Основы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:24, реферат

Описание

1. Понятие и определение экологического права.
2. Экологическое право как отрасль права.
3. Принципы экологического права.
4. Источники экологического права

Работа состоит из  1 файл

основы экологического права.docx

— 54.24 Кб (Скачать документ)

 

Сегодня лишь немногие государства  мира включили в свои основные законы - Конституции - упоминание об основном праве человека на благоприятную  окружающую среду (Германия, Дания, Финляндия, США и их отдельные штаты, Испания, Португалия, Южная Корея, ст.42 Конституции  Российской Федерации). Так, ст.10 Конституции  Португалии закрепляет право каждого  гражданина на здоровье и сбалансированную окружающую среду. Не ясен, правда, смысл, вкладываемый законодателем в понятие "сбалансированная окружающая среда". Но можно предположить, что он близок к смыслу термина "благоприятная  окружающая среда" в его современном  понимании.

 

При тщательном рассмотрении национального  законодательства этой немногочисленной группы стран, провозгласивших право  на благоприятную окружающую природную  среду в своих основных законах, обращает на себя внимание тот факт, что предусматриваемая этими  государствами техника обеспечения  такого права отличается большим  разнообразием.

 

В одних случаях сами конституции  содержат в себе специальные экологические  гарантии. В других - такие гарантии соединены с иными основными  правами. В третьих - предусматривается  использование основных прав в интересах  защиты окружающей среды. Четвертая  группа конституций увязывает основы экологической политики государственных  учреждений и ведомств с защитой  окружающей индивида природной среды.

 

В этой связи возникает вполне уместный вопрос: почему законодатель проявляет  столь большую осторожность в  деле закрепления этого субъективного  права на конституционном уровне?

 

Причин здесь может быть несколько. Одна из них - недостаточная определенность самого понятия "благоприятная окружающая среда", общий характер критериев  оценки качества окружающей среды, зафиксированных  в Стокгольмской декларации 1972г. и Декларации РИО 1992г., что затрудняет суждение об объеме и содержании субъективного  права человека на благоприятную  окружающую среду и гарантирование в максимально полном объеме этого права. Они могут быть достаточны для формального провозглашения права человека на благоприятную окружающую природную среду. Но эти критерии не позволяют делать юридически значимые выводы в рамках национальных правовых систем.

 

Как известно, право граждан на благоприятную окружающую среду  относится к категории субъективных прав7.

 

В теории права признается, что  субъективное право (то есть право, принадлежащее  тому или иному субъекту) представляет собой единство трех возможностей:

 

во-первых, вид (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного  права;

 

во-вторых, возможность требовать  соответствующего поведения (совершения известных действий или, напротив, воздержания  от действий) от других (обязанных) лиц;

 

в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для осуществления  второй возможности.

 

Ограниченность, а тем более  отсутствие любой из этих возможностей, делает ущербным то или иное субъективное право, порождает лишь видимость  в обеспечении личности определенными  социальными благами.

 

В свете этих обстоятельств встает вопрос о соразмерности, сбалансированности отражения в национальном законодательстве прав и обязанностей человека в области  охраны окружающей природной среды, поскольку активность личности в  исполнении обязанностей по охране природы зависит, кроме иных факторов, и от системы корреспондирующих им прав и законных интересов, степени их обеспеченности в исполнении и реализации.

 

Учитывая, что история признания  права на благоприятную окружающую среду в качестве основного права  человека формально насчитывает  лишь три десятилетия, эффект от его  применения, его обязывающая для  государственных органов сила также  различны и не всегда ясны в разных странах и правовых системах. Более  того, это право во многих случаях  выступает в качестве объекта  ограничения, когда законодатель, не имея возможности видоизменить конституционные  гарантии, пользуется своим правом ограничить и определить область  применения и содержание этого права. В условиях все возрастающего  воздействия человека на окружающую его природную среду в законодательстве появляются все новые и новые  запреты и обязанности экологического характера, относящиеся к гражданам, которые не всегда сопровождаются соответствующим  расширением их прав.

 

Различна также и юридическая  природа правовых гарантий этого  права в тех странах, которые  его закрепили в своем национальном законодательстве. Например, основные права на жизнь и здоровье в  Германии, Австрии и Японии выполняют  только защитную функцию от вмешательства  со стороны государства. А так  как в этих странах до сих пор  еще не было случая применения таких  положений к спорам, затрагивающим  экологическое право, то соответственно остается неясным вопрос о значении такой защитной функции.

 

Вышесказанное позволяет сделать  вывод о том, что одного только факта признания права на благоприятную  окружающую среду в качестве основного  права человека недостаточно для  эффективной и удовлетворительной защиты эколого-ориентированных интересов  индивида. Необходимо активное включение  в работу по обеспечению этого  права, среди прочего, государственных  органов различного уровня и различной  специальной компетенции. Это основное право должно предусматривать уважение заинтересованности индивида в благоприятном  природном окружении, его право добиваться своих экологических требований посредством правовых процедур и механизмов, включающих в себя, в частности, защиту в суде или в других аналогичных инстанциях.

 

Для реализации конституционного права  каждого на благоприятную окружающую среду Закон "Об охране окружающей среды" 2002г. предусмотрел ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в  области охраны окружающей среды.

 

Они включают право:

 

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области  охраны окружающей среды;

 

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам  о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии  окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

 

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетировании, сборе подписей под  петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации  акциях;

 

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

 

оказывать содействие органам государственной  власти Российской Федерации, органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

 

обращаться в органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями  и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду, и  получать своевременные и обоснованные ответы;

 

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

 

осуществлять другие предусмотренные  законодательством права (ст. 11).

 

В соответствии со ст.18 Конституции, права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

На практике же экологические права  и интересы граждан часто игнорируются властями. Доказательством может служить строительство в Москве жилых массивов Марьино и Братеево на бывшей свалке отходов и на территории, прилегающей к ней. Центр Госкомсанэпиднадзора обобщил результаты исследований состояния здоровья жителей микрорайона Марьино, и отметил высокую смертность лиц наиболее активного трудоспособного возраста (40-49 лет), высокие уровни разных болезней у детей и других групп населения8.

 

Очевидно, что не выполнили при  этом свои обязанности по обеспечению  соблюдения экологического права граждан  Правительство Москвы, органы экологического контроля, государственного санитарного  надзора, прокуратуры.

 

Говоря же в целом об экологических  правах граждан, следует отметить, что  их практическая реализация оказывается  проблематичной по ряду причин. Удовлетворение этих прав и интересов граждан  осложнено кризисным состоянием экономики, невозможностью, с одной  стороны, обеспечить выделение достаточных  финансовых и материальных средств  на охрану окружающей среды, а с другой - по экономическим соображениям закрыть  экологически вредные предприятия  или хотя бы ограничить их деятельность. Дополнительной серьезной причиной является низкий уровень знаний экологического законодательства, правовой культуры граждан. В защите прав граждан в  области охраны окружающей среды  действующее законодательство отводит  существенную роль судам. Однако они  практически пока мало активны и мало эффективны в данной сфере.


Информация о работе Основы экологического права