Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ. 
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
	раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
	определить цели, особенности и элементы таможенно-тарифного регулирования;
Введение	3
1. Роль, функции таможенного тарифа	5
1.1	Сущность и особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД	5
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая таможенно-тарифное регулирование ВЭД	10
1.3 Функции таможенного тарифа, их значение	15
2. Таможенный тариф, как фискальный и регулирующий инструмент ВЭД	17
2.1 Анализ ставок таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТ ТС)	17
2.2 Оценка влияния таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров	26
3. Совершенствование структуры таможенного тарифа, как фискально-регулирующего инструмента защиты экономической безопасности РФ	33
Заключение	37
Список использованных источников	39
73 группа «Изделия из черных металлов» ЕТТ ТС
| Всего | Кол-во адвалорных ставок | Средняя величина ставки | Максимальная величина ставки | Минимальная величина ставки | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок | 
| 333 | 332: 2 – 20%; 261 – 15%; 7 – 10%; 42 – 5%; 20 – 0%. | 12,76% | 20% | 0% | 1 | 0 | 
В данной товарной группе преобладают 15%-ные ставки таможенных пошлин, две максимальные ставки в 20% установлены на трубы для нефте- и газопроводов из каррозионностойкой стали и прочие наружным диаметром более 406,4 мм в целях защиты национального производителя таких труб. Минимальные нулевые ставки ввозных таможенных пошлин установлены на комплектующие и некоторые виды сырья для производства авиационных двигателей (по сравнению с 5-20% ставками). Данное снижение таможенных тарифов было направлено на стимулирование производства современных авиадвигателей в России. Также снижены ставки таможенных пошлин в отношении автомобильных компонентов предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов до 5%, что стимулирует российскую сборку иностранных транспортных средств. Специальная ставка в размере 30 евро за 1000 штук консервных банок, закрывающихся пайкой или отбортовкой для консервирования напитков вместимостью не более 1 литра (код 7310 21 190 1) также выполняет защитную функцию, так как производство таких консервных банок налажено в нашей стране.
В России экспортные таможенные пошлины действуют только в отношении минерального топлива, руд и других необработанных сырьевых товаров, электроэнергии, металлов, драгоценных камней и изделий из них, пополняя бюджет государства. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких иен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов. [12]
    Анализ 
таможенно-тарифного 
1. Фискальная функция реализуется в полной мере. О чем свидетельствует размер ставок на товары не первой необходимости.
2. Защитная (протекционистская) функция таможенного тарифа также реализуется на достаточном уровне. В 73 группе ставки в основном защитные, так как доля экспорта черных металлов из России составляет 16,4% (второе место), то есть в стране производство изделий из черных металлов должно быть налажено, должна развиваться металлообрабатывающая промышленность и производство изделий. Установлены высокие комбинированные ставки на крахмал и солод (11 группа) для защиты национального производителя донных товаров, высокая 15% защитная пошлина на подсолнечное масло плюс комбинированная фискальная ставка (15 группа) направлены на развитие отечественного производства, ослабления иностранной конкуренции и сбора дополнительных доходов в бюджет.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики.
Внешнеторговый оборот РФ в 2010 г. составил 625,6 млрд долл. США и по сравнению с 2009 г. возрос на 33,4%, доля импорта составила 63,4% (сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 2010 года). Динамика объема внешнеторгового оборота показывает дальнейшее увеличение экспорта и импорта товаров (рис. 3.1).
Источник: Таможенная статистика [20]
Рис. 3.1 Динамика объема внешнеторгового оборота в 2006-2010 г.г.
В 2010 году увеличение импорта отражало повышение внутреннего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары. В структуре импорта возросла доля машин, оборудования и транспортных средств, а также промышленного сырья и полуфабрикатов. Увеличение спроса на импортные потребительские товары массового спроса подрывает конкурентоспособность отечественных товаров широкого потребления, которая ухудшается не только в связи с их недостаточным качеством, но и вследствие неуклонной утраты ценовых преимуществ из-за постоянного роста тарифов естественных монополий.
Наиболее остро в настоящее время стоит проблема развития в России импортозамещающих производств, решение которой позволило бы снять критическую зависимость страны от импорта продовольствия и потребительских товаров. А это уже вопрос не только экономической, но и национальной безопасности, например, в 2010 г. уровень зависимости от импорта по продукции легкой промышленности, бытовой технике и бытовой химии составлял 45-50 %, по медикаментам – 65%, продовольствию – 35%.
    Экспорт 
России представлен следующими группами 
товаров (табл. 3.1). 
 
 
Таблица 3.1
| Экспорт России важнейших товаров за январь-октябрь 2010 года | |||
| Код ТН ВЭД | Наименование товара | Всего | |
| тыс. тонн | млн. долларов | ||
| 1001 | Пшеница и меслин | 8803,9 | 2308 | 
| 2208601100 | Водка, дал 100% спирта | 1265324 | 107,8 | 
| 2701 | Уголь каменный | 81236,1 | 6179,9 | 
| 2709 | Нефть сырая | 184543,1 | 136700,8 | 
| 2710 | Нефтепродукты | 96182,9 | 70152,9 | 
| 2710114100-2710115900 | Бензин автомобильный | 3826,8 | 2937,7 | 
| 2710193100-2710194900 | Дизельное топливо | 29768,7 | 29039,4 | 
| 2711210000 | Газ природный, млрд. куб. м. | 147,5 | 55020,9 | 
| 2716 | Электроэнергия, млн. кВт-ч | 15312 | 822,7 | 
| 4403 | Лесоматериалы необработанные | 31756 | 3034,7 | 
| 4407 | Лесоматериалы обработанные | 7553,2 | 2428,5 | 
| 7201 | Чугун | 4585,5 | 2255,9 | 
| 8703 | Автомобили легковые, 1000 шт. | 115 | 818,7 | 
| 8704 | Автомобили грузовые, 1000 шт. | 35,3 | 667,9 | 
    Источник: 
Таможенная статистика [20] 
Наиболее приоритетными группами товаров для иностранных потребителей являются: нефть сырая, нефтепродукты, бензин автомобильный, газ природный, лесоматериалы необработанные.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 876 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» с 1 декабря 2008 года ставки ввозных таможенных пошлин снижены до 192,1 доллара США.
Ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ составляет 30% от таможенной стоимости товара.
Относительно необработанных лесоматериалов наблюдается повышение ставок таможенных пошлин. С 1 июля 2008 года она была повышена с 6 до 10 евро за кубический метр, с 1 апреля 2009 года составила 25%, но не менее 15 евро за кубический метр, с 1 апреля 2010 года она составляет 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за кубический метр. Повышение пошлин обусловлено необходимостью стимулировать глубокую переработку российских лесоматериалов на территории РФ.
Проанализируем таможенный тариф России с той точки зрения, насколько он способствует выполнению задач обеспечения защиты экономической безопасности России при осуществлении внешней торговли товарами (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Реализация регулирующей функции таможенной пошлины
| Функция | Позиция товаров | Размер ставки | 
| Регулирующая | 1602 | 5% | 
| 1702, 1703 | 5% | |
| 1801 | 0% | |
| 1802-1806 | 5% | |
| 1901 10 000 0 | 5% | |
| 2005 10 001 0 | 5% | |
| 2009 | 5% | |
| 2301, 2304 | 0% | |
| 2302-2308 | 5% | |
| 2401 | 5% | |
| 3301, 3302 | 5 % | |
| 4101-4103 | 5% | 
Рассмотрим ставки ввозных таможенных пошлин 33 группы ТНВЭД «Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства» (табл. 3.2).
Таблица 3.2
33 группа «Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства» ЕТТ ТС
| Всего | Кол-во адвалорных ставок | Средняя величина ставки | Максимальная величина ставки | Минимальная величина ставки | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок | 
| 49 | 49: 21 – 15%; 28 – 5% | 9,3% | 15% | 5% | 0 | 0 | 
Стимулирующие 5% ставки установлены на эфирные масла и смеси для производства напитков и в качестве промышленного сырья, а защитные 15% ставки установлены на готовую продукцию (духи, шампуни и т. д.). Тем самым стимулируется национальное производство этих товаров путем низкой пошлины на сырье и материалы (эфиры и смеси), а также защищается посредством высоких 15% ставок.
Рассмотрим ставки ввозных таможенных пошлин 41 группы ТНВЭД «Необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа» (табл.3.3).
Таблица 3.3
41 группа «Необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанная кожа» ЕТТ ТС
| Всего | Кол-во адвалорных ставок | Средняя величина ставки | Максимальная величина ставки | Минимальная величина ставки | Количество специфических ставок | Количество комбинированных ставок | 
| 77 | 77: 60 – 5%; 17 – 0% | 3,9% | 5% | 0% | 0 | 0 |