Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:40, реферат
Цель данной работы заключается  в том, что бы рассмотреть актуальные проблемы разгосударствления и приватизации как в 90-е года, так и в современных  условиях развития экономики.
Предмет исследования: приватизация и разгосударствление собственности.
Задачи данной курсовой работы состоят в то, что бы проанализировать и рассмотреть следующие понятия  и вопросы:
понятия приватизация и разгосударствление
этапы приватизации, её цели и последствия
Введение…………………………………………………………………………..........…3
Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах. Понятие приватизации и разгосударствление………………………………….…....4
Этапы приватизации, её цели и последствия………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………….…………21
Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.
Существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.
Период денежной приватизации (1994-1999 гг.)
Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» свидетельствовал о переходе от «ваучерного» к денежному этапу приватизации и определял особенности приватизации в период денежной приватизации.10
Формально введение новой 
приватизационной модели было связано 
с острой необходимостью решения 
двух задач - пополнения федерального 
бюджета и привлечения 
На практике задача максимального увеличения доходов федерального бюджета стала основной, что привело, в частности, к таким неоднозначным решениям, как проведение залоговых аукционов.
Несмотря на существенные положительные сдвиги, законодательство, как и в предыдущие годы, имело целый ряд недостатков.
В частности, не была обеспечена 
полноценная и непротиворечивая 
правовая основа для приватизации объектов 
государственной собственности 
по рыночной цене без занижения ее 
реальной стоимости. Не был создан механизм 
запрещения и ограничения участия 
иностранного капитала и резидентов 
Российской Федерации, имеющих в 
качестве выгодоприобретателей иностранных 
юридических и физических лиц, в 
приватизации объектов стратегического 
характера. Не был определен порядок 
расторжения сделок приватизации и 
возмещения ущерба в связи с невыполнением 
покупателем объекта 
Не контролировался и 
не контролируется до настоящего времени 
процесс скупки иностранными лицами 
пакетов акций стратегически 
и экономически значимых для России 
предприятий через подставных лиц 
и на вторичном фондовом рынке. Так, 
малоизвестная американская компания 
«Nic and Si Corporation» через подставную 
фирму «Столица» приобрела 
Правительством Российской 
Федерации не было обеспечено эффективного 
противодействия 
Так, например, консорциум российских 
коммерческих банков в составе банков 
«Империал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», 
«Столичный банк сбережений», «Менатеп» 
и АКБ «Международная финансовая 
компания» предложил 
Счетная палата РФ в конце 
1995 года по итогам комплексной проверки 
деятельности органов приватизации 
высказала позицию о 
В соответствии с «Обязательными 
условиями договора кредита», утвержденными 
Указом Президента от 31 августа 1995 г. №889, 
погашение заемщиком 
Таким образом, сделки кредитования 
Российской Федерации под залог 
акций государственных 
Период совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг.)
В сентябре 1999 г. Правительством Российской Федерации был принят программный документ нового периода приватизации - Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция) См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. №1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».11
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с новой Концепцией должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно - хозяйственного комплекса в целом.
Среди других новаций, изложенных в Концепции, - дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, расширение инструментария приватизации; принятие приватизационных решений на основе представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; проведение коммерческих конкурсов с социальными условиями; определение целесообразности создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, и др.
Приватизация 1993-2003 гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положений действовавших в тот период нормативных правовых актов.
Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.
Однако, несмотря на внушительные 
количественные итоги начальных 
этапов приватизации, а также ряд 
других положительных моментов, основные 
стратегические цели, заявленные в 
Государственной программе 
Однако реальные, прагматические 
цели, преследуемыми органами исполнительной 
власти и собственниками предприятий 
в ходе реализации конкретных сделок, 
нередко расходились с 
Последствия приватизации в России.
В России произошёл переход от социализма к капитализму.
В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
Приватизация 
На начало 2008 года — на 
повестке дня — те же проблемы: теперь 
уже приватизация социальных услуг, 
социальных гарантий государства, поскольку 
явно видна несостоятельность 
Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.13
Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
Одним из итогов приватизации в России стало незаконное включение жилого фонда советских предприятий и строительных трестов в уставной капитал новообразованных частных компаний. По закону, этот жилой фонд (общежития и общежития квартирного типа) должен был быть передан в ведение города, однако в большинстве случаев новые собственники воспользовались слабостью законодательства, чтобы выкупить эти общежития вместе с живущими там людьми. В итоге, в течение многих лет жильцы сталкиваются с постоянными угрозами выселения. Срок исковой давности по делам о незаконной приватизации в большинстве случаев уже истек, поэтому суды и прокуратура просто игнорируют проблему.
Заключение
Большая часть населения 
России негативно относится к 
итогам приватизации. Как показывают 
данные нескольких социологических 
опросов, около 80 % россиян считают 
её нелегитимной и выступают за полный 
или частичный пересмотр её итогов. 
Около 90% россиян придерживаются мнения, 
что приватизация проводилась нечестно 
и крупные состояния нажиты нечестным 
путём (с этой точкой зрения также 
согласны 72 % предпринимателей). Как 
отмечают исследователи, в российском 
обществе сложилось устойчивое, «почти 
консенсусное» неприятие 
Следует согласиться со многими 
авторами выступлений почти во всех 
газетах периода активного хода 
приватизации (1992-1996 гг.), которые в 
один голос высказывали одну и 
ту же мысль: истоки многих политических 
драм - в несовпадении законов экономической 
эффективности со светлыми идеалами 
социальной справедливости. Разуверившись 
в возможности создания общества 
равенства и счастья, лидеры постсоветских 
государств взяли прагматический курс: 
хорошо только то, что выгодно. «Но 
следовать этому курсу 
Прослеживая эволюцию приватизации и исследуя подходы и результаты программы приватизации, важно учитывать, что приватизация в сущности, представляет собой политическую трансформацию. Это связано с тем, что происходит изменение роли государства в экономике и в обществе целом. Вот почему процессы приватизации сопровождаются такими трудностями, как впрочем, любые кардинальные преобразования.
Проблемы приватизации и 
разгосударствления нашли наиболее 
широкое и в целом адекватное 
отражение в прессе. Это связано 
с тем, что именно эти проблемы 
решались в процессе перестройки 
экономики в первую очередь, и 
законодательные власти в довольно 
сжатые сроки разработали реальную 
программу передачи собственности 
на самых разных основах владения. 
Вовремя разработанные 
Список литературы