Общая и частная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание

Теория красноречия в России XIX в. считалось наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным. К частной риторике относилось составление официальных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

пед.риторика.docx

— 53.70 Кб (Скачать документ)

     Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

     Общими  особенностями попустительского  и авторитарного стилей общения,  несмотря на кажущуюся их противоположность,  являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Альтернативой  этим стилям общения является  диалогический стиль участников  педагогического взаимодействия, чаще  называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

     Основная особенность этого стиля:

взаимоприятие;

взаимоориентация. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для педагогов, придерживающихся этого  стиля, характерны:

активно-положительное  отношение к учащимся;

адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач;

им свойственны глубокое понимание школьника, целей и  мотивов его поведения;

умение прогнозировать развитие личности школьника. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

По внешним показателям  своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим  авторитарным коллегам, но социально-психологический  климат в их классах всегда более  благополучен.

Речевая ситуация в педагогическом общении

Описание речевой  ситуации дал еще Аристотель: «  Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором  он говорит, и из лица, к которому он обращается».

Выделенные Аристотелем  элементы составляют основу для описания структуры речевой ситуации, поэтому  слагаемые речевой ситуации в  рамках педагогического общения  определяются так:

говорящий - предмет речи - слушающий

учитель (адресант) тема: раздел учебно-научного знания ученик (адресат)

Дидактическая направленность общения предопределяет специфику  типа общения: учебное взаимодействие, коммуникативное лидерство педагога. Особенность УРС общения: устойчивость, постоянство содержательных характеристик  ряда категорий: роли адресанта и  адресата, внешние обстоятельства общения, код общения (язык обучения, стиль). Структурообразущим элементом в УРС является риторическая категория цели:

КТО - КОМУ - ГДЕ - КОГДА - ПОЧЕМУ - ЗАЧЕМ

говорящий слушающий  место ситуация мотив цель

Отношение педагог – учащийся это постоянные социальные роли, обусловленные правилами учебно–научного общения. Внутренние обстоятельства такого общения – это мотивация деятельности и понимание цели как коммуникативного намерения (интенции) участников общения. Коммуникативная стратегия педагогического общения – магистральная линия речевого поведения, избранная для реализации цели творческого взаимодействия. Коммуникативная тактика определяется личностным осмыслением темы(предмета речи), и стремлением говорящего найти риторические «способы убеждения»(по Аристотелю), чтобы влиять на собеседника и оптимально решить коммуникативную задачу.

 

 

Существует риторическая типология  стратегических целей:

- проинформировать - дать  представление о предмете речи  конкретно и беспристрастно;

 

- убедить – склонить  к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства,

аппелируя в первую очередь к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

 

- внушить – обратиться  к чувствам слушателя, использовав и логические, и эмоциональные средства воздействия на личность (риторические фигуры, тропы и т. п.)

 

- побудить к действию  – призвать, убедить собеседника  в необходимости действия таким  образом, чтобы ответной реакцией  было непосредственное действие

 

В конкретной ситуации общения  возможны различные сочетания стратегических подходов: информировать и убедить; убедить и внушить и т.п.. Стратегия педагогического общения предопределяется логикой научного и риторического знания, а также, коммуникативными целями взаимодействия.

 

Учебно-речевая ситуация

1) реальная коммуникативная  ситуация общения в процессе  учебной деятельности; 2) способ и  средства организации профессионально-ориентированной  речевой деятельности обучаемых;  один из приемов работы, смысл  которого — воссоздать типичную  для деятельности учителя ситуацию  общения, чтобы включить обучаемых  в эту деятельность.

В описании У.-р. с, как  правило, указываются: участники коммуникативного акта, их ролевые связи, характеристика каждого из коммуникантов (например, возраст, подготовленность к восприятию информации, личностные качества и т. д.), обстановка общения, место, дистанция между говорящим и слушающим, особенности акустики, наличие микрофона и т. д.; цели общения и его предметная основа, предметное содержание, т. е. для чего организуется общение, его задачи, что должен сообщить учитель и т. д.

Основой выделения У.-р. с. служат следующие основные педагогические задачи:

а) передать определенную информацию о предмете изучения — языковых категориях, фактах, способах деятельности и т. д. (осуществляется главным образом на этапе объяснения нового материала и начальных этапах его закрепления);

б) организовать учебно-практическую деятельность учащихся, овладение ими способами деятельности (умениями и навыками) (осуществляется в основном при закреплении, повторении, а также при проверке домашнего задания);

в) проверить знания, умения и навыки учащихся (осуществляется во время проверки домашнего задания и опроса, а также при проведении специальных проверочных работ и при их анализе).

Типичными являются и  такие, например, У.-р. с, как организация учащихся в начале урока (на этапе так называемого орг-момента), ситуация знакомства учителя с новым классом (в начале учебного года) (см. представление классу). Для У.-р. с, где главной является задача введения нового материала, новой учебной информации, типичными будут такие взаимосвязанные смысловые компоненты, как: постановка задачи (установка на восприятие вводимого материала); введение материала дедуктивным или индуктивным путем; анализ специально подобранных примеров, предполагающий большую или меньшую степень самостоятельной поисковой деятельности школьников; подведение итогов. При этом особую роль играют различные средства, с помощью которых осуществляются контакты с учащимися, привлекается их внимание. Известны следующие средства установления контакта с обучаемыми: использование обращений, элементов беседы, постановка «неожиданных» вопросов, употребление контактообразующих речевых средств, риторических вопросов. Чтобы увлечь, заинтересовать учащихся, используются различные формы наглядности, проблемное изложение материала, разъяснение с привлечением приемов аналогии, контраста и т. д. Кроме того, в рассматриваемой У.-р. с. используются такие средства, как изменение тональности общения уже при постановке задачи урока (или части урока), выделение с помощью логических ударений и пауз, замедление темпа тех компонентов высказывания, в которых содержится обозначение темы урока, называются термины, расшифровываются понятия и делаются выводы, повтор в различных словесных вариантах важной мысли (избыточность устной речи), использование особой лексики, указывающей на начало, переходы от одной мысли к другой, конец высказывания. Одной из важных в деятельности учителя является такая У.-р. с, как организация учебно-практической деятельности учащихся. Чтобы объяснить ученикам, как следует выполнять упражнение, что и как нужно оформлять в письменной работе, как следует объяснить применение правила, комментировать написанное, отвечать, учитель использует способ показа различных образцов — устных ответов, чем предупреждается ненужный диалог, «выспрашивание» деталей и что позволяет формировать монологическую разновидность речи учащихся.

Виды У.-р. с. выделяются по следующим критериям: 1) адекватность процессу коммуникации; здесь различают  естественные У.-р. с, т. е. те, когда налицо определен круг предметов, побуждающих  к высказыванию, независимо от того, создан ли этот круг или он сам существовал, и искусственные У.-р. с, т. е. созданные  изобразительными средствами или воображением (воображаемые У.-р. с); 2) способ воссоздания, по этому критерию различают внеязыковые У.-р. с, или экстралингвистические, т. е. те, которые создаются с помощью неязыковых средств, и языковые, когда стимул создается с помощью описания.

 

 

Основные этапы современного урока:

 

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней  и внутренней (психологической)готовностью учащихся у к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  4. Постановка цели занятия перед учащимися.
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
  10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
  11. Домашнее задание к следующему уроку.
  12. Подведение итогов урока.

 


Информация о работе Общая и частная риторика