Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, доклад
Цель:
определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом. 
Категории клиентов: 
Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.
Профконсультации 
для безработных 
и ищущих работу граждан. 
Цель:
определение 
профессионального 
потенциала и оказание 
помощи в выработке 
профессионального 
плана через анализ 
ситуаций с самим клиентом. 
Категории 
клиентов: 
Основные 
запросы клиентов: 
Основные 
этапы профконсультации 
с безработными и 
ищущими работу гражданами. 
|   Название этапа  | 
  Цель | Задача профконсультанта | Задача клиента | 
| Предварительный | Прояснение ситуации клиента (определение запроса). | - 
  выяснить степень 
  сформированности 
  профессионального 
  плана клиента;
   - проанализировать потребность клиента; - обозначить условия и содержание самой консультации.  | 
  - 
  уточнить цель 
  по анализу собственных 
  профессиональных ресурсов;
   - прояснить желаемый результат; - уяснить характер предстоящей работы.  | 
| Исследовательский (диагностический) | - 
  анализ профессиональных 
  и человеческих 
  ресурсов клиента;
   -разработка профессионального проекта  | 
  - 
  определить стратегию 
  выбора форм диагностического 
  материала;
   - проанализировать профессиональный опыт клиента; - составить список профессиональных компетенций клиента; - выяснить и обозначить препятствия для построения личного профессионального плана (ЛПП); - оценить реалистичность профессионального проекта клиента..  | 
  - 
  систематизировать 
  собственный опыт; 
   - прояснить ситуацию по рынку труда; - разработать и скорректировать ЛПП.  | 
| Заключительный | - 
  анализ результатов, 
  полученных в процессе 
  консультации;
   - проект профессиональной деятельности клиента.  | 
  - 
  выявить изменения 
  в состоянии клиента;
   - аргументировать ЛПП клиента.  | 
  - 
  планировать  шаги 
  построения ЛПП;
   - осмыслить произошедшие изменения.  | 
| Сопроводительный | - отслеживание результатов консультирования. | 
Методы 
и средства, используемые 
на этапах консультирования 
 
| Этапы | Методы | Средства | 
| Предварительный | Беседа, интервью, наблюдение (по анализу ситуации клиента) | 1.Анкета-опросник, 
  направленная на 
  выявление успешной 
  деятельности.
   2.Средства информационного обеспечения: - справочный материал по местному рынку труда; - информация по рынку образовательных услуг; - справочный материал по профессиям с указанием медицинских противопоказаний; - рекламно-информационный материал об услугах.  | 
| Исследовательский | - 
  Анализ профессионального 
  опыта;
   - анализ личностного потенциала; - исследование когнитивных способностей; - исследование ценностей.  | 
  ДДО  
  Е.А. Климова, ОПГ, Голланд, 
  опросник Д.Кейрси, 
   опросник конвергенций ( совпадений ). Средства на исследование личности: ММРI, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, методика Айзенка, цветовой тест Люшера, методика цветовых метафор Соломина, тест-опросник Кондакова.  | 
| Заключительный | Метод построения профессионального проекта. | Рамка Логрейм. Проект. | 
 
Основные запросы, проблемы клиентов.
Методы психодиагностики.
| Объекты профконсультирования | Запрос | Проблема | Методы психодиагностики | 
| Учащиеся школ | Выбор 
  профессии  Выбор учебного заведения  | 
  - 
  неумение принимать 
  решения;
   - незнание личностных качеств и способностей; - 
  несформированность 
  интересов  -недостаток информации о рынке образовательных услуг  | 
  Диагностическая 
  методика: «Профессиональная 
  готовность»; тесты-опросники: 
  ДДО Е.А. Климова, 
  опросник профессиональных 
  склонностей (ОПГ). Тесты 
  интеллекта:тест Амтхауэра, 
  Д. Векслера, АСТУР. Тесты 
  специальных способностей. 
  Методики субъективного 
  шкалирования: тесты 
  Люшера, Сонди, юмористических 
  фраз. Беседа, интервью.  Беседа  | 
| Студенты | Возможность 
  дальнейшего обучения  Соответствие 
  получаемой профессии 
  личностным качествам, 
  интересам, востребованности 
  на рынке труда  Смена профессии  | 
  - 
  недостаток информации 
  о рынке образовательных 
  услуг  -изучение личностных качеств; -недостаток 
  информации о рынке 
  труда  выбор профессии  | 
  Беседа  Тесты-опросники: 
  ММРI, тест Кетелла. Тесты 
  интеллекта и креативности, 
  тесты достижений, способностей. 
  Опросники профессиональных 
  интересов, склонностей.  Диагностическая методика: «Профессиональная готовность»; тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова, опросник профессиональных склонностей (ОПГ). Тесты интеллекта:тест Амтхауэра, Д. Векслера, АСТУР. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз. Беседа, интервью.  | 
| Ребёнок + родитель | Конфликт между детьми и родителями, возникший относительно выбора профессии | межличностные отношения в семье | Беседа.
   Активизирующие методики.  | 
| Взрослое население | Смена профессии | -выбор 
  профессии  -незнание технологии трудоустройства  | 
  Диагностическая 
  методика: «Профессиональная 
  готовность»; тесты-опросники: 
  ДДО Е.А. Климова, 
  опросник профессиональных 
  склонностей (ОПГ). Тесты 
  интеллекта:тест Амтхауэра, 
  Д. Векслера, АСТУР. Тесты 
  специальных способностей. 
  Методики субъективного 
  шкалирования: тесты 
  Люшера, Сонди, юмористических 
  фраз. Беседа, интервью.  Информирование  | 
| Молодые специалисты, взрослое работающее население | Взаимоотношения в коллективе | отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в коллективе | Методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»,. Методики на выявление коммуникативных способностей. Беседа | 
| Работодатели | Подбор персонала | Отсутствие навыков владения психодиагностическим материалом. | 
Вариант №1
Схема 
организации взаимодействия 
профконсультанта с 
подростком 
Основные 
варианты организаций 
взаимоотношений 
психолога с подростком 
в консультационном 
процессе: 
Рассматривая 
организацию взаимодействия 
профконсультанта с 
клиентом, Н. 
Гисберс и И. Мур выделяют 
две основные фазы и 
соответствующие им 
подфазы в профессиональном 
консультировании: 
Фаза №1 – предполагает определение цели и проблемы подростка, чёткую формулировку его запроса и включает следующие подфазы:
А – установление отношений взаимопонимания между психологом и подростком, включая определение ответственности того и другого;
Б – получение информации о подростке (для лучшего его понимания);
В – анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;
      Г 
– выводы, вынесение консультационного 
диагноза. 
Фаза №2 – достижение целей консультации или решение проблем клиента, что предполагает две подфазы:
А – вмешательство психолога, определённое на основе диагноза;
      Б 
– оценка осуществлённых вмешательств. 
 
Е. 
А. Климов выделил 
следующие основные 
действия (схему-алгоритм) 
проведения профконсультации: 
 
2-а. Порекомендовать медицинскую профконсультацию.
3. Выявить профессиональные мотивы.
4. Выявить профессиональные интересы (если интересы есть, то выполнить действие 5, а если нет – 5-а или 5-б).
5.Обратиться к соответствующей справочной литературе.
5-а. найти 
по справочнику профессии, 
5-б. Расширить знания подростка о профессиях.
 6. Определить 
соответствие мотивов 
7. Найти в справочнике сведения о неизвестных подростку профессиях.
7-а. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5-б, либо к 11-а и сделать этот переход.
8. Определить 
специфику требований 
9. Наметить программу психодиагностического обследования подростка ( при необходимости вернуться к пункту 2-а).
10. Провести 
психодиагностическое 
11. Укрепить уверенность подростка в правильности сделанного выбора.
11-а. Наметить программу бесконфликтной переориентации подростка на более подходящую ему профессию ( или область деятельности).
12. Убедиться 
в положительном эффекте 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вариант 
№2 
Концептуальная 
схема организации 
взаимодействия профконсультанта 
с клиентом. 
| Основные этапы консультации как способа активизировать подростка | Преимущественные задачи выделенных этапов | Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта | 
| Подготовительный этап | Предварительная оценка и выдвижение предварительной консультационной гипотезы | |
| Реальная встреча профконсультанта с подростком (подготовка к взаимодействию) | ||
| 1-й этап | Общая 
  оценка реальной ситуации 
  консультирования:
   1 – помощь подростку в формулировании проблемы; 2 – оценка условий консультирования; 3 – оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку  | 
  Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и слушать подростка, чтобы лучше понять его) | 
| 2-й этап | Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы подростка и определение путей её решения | Повышение степени конструктивности (меньше эмоций) | 
| Начало реального взаимодействия (сотрудничество) | ||
| Совместное уточнение проблемы и целей дальнейшей работы | Доброжелательная конструктивность | |
| 4-й этап | Совместное достижение намеченных целей (возможно, в течение нескольких консультаций) | Конструктивная работа (эмоции – только по необходимости) | 
| 5-й этап | Совместное подведение итогов всей работы, её отдельных направлений или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с подростком | Максимальная доброжелательность (подросток должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма) | 
Информация о работе Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан