Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций  и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила  перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная  отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций  и проблем современного машиностроения  мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления  совершенствования машиностроительного  комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49
ФГАОУ ВПО Восточно-Федеральный Государственный Университет им. М.К.Аммосова
Финансово-экономический 
Кафедра международных экономических отношений
Курсовая работа по дисциплине Мировая экономика
на тему: «Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике»
Выполнил: студент 3 курса гр. МЭ-09
Винокурова Елена
Проверил: доцент, кандидат географических наук
Тотонова Елена Егоровна
Якутск 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика 
Глава 3 Основные направления 
совершенствования 
3.1. Пути решения основных проблем 
в машиностроительной отрасли в мире……………………………………………………………………
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
   Машиностроение – наиболее 
крупная комплексная отрасль, 
определяющая уровень научно-
Выбор темы курсовой работы «Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мире» обусловлен тем, