Композиция речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный человек - участник коммуникативного процесса, публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Без продуманной грамотной речи очень сложно донести информацию до слушателей, произвести нужное впечатление.
Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить.
Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение, приобретаемое в результате повседневной практики, систематических упражнений, тренировки. Нужно учиться на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1. Композиция речи ……………………………………………………………… 4
2. Подготовка к публичному выступлению…………………………………...... 6
3. Вступление……………………………………………………………………... 9
4. Основная часть………………………………………………………………... 11
5. Заключительная часть выступления……………………………………........ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

Композиция речи (ОКК).doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

1. Композиция  речи ……………………………………………………………… 4

2. Подготовка  к публичному выступлению…………………………………...... 6

3. Вступление……………………………………………………………………... 9

4. Основная часть………………………………………………………………... 11

5. Заключительная часть выступления……………………………………........ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 18

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный человек - участник коммуникативного процесса, публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Без продуманной грамотной речи очень сложно донести информацию до слушателей, произвести нужное впечатление.

Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить.             

Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение, приобретаемое в результате повседневной практики, систематических  упражнений, тренировки. Нужно учиться  на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора.

Композиция  речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Как в архитектурном  сооружении блоки занимают положенные им места и соединены друг с другом, так и все части выступления любого вида взаимно связаны и составляют неразрывное целое.

Элементарное  понимание речи – это перевод  следующих друг за другом предложений  или смысловых частей на собственный мыслительный язык. И таким образом, слушая, мы стенографируем в уме мысленную запись речи, а также комментируем ее.

Цель  работы: проанализировать композицию речи, ее составляющие.

Задачи  работы:

1. рассмотреть  композицию речи; 

2. разработать подготовку к публичному выступлению, а так же вступление, основную часть и заключительную часть выступления.

 

1. Композиция  речи.

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая  из вступления, основной части и  заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Публичное выступление  обязательно должно иметь продуманную  структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть  содержит аргументацию тезиса.

Заключение  может включать напоминание (цель —  напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям1.

 

2.  Подготовка  к выступлению.

Для подготовки к выступлению необходимо освоить  основные навыки и умения оратора. Это  инвенция (изобретение речи), диспозиция (расположение речи) и элокуция (выражение речи).

Инвенция или  изобретение речи состоит из следующих  компонентов: 

Выбор темы - сбор материала - мысленная основа речи (композиция) - позиция автора.

1. Выбор  темы выступления: тема либо задана, либо самостоятельно выбирается, либо востребована ситуацией, либо может быть определена тем материалом, которым автор уже располагает. Тема определяет содержание выступления.

Чтобы ваше выступление  не напоминало любовные письма, где, по словам Ж. Руссо,  начиная, не знаешь, что высказать, и, закончив, не знаешь, что сказал, надо подумать, что нового вы можете сообщить.

Тема должна быть озаглавлена. Заглавие  должно быть точным, простым содержать ключевые слова. Не советуют использовать в заголовке  сокращения, новые термины. Слов должно быть меньше, смысла - больше. Чем более частный вопрос раскрывается, тем более длинное название используется. С развитием риторики массовой коммуникации заголовок становится средством привлечения внимания в условиях альтернативного выбора.

2. Сбор материала:

Знания накапливаются всегда впрок, запоминаются, записываются, причем  запись прочитанного необходима, поскольку найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад. Оформлять выписки следует на карточках с одной стороны, с указанием выходных данных.

Источники материала и его накопление:

1).Источники  непосредственного опыта:

  • опыт текущей жизни,
  • целенаправленные записи,

 ведение  дневника,

  • научный эксперимент,
  • участие в экспедициях, научных и социальных программах,
  • креативные источники –

 воображение, интуиция,

 творчество.

2).Источники  опосредованного опыта:

  • система образования,
  • печатное слово: книги, журналы, справочники, словари,
  • СМИ,
  • Музеи, выставки, памятники,
  • информационные системы типа Интернет.

 


Информация  из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях. Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни.

При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный  дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует  обращения к обоим источникам.

Успеху сбора  материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется.  Обратите внимание на то, что:

  • накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже,
  • подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, звукозаписей украсит ваше выступление,
  • накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность.

3. Мысленная  основа речи:

Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление.

 

3. Вступление.

Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным.

Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное — поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними).

Примеры зачинов.

1. Добрый день! Итак, мы  с вами снова собрались в  этой аудитории. Мне приятно  здесь выступить снова. В прошлом  году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема...

2. Итак, вы уже прослушали  ряд интересных и ярких выступлений  моих коллег по проблемам... Я  сам с удовольствием их послушал  и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое  понимание данных проблем.

3. Здравствуйте! Ну, кажется  все собрались? Надо ли еще  кого-нибудь подождать или можно  начинать? Можно еще немного подождать,  если кто-то задержался, но точно  придет. ...Итак, теперь начинаем. Наша  тема...

4. Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!

5. Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного,  но самые главные и заинтересованные  слушатели, я уверен, здесь. Думаю,  мы уже можем начать...

Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей2.

 

4.Основная  часть.

Основная часть  должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело  дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения  содержания речи. Общие места использовал  Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.

Примеры топов (общих мест):

  • род и вид  (риторика и академическое красноречие).
  • целое и часть (композиция речи и вступление или заключение)
  • причина и следствие (переохлаждение организма и заболевание)
  • сходство и различие (греческая агора и электронная агора)

Топы выполняют  организующую функцию: помогают в составлении  плана, в сборе и организации  материала.

Основная композиционная трудность заключается в том, как иерархически точно и логически верно расположить материал. Выделяют несколько методов изложения материала: индуктивный (чаще используется в агитационных речах), дедуктивный (используется в пропаганде), метод аналогии (в академическом красноречии), концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы объединяются в естественные способы изложения материала. Но можно также выделить искусственный метод изложения материала – это фабульный, философский метод, в соответствии с собственной логикой изложения. Используется искусственный метод с целью удержать внимание аудитории и основан на эффекте повышенного ожидания (если ожидание обманывается, интерес к оратору растет).

Отступление или  экскурс не является обязательной частью композиции и используется с целью снятия напряжения или для эмоциональной разрядки.

      Аргументация – это доводы в пользу тезиса, опровержение – это доводы против возможных контраргументов. Аргументация является важнейшим композиционным блоком и в дальнейшем будет рассмотрена более подробно. Сейчас же отметим, что нужно различать формальные доказательства, основанные на законах логики от риторических аргументов, имеющих нелогический характер3.

Информация о работе Композиция речи