нас содержанием, большой эмоциональностью', блестящим слогом. Сравнивая их выступления, мы полнее осознаем своеобразие системы политической речи. Ценность в речах ораторов выразительных средств как элемента формы, в первую очередь средств эмоциональности, образности к элементов композиции, определяется характером связи этих средств с содержанием, видом и целями выступления. Эти средства не" играют роль украшения, которое можно механически переносить из -речи в речь или без которого можно бы вообще обойтись. Они выступают в системе, конструируя выступление. Стиль выступлений каждого оратора разнообразен и по форме речи, и по словарю, и по средствам художественности, и по композиции.

 

1.2 Академическое красноречие

Академическое красноречие (лекция вузовская, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция) - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Виды этого красноречия характеризуются большой информативностью, познавательной направленностью, логичностью суждений, в них сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются принципиально новые подходы к известным явлениям. Академическое красноречие представляет собой активное средство гражданского воспитания, развития творческого мышления, средство эстетического воздействия на слушателей.

 

Лекторское красноречие - это искусство, и выдающиеся профессора всегда оставляли глубокий след в  сердцах своих учеников. Вот что  писал, например, Р.К. Баландин о В.И. Вернадском: "Чем определяется мастерство лектора? Каковы критерии этого? На что более должна походить лекция: на яркий фейерверк, вызывающий восторг у слушателей, или на посев, результаты которого вызревают не вдруг, исподволь, подчас незаметно, но плодотворно? Казалось бы, для Вернадского вопрос этот решался однозначно: лекция, сообщение, доклад - один из способов передачи информации. В действительности было не совсем так. Ученый хорошо понимал: всякое публичное выступление, даже посвященное научным проблемам, несет элемент искусства. Он заботился об организации материала лекции, стиле и тональности изложения, с тем, чтобы держать слушающих в напряжении и в то же время не утомлять монотоном" (Живое слово науки, 1981, 28-29).

В России академическое  красноречие сложилось в первой половине XIX века с пробуждением общественно-политической мысли. Однако еще в XVIII веке Е.Р. Дашкова, руководитель Академии наук и президент  Российской академии, в состав которой  входил Академический университет, вводит чтение лекций и даже просит у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы по основным отраслям наук для всех желающих "на российском языке", что будет способствовать распространению просвещения. И ежедневно в течение четырех летних месяцев крупнейие специалисты читают публичные лекции по основным отраслям наук: С.К. Котельников - математику, Н.Я. Озерецковский - естественную историю, Н.П. Соколов, Я.Д. Захаров-химию, В.М. Севергин - минералогию, А.К. Кононов, М.М. Гурьев - физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.

В 40-60 годы XIX века на многие университетские кафедры приходят молодые ученые, воспитанные на идеалах  декабристов и европейских революций. Это совпадает с мощным общественно-политическим подъемом в России. Университетские  кафедры становятся общественной трибуной для проповеди передовых идей.

Один из выдающихся ученых, общественных деятелей и лекторов первой половины XIX века - Т.Н. Грановский, профессор  Московского университета, с именем которого связывают развитие гражданских  традиций в русской лекторской школе. Его лекции стали крупнейшим общественно-политическим явлением того времени. Публичные выступления  Т.Н. Грановского по истории Западной Европы, ежегодные курсы по всеобщей истории в Московском университете пользовались огромной популярностью. Главным предметом исследований ученого была история западноевропейского  средневековья. Но его интересы были гораздо шире, охватывали также древнюю, новую и новейшую для того времени  историю, живо интересовался он и  отечественной историей, ее методологическим осмыслением, связью прошлого с современными вопросами. Профессор. Л. Панина говорила об ученом: "Т.Н. Грановский был прирожденным оратором. Он и сам чувствовал и  сознавал это свое призвание. "Что  такое дар слова? - писал он друзьям. - Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть геплая душа и убеждения". И трудно выразить это точнее. "Художником на кафедре" называл Т.Н. Грановского профессор К.Д. Кавелин, с актером сравнивал русский историк профессор М.С. Соловьев. Все лекции Т.Н. Грановского были очень эмоциональны и художественны. Каждая его лекция воспринималась как законченное художественное произведение" (Этюды о лекторах, 1974,20-22).

Как замечательный лектор и автор знаменитого курса  истории известен.В.О. Ключевский - русский историк второй половины XIX- начала XX века. Академик М.В. Нечкина писала о В.О. Ключевском: "Глубокое знание предмета и художественные особенности мышления позволяли Ключевскому как бы видеть то, о чем он говорил. Он конкретно представлял себе прошлое и воссоздавал в воображении слушателей, но не просто как "картинку", а как основу своего научного вывода. Он проникал в строй старой жизни и зримым образом познавал ее. Он, по мнению современников, владел даром "художественного внушения" (Этюды о лекторах, 1974, 51).

Гражданские традиции, утверждаемые Т.Н. Грановским, получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности многих ученых. Видными представителями русской  лекторской школы были С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.И. Вавилов, И.И. Соллертинский  и многие другие. Замечательные выступления  этих ораторов захватывали аудиторию, мощно властвовали над нею.

