К объектам недвижимости (недвижимое 
имущество, недвижимость) относятся земельные 
участки, участки недр и все, что прочно 
связано с землей, то есть объекты, перемещение 
которых без несоразмерного ущерба их 
назначению невозможно, в том числе здания, 
сооружения, объекты незавершенного строительства.[2]
Экономическими субъектами рынка 
недвижимости являются [3]: 
  -   продавцы (арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том числе государство в лице своих специализированных органов управления собственностью 
-   покупатели (арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность государственных органов). 
-   профессиональные участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников рынка недвижимости определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и перечнем видов деятельности коммерческих структур. 
 Различают институциональных и 
неинституциональных участников рынка 
недвижимости. 
Институциональные участники рынка 
недвижимости – субъекты, представляющие 
интересы государства и действующим 
от его имени. 
Неинституциональные участники рынка 
недвижимости – субъекты, работающие 
на коммерческой основе. 
Процессы функционирования рынка 
– процессы создания, использования 
и обмена объектов недвижимости и 
управления рынком, 
Различают следующие основные процессы: 
1. Создание развития объекта 
недвижимости; 
1.1 Организация системы развития 
недвижимости; 
1.2 Развитие территорий; 
1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости; 
2. Использование (эксплуатация) объекта 
недвижимости; 
2.1.Организация эксплуатации и 
управления недвижимостью; 
2.2.Управление объектом; 
3. Товарный оборот объектов недвижимости; 
3.1.Организация системы товарного 
оборота недвижимости; 
3.2.Передача прав (правомочий )собственности 
на объект недвижимости и регистрация 
сделки; 
3.3.Финансирование товарного оборота 
недвижимости 
4. Управление рынком; 
4.1.Исследование рынка; 
4.2.Формирование и развитие рынка; 
4.3.Контроль и регулирование. 
Инфраструктура рынка недвижимости 
– совокупность механизмов, обеспечивающих 
функционирование рынка 
Условно можно выделить четыре таких 
механизма: 
Во-первых, социальный механизм, включающий 
в себя: 
  -   законодательную и нормативную базы рынка; 
-   систему общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов. 
 Во-вторых, методологический  механизм, 
включающий в себя: 
  -   систему мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости, способов и средств реформирования и развития рынка; 
-   специализированные государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием рынка недвижимости. 
В-третьих, инженерно-технологический 
механизм, включающий в себя: 
  -   эталонные технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении операций всех категорий; 
-   стандарты описания объектов недвижимости всех видов в интересах операций с ними всех категорий; 
-   единое информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной открытости рынка; 
-   законодательно закрепленные эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости; 
-   нормативные, инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие операции на рынке недвижимости; 
-   банки данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости. 
 В-четвертых, психолого-поведенческий 
механизм, включающий в себя профессиональные 
нормы и стандарт взаимоотношений 
участников рынка. 
 
 
1.5 Характеристика элементов рынка труда
Рынок труда – это  система 
общественных отношений, связанных с наймом 
и предложением труда, т.е. с его куплей 
и продажей; это также экономическое и 
географическое пространство - сфера трудоустройства, 
в которой взаимодействуют покупатели 
и продавцы специфического товара - труда; 
наконец, это механизм, обеспечивающий 
согласование цены и условий труда между 
работодателями и наемными работниками.
Главная задача 
рынка труда – обеспечение 
удовлетворения спроса на труд и его предложения. 
Достижение этой задачи осуществляется 
через выполнение рынком труда ряда функций:
  -   организация встречи продавцов и покупателей труда;
-   обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
-   установление равновесных ставок заработной платы;
-   способствование решению вопросов занятости населения.
Хорошо организованный и эффективно 
функционирующий рынок труда 
обеспечивает наиболее целесообразное 
использование трудового потенциала 
общества, следовательно, состояние 
и эффективность рынка труда 
являются важнейшими макроэкономическими 
факторами эффективности развития 
общества и его экономики.
Рынок труда тем эффективнее, чем 
он лучше организован. Уровень организации 
рынка труда напрямую зависит 
от того, из каких элементов этот 
рынок складывается и как решены 
вопросы функционирования каждого 
из этих элементов.
Составными частями, или элементами, 
рынка труда являются:
  -   стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди);
-   конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;
-   правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
-   органы службы занятости населения;
-   инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.);
-   альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);
-   система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;
-   система финансирования политики занятости и служб занятости населения.
Первый и второй из перечисленных 
элементов рынка труда представляют 
собой естественное и необходимое 
условие для существования рыночных 
отношений в сфере труда; они 
присутствуют на любом рынке труда 
и мало зависят от его организации. 
Но последующие элементы рынка труда  
оказывают решающее воздействие на степень 
эффективности отношений на нем. Через 
них, собственно, и реализуется та или 
иная организация трудового рынка, а в 
зависимости от этого образуется та или 
иная его эффективность.
На рынке труда фигурируют следующие 
группы трудоспособных людей:
  -   те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить; 
-   те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы;
-   занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.
Указанные категории людей составляют 
предложение труда. Величина спроса на 
труд определяется совокупностью вакантных 
рабочих мест.
В зависимости от соотношения между 
спросом и предложением труда 
возникает определенная конъюнктура 
рынка труда. Она может быть трех 
типов:
  -   трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
-   трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;
-   равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению.
Большую роль на рынке труда играет 
государство. 
Для обеспечения конституционных 
прав и гарантий в России приняты 
кодексы законов и федеральные 
законы, детально регламентирующие и 
раскрывающие права и обязанности 
граждан и разных органов управления. 
Среди них:
  -   Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частности социального партнерства в сфере труда;
-   Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
-   Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп), Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" 
  (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.
Можно выделить четыре основных направления 
государственного регулирования рынка 
труда.
  -   программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
-   программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
-   программы содействия найму рабочей силы.
-   правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования 
рынка труда:
  -   обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
-   создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Деятельность  службы занятости населения 
направлена на [1]:
  -   оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
-   информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; 
-   разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
-   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
-   организацию мероприятий активной политики занятости населения;
-   осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-   осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Услуги, связанные с содействием 
занятости населения, предоставляются 
гражданам бесплатно.
Государственная политика на рынке 
труда осуществляется в двух основных 
формах:
  -   активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
-   пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий