Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:31, курсовая работа
Важным признаком современной экономики является ее социально-устойчивое развитие, предполагающее стабильность положения граждан при росте их благосостояния. Формирование социально-стабильной, устойчивой экономики стало одной из ключевых задач и целей современных экономических систем. При этом идея социальной справедливости становится главным содержанием социального развития.
Введение	3
1.	Общая характеристика социального государства	4
1.1	Сущность и функции социального государства	4
1.2	Условия существования и характерные признаки	5
1.3	Анализ социальной справедливости	6
2.	Социальное государство и социально ориентированная рыночная экономика	9
2.1 Сравнение моделей социальных государств	9
2.2 Зарубежный опыт реализации модели социального государства	10
2.2.1 Немецкая (континентальная) модель	10
2.2.2 Шведская модель	11
2.2.3 Американская модель	12
2.3 Социальная политика и инструменты её реализации	13
3. Формирование социального государства в России	17
3.1 Социально-экономических показателеи в РФ и их анализ	17
3.2 Роль государства и общества в обеспечении социальной ориентированности экономики России	19
3.3 Система мер, направленные на решение социально-экономических задач и достижение социальной справедливости	21
Заключение	25
Список литературы	27
       Шведскую 
модель социально-экономической 
       Американская 
модель социально-экономического развития 
построена по системе всемерного 
поощрения свободы 
Рыночная экономика, даже при самом оптимальном варианте, создаёт определенную угрозу социальному развитию и порождает острые проблемы. Их решение возможны только при активной социальной политике государства. Рыночный механизм распределения доходов поощряет предпринимательскую активность. Люди с природными способностями, высоким образованием, трудовой квалификацией, большим накопленным капиталом и имуществом имеют высокие доходы и обеспеченную жизнь. Есть также категория людей, которая, по разным причинам, не располагает вышеуказанными преимуществами и способностями. Многие престарелые лица, члены общества с физическими и умственными недостатками, вдовы, безработные, дети-сироты и другие, нуждаются в помощи и поддержке со стороны общества. Даже в такой экономически развитой стране, как США, наряду с общим благополучием, проблема бедности остаётся острой.
       Уменьшение 
различий в доходах является одной 
из важнейших задач в 
1. Трансфертные платежи, которые предназначаются для выплаты пособий остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, пособия безработным.
2. Осуществление программы социального обеспечения «Медикер». Эта программа представляет собой государственное страхование по болезни, оказание бесплатной медицинской помощи
3. Перераспределение доходов, путем вмешательства государства в рыночное ценообразование. Государство устанавливает гарантированные цены на продукцию фермерских хозяйств.
       4. 
Законодательное установление 
       5. 
Изъятие части доходов у 
Американская модель социально-экономического развития, сочетающая свободу предпринимательства, конкуренцию и вмешательство государства в перераспределение доходов через рыночные и нерыночные механизмы, обеспечила американскому народу высокий жизненный уровень. Однако противоречия между экономическим ростом и нерешенными социальными проблемами постоянно существуют. В периоды экономических спадов, усиления инфляции, роста безработицы, увеличение военных расходов американскому правительству приходится урезывать расходы на социальные нужды, замораживать пенсии, пособия, заработную плату. Отраслевые профсоюзы ведут постоянную борьбу с правительством и крупными компаниями за улучшение социального положения своих членов. Подвергается постоянной критике налоговая политика правительства, её отрицательное влияние на перераспределение доходов. Действующая налоговая система не приводит к сокращению разрыва в уровнях доходов бедных и богатых, а наоборот, такой разрыв с каждым годом увеличивается. Правительственные социальные программы претерпевают периодические изменения. Однако для решения острых социальных проблем США располагают достаточными ресурсами.
Социальная политика государства - действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. [9; с. 634] Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества. Государственная социальная политика– это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. [10; с. 417] Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:
       1) 
защита уровня жизни путем 
введения разных форм 
       2) 
обеспечение помощи самым 
       3) 
выдача помощи на случай 
       4) 
обеспечение политики 
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.
Различают функциональное и персональное распределение доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов производства, персональное распределение – это распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, владельцами каких факторов производства они являются.
       Для 
измерения неравенства в 
Рассмотрим поподробнее каждый из показателей.
       Кривая 
Лоренца - показатель, отражающий неравномерность 
распределения совокупного дохода общества 
между различными группами населения. 
 
 
Рисунок 1 – Кривая Лоренца
         
    
Линия ОВ называется линией абсолютного равенства. Ломаная линия OAВ - это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB и степенью ее отклонения от биссектрисы. Прогрессивные системы налогообложения обычно смягчают это неравенство.
Коэффициент Джини – показатель, тесно связанный с кривой Лоренца. Его можно рассчитать как отношение площади сегмента, образованной кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство. Он обозначается буквой G и находится в пределах от 0 до 1.
Децильный коэффициент есть отношение уровня дохода лиц, находящихся в верхнем дециле, к уровню дохода лиц из низшего дециля. [9; с. 642-652]
       Существует 
дилемма эффективности и 
Социальная политика предполагает максимальный учёт взаимосвязи социальных приоритетов, т.е. задач, которые должны решаться первыми, определения наиболее важных направлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные конфликты.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Независимо от выбранной модели социально ориентированного рыночного хозяйства, государство должно обладать ресурсами для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, таких как пенсионное страхование, качественное медицинское обслуживание, образование, хорошо оплачиваемый труд и т.д.
Немецкая модель характеризуется наличием экономической свободы, её гарантированности со стороны государства, осуществлением политики обеспечения социальной защищённости и социальной справедливости.
       Сильной 
социальной политикой за счёт высокой 
нормы налогообложения 
Американская модель представляет собой систему всеобщего поощрения свободной предпринимательской деятельности, обеспечивающую полную занятость ресурсов и стабильности цен. Основные направления в социальной политике: трансфертные платежи, государственное страхование, вмешательство государства в рыночное ценообразование, установление пределов минимальной заработной платы в законодательстве и т.д.
       Независимо 
от конкретных моделей государства 
ему свойственна система 
Основная задача государства, а точнее проводимой ею социальной политики, есть обеспечение социальной справедливости – проблемы приемлемой степени неравенства в распределении доходов. Основными показателями измерения неравенства в распределении дохода и выработки политики их выравнивания являются кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.
       Дилемма 
эффективности и справедливости 
заключается в стремлении к большему 
равенству в распределении 
 
 
 
 
 
       Анализ 
социально-экономических 
       Для 
сравнения возьмём 2009 и 2010 год. Наглядней 
будет рассмотреть таблицу с основными 
макроэкономическими показателями. [11] 
Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели
| 2009 | 2010 | |
| ВВП | ||
| млрд. руб. | 38786 | 44939 | 
| % к пред. периоду | -7,8 | 4,0 | 
| Реальные располагаемые доходы население | ||
| % к пред. периоду | 102,1 | 104,7 | 
| Среднедушевой денежный доход | ||
| рублей в месяц | 16885 | 18722 | 
| % к пред. периоду | 112,6 | 111,1 | 
| Оплата труда наёмных работников | ||
| млрд. руб. | 20444 | 22335 | 
| % к ВВП | 52,7 | 50,2 | 
| % к пред. периоду | 104,6 | 109,3 | 
| Среднедушевой прожиточный минимум | ||
| рублей в месяц | 5153 | 5688 | 
| % к пред. периоду | 112,2 | 109,7 | 
| Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня | ||
| млн. человек на конец периода | 18,5 | 18,7 | 
| в % к общей численности | 13,1 | 13,3 | 
| Уровень дифференциации доходов | ||
| Коэффициент Джини | 0,4 | 0,4 | 
| Коэффициент фондов, в разах | 16,7 | 16,1 | 
| Общий уровень безработицы | ||
| млн. человек в среднем за период | 6,3 | 5,6 | 
| в % к экономически активному населению | 8,4 | 7,5 | 
| % к пред. году | 131,7 | 89,1 | 
Информация о работе Социальное государство как институт достижения социальной справедливости