Композиция речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный человек - участник коммуникативного процесса, публичный человек. Поэтому знание основ ораторского искусства становится необходимым средством становления активного члена социума. Без продуманной грамотной речи очень сложно донести информацию до слушателей, произвести нужное впечатление.
Оратор - вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить.
Красноречие - дар, данный человеку от природы, а также, умение, приобретаемое в результате повседневной практики, систематических упражнений, тренировки. Нужно учиться на лучших образцах ораторского искусства и чаще практиковаться. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1. Композиция речи ……………………………………………………………… 4
2. Подготовка к публичному выступлению…………………………………...... 6
3. Вступление……………………………………………………………………... 9
4. Основная часть………………………………………………………………... 11
5. Заключительная часть выступления……………………………………........ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа состоит из  1 файл

Композиция речи (ОКК).doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы  эффективно донести главную мысль  до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора  будут различаться в зависимости  от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст  — одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении — это  предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.

Всегда лучше  сформулировать главную мысль в  виде отдельного предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед  собой на протяжении всего выступления.

В небольших  выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать:

если выступление  строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова — реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.;

если выступление  строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и  в заключении — полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главная мысль  должна быть выражена в развернутой  словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной  форме изложения и не менее  двух раз — при индуктивной  форме изложения4.

5. Заключительная  часть выступления.

Заключительная  часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать.

Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении  материала, перегрузки текста логическими  рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть  подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления  не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

Заключение. Заканчивая выступление, принято делать выводы, обращенные к прошлому или к будущему. Окончание должно быть смелым и энергичным. Должен сработать "закон края" - обычно хорошо запоминается то, что в начале и то, что в конце. В заключении закрепляется достигнутый риторический эффект, положительный эмоциональный фон, подчеркивается позиция автора: еще Цицерон говорил о том, что только тогда будет эффективна речь оратора, когда он сам следует тем принципам, которые стремится передать аудитории.

Таким образом, композиция речи оформляется на этапе  инвенции, изобретения речи, закрепляется в ее расположении и произнесении.

        Например, так завершил свою речь  о Достоевском поэт и критик  И. Анненский: «Мне кажется,  однако, что вот три черты, которые  могут характеризовать влияние  поэзии Достоевского: во-первых, он  развивает ум, проницательность, воображение  и обогащает нас массой знаний о духовном мире человека и отношениях между людьми; во-вторых, он заставляет нас разбираться в собственных мыслях, чувствах, поступках, искренне и смело являться собственным судьей и карателем, избегая лжи, фальши, всяких сделок с совестью; в-третьих – и едва ли не самое главное: он направляет наши симпатии в тот мир обездоленных, униженных и оскорбленных, который не может и не должен оставаться вне лучшей цели человеческой жизни».

В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

Кроме того, в  конце выступления оратор может  вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию5.

 

Заключение.

Любая речь должна быть произнесена. Перед говорящим  всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть. Есть три  способа выступления: чтение текста, воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов, импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания.

Итак, чтобы  речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению.

Вступление  является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают  две части вступления: зачин и  завязку. В хорошо подготовленной аудитории  выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Для того чтобы  эффективно донести главную мысль  до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно.

Заключительная  часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать.

 

Список литературы:

  1. Александров Д.Н. Риторика. – М.: 2009.450с.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов –

           н/Д, 2006. -560с.

  1. Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 2006.-240с.
  2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 2008.-490с.
  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-340с.

1 Александров Д.Н. Риторика. – М.: 2009.150с.

2 Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов – н/Д, 2006. -260с.

3 Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 2006.-24с.

4 Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 2008.-90с.

5 Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-140с.




Информация о работе Композиция речи