Доклад по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:08, доклад

Описание

Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах.

Работа состоит из  1 файл

Ана́фора или единоначатие.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)
  • Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже):

 

  

 

Грозой снесённые мосты,

    Гроба с размытого  кладбища

 

    — Пушкин А. С. Медный  всадник

 

 

 

 

 

  • Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

 

   

 

Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лёд  и пламень

    Не столь различны  меж собой.

 

   — Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава 2

 

 

  • Инверсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Различают ещё одну разновидность инверсии: гипербатон (так как инверсия часто нужна для литературы, то, если говорить проще, инверсия — это когда сначала идёт глагол, затем — существительное).

 

Нередко формы инверсии, не принятые в обычной речи, используются в поэзии:

 

   

 

Под вечер, осенью ненастной,

    В далёких дева шла местах…

 

    — А. С. Пушкин. Романс

 

 

 

  • Параллелизм (др.-греч. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например:

 

   

 

Увижу ль я  твой светлый взор?

    Услышу ль нежный разговор?

 

    — Пушкин А. С. Руслан  и Людмила

 

 

 

  • Оксюморо́н, оксиморо́н (фр. aux ou morone — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.

 

   

 

И день настал. Встаёт с одра

    Мазепа, сей страдалец  хилый,

    Сей труп живой, ещё вчера

    Стонавший слабо над  могилой.

 

    — А. С. Пушкин. Полтава

 

  • Эпифора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»).

 

Противоположностью эпифоры является анафора.

 

   

 

Фестончики, всё фестончики: пелеринка  из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

 

    — Н. В. Гоголь. Мёртвые  души

 

 

  • Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

 

Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф.М. Достоевский.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать речь яркой и выразительной оратору  помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные  сретства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.


Информация о работе Доклад по "Риторике"