Судебная речь призвана оказывать целенаправленное и эффективное  воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и  присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или  обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь. К ним  примыкают общественно-обвинительная  и общественно-защитительная речи, а также самозащитительная речь, которые в судебном процессе занимают второстепенное место. Они произносятся сравнительно редко и по содержанию примыкают к двум основным.

Русское судебное красноречие  начинает развиваться во второй половине XIX века после судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных. Судебные речи талантливых русских дореволюционных  юристов С.А. Андреевского, / Ф. Кони, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, А.И. Урусова, П.А. Александрова, Н.И. Холева, В.И. Жуковского, Н.П. Карабчевского, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия. Одни ораторы, например Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, П.А. Александров, В.Д. Спасович, Н.И. Холев, дают детальный разбор обстоятельств дела, подробно анализируют доказательства, умело подбирают аргументы, убедительно обосновывают выводы. Другие ораторы блестяще владеют полемикой с обвинителем, таковы речи В. Д Спасовича, К.К. Арсеньева. В речах С.А. Андреевского, А. Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусова, К.Ф. Хартулари находим тонкий психологический анализ событий, характера и действий подсудимого.

Дореволюционное судебное красноречие, отражая объективный  подход к исследованию обстоятельств  дела, пронизано глубоким психологизмом, поскольку ораторы старались  сильно воздействовать на чувства присяжных  заседателей и слушателей. Доказательная сторока судебной речи в настоящее время приобретает гораздо большее значение, чем психологический анализ. Советская адвокатура выдвинула немало талантливых судебных ораторов (И.Д. Брауде, Л.А. Ветвинский. С.К. Казначеев, Я.С. Киселев, В.Л. Россзльс и др.), создавших и разработавших принципы и стиль судебной речи.

Судебный процесс - это  разбирательство уголовного или  гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое  происходит в обстановке поисков  истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести  законный и обоснованный приговор, для того чтобы каждый совершивший  преступление был подвергнут справедливому  наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности  и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная  речи. Судебные прения представляют собой  полемику по материалам конкретного  дела и помогают суду лучше разобраться  в фактических и юридических  обстоятельствах дела.

Прокурор, являясь представителем органов надзора, в судебном заседании  выступает государственным обвинителем, защитником интересов общества и  государства, и его основная процессуальная задача - помочь суду правильно оценить  как отягчающие, так и смягчающие ответственность подсудимого обстоятельства, вынести законный, справедливый приговор.

Адвокат, являясь защитником законных прав подсудимого, должен проанализировать материалы дела с точки зрения защиты, доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования, а также проанализировать причины совершения преступления и  смягчающие вину обстоятельства.

Обвинительная речь прокурора  и защитительная речь адвоката служат выяснению истины, вынесению справедливого  приговора, в чем и состоит  ближайшая цель судебной речи. Чем  глубже и убедительнее проанализированы в речи обстоятельства дела, тем  большее влияние оказывает она  на выносимый судом приговор. Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанные  функции, определяющие содержание судебного  красноречия.

 

1.3 Социально-бытовая речь

красноречие выступление  речь

К социально-бытовому красноречию  относится юбилейная речь (посвященная  знаменательной дате или произнесенная  в честь отдельной личности, носящая  торжественный характер), приветственная речь, застольная речь (произносимая на официальных, например, дипломатических, приемах, а также речь бытовая), надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни, например, речь В.И. Ленина "Памяти Я.М. Свердлова" на заседании ВЦИКот18 марта 1919 г.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное красноречие, для которого характерно пристрастие  к высокому слогу, пышным, искусственным  сравнениям и метафорам. На этот вид  красноречия сильно повлиял классицизм, господствовавший в то время в  литературе и искусстве. Приведем в  качестве примеров несколько речей  подобного типа. "Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года" М.В. Ломоносовым (Греч, ч. I), 1830, 236-266), - светская речь, относящаяся  к панегирикам, составлена в лучших традициях этого вида ораторского  искусства. Речь выдержана в торжественном  стиле. Иногда эта торжественность, даже витиеватость, достигает такой  степени, что затемняет содержание. Сначала Ломоносов долго восхваляет Елизавету, вступившую на престол после  смерти Петра I: "Священнейшее помазание  и венчание на Всероссийское Государство  всемилостивейшей Самодержицы нашей празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение, каковому в ее рождении и в получении отеческого достояния чудимая" (Греч, ч. II, 236). После восхваления Елизаветы Ломоносов сказал: "Итак, когда несравненная государыня наша предзнаменованное в рождении, полученное мужеством, утвержденное победоносным венчанием и украшенное преславными делами отеческое царство возвысила: то по справедливости всех дел и похвал его истинная наследница. Следовательно, похвалял Петра, похвалим Елисавету" (Греч, ч. II, с. 240). Такой ход позволил оратору перейти к рассказу о Петре I. И далее в таком же высоком стиле перечисляются заслуги Петра I: распространял знания, науки, развивал военное дело, защищал отечество и т. д. Довольно подробно в пространной речи обрисовывается облик Петра I. И заключение таково: "А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился; мы тобою возвышены, укреплены, просвящены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!" (Греч, ч. II, 265). В таком же стиле М.В. Ломоносов произнес "Слово похвальное Государыне Императрице Елисавете Петровне" 26 ноября 1749 г. (Греч, ч. II, 266-287).

Информация о работе Общая и частная риторика