Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, доклад
Цель:
определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом. 
Категории клиентов: 
Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.
Естественно, нельзя воспринимать эту схему как некий «алгоритм» работы (это всё-таки только концептуальная схема). С одними ребятами очень быстро удаётся совместно выделить цели и проблемы (иногда подросток может прийти, хорошо понимая свои трудности) и тогда вся работа будет направлена на решение его проблем. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение (бывают случаи, когда подросток, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет её разрешить, т.е. для него главным было её понять, увидеть»).
Если так и не удаётся решить проблему и начать реальное взаимодействие, тогда профконсультанту ничего другого не остаётся, как продолжать работу с ним в обычном режиме (не активизирующим), и, надо полагать, нужная помощь будет всё-таки оказана и пойдёт на пользу. Бесполезной она не окажется.
   Предлагаем 
один из возможных вариантов профконсультационного 
взаимодействия профконсультанта и подростка 
в процессе совместного выбора профессии. 
Для организации диалога можно использовать 
методику, которую приводим ниже. 
 
 
 
«Схема 
альтернативного 
выбора» 
Цель методики – помочь подростку выбрать наиболее предпочтительный вариант профессии или места работы из уже имеющихся вариантов с учётом наиболее важных для человека факторов выбора.
Особенность данной методики в том, что работа идёт с уже имеющимися альтернативными вариантами. Выбор происходит в процессе обсуждения, где основное (решающее) слово всегда принадлежит подростку.
Схема альтернативного выбора наиболее эффективна на индивидуальной консультации, хотя её можно использовать и в работе с небольшой группой.
Общий порядок работы со схемой следующий:
Этот перечень достаточно универсален и может использоваться как для профконсультации выпускников школ (больше ориентирующихся на первоначальный выбор профессии и учебных заведений), так и для работы со взрослыми клиентами (больше рассматривающих варианты трудоустройства или смены профессии).
После того, как будут выписаны все важные факторы, подросток называет 5-7 самых для него значимых. Рядом с этими факторами слева проставляется отметка особой значимости – «*2», сами же факторы лучше подчеркнуть.
Далее подросток оценивает, насколько каждый из записанных в бланк факторов соответствует имеющимся (также записанным) вариантам. Тут используется несложная шкала от 0 до 4 баллов:
      0 
баллов – фактор совершенно 
не соотносится с данным 
Сидящий рядом профконсультант может иногда задавать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях предложить и свою оценку. Но окончательное слово – всегда за подростком (даже если консультант считает, что он совершенно неправ, значит, консультанту не удалось привести достаточно убедительные аргументы). Ни в коем случае нельзя спорить с подростком «до хрипоты»: работа должна проходить легко, с пониманием, удовольствием.
При использовании схемы нередки случаи, когда аргументы консультанта способны лишь частично в чём-то убедить подростка, и тогда в таблице вместо ошибочных баллов-оценок можно выписывать «компромиссные баллы»: они находятся где-то посредине между первоначальным баллом подростка и уточнённым баллом психолога. Важно понимать, что абсолютно объективных оценок почти не бывает и речь идёт лишь о степени приближения к ним.
После проставления в бланк баллов-оценок используется коэффициент особой значимости факторов – «*2», который ранее уже был проставлен рядом с такими факторами. Все выделенные факторы (особенно важные для подростка) удваиваются, т.е. удваиваются первоначальные баллы (оценки), что отражается в бланке.
После этого по каждому варианту подсчитывается сумма всех баллов, включая и удвоенные, и неудвоенные. Вариант, набравший наибольшее количество баллов, скорее всего и будет наиболее предпочтительным для подростка.
Но нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Они представляют собой лишь некоторую основу для серьёзных размышлений о выборе профессии, учебного заведения или места трудоустройства.
Были случаи, 
когда подросток после 
      Может 
случиться, что методика с первого раза 
и не позволит выявить наиболее предпочтительные 
варианты (например, все или многие из 
них наберут примерно одинаковое количество 
баллов). В этом случае можнол предложить 
подростку ещё раз посмотреть, те ли факторы 
он выбрал. Такое повторение обычно занимает 
гораздо меньше времени, поскольку подросток 
уже знаком с общей логикой использования 
схемы и, как правило, проделывает всё 
достаточно быстро.  
 
 
 
 
 
 
Бланк 
для методики «Схема 
альтернативного 
выбора» 
| Коэффициент значимости – «2» | Мотивационные факторы | 1-ый вариант, строительный техникум (монтаж) | 2-ой вариант, экономический институт (бухучёт) | 3-ий вариант, продажа газет (скоро в армию) | 
| Интуиция подсказывает | 1 | 3 | 1 | |
| Одобрение отца | 2 | 2 | 1 | |
| Способности позволяют | 3 | 2 | 4 | |
| *2 | Хотел бы показать интеллект | 2 (4) | 3 (6) | 2 (4) | 
| Хотел бы использовать жизненный опыт | 3 | 4 | 3 | |
| Хотел бы проявить самостоятельность | 3 | 2 | 4 | |
| *2 | Престиж | 0 (0) | 3 (6) | 1 (2) | 
| Лёгкость поступления | 3 | 1 | 4 | |
| Хорошая «атмосфера» | 2 | 1 | 0 | |
| Работа со знаковыми системами (предмет труда) | ||||
| Оценка, контроль (цель труда) | ||||
| Творчество (цель) | ||||
| Теоретические (средства труда) | ||||
| Бытовой микроклимат (условия труда) | ||||
| Самостоятельный труд | ||||
| Клиенты, посетители | ||||
| Обычная ответственность | ||||
| Высокая зарплата | ||||
| Хорошие отношения | ||||
| Итого: | 40 | 62 | 40 | 
Этапы проведения профконсультирования
  
Информация о работе Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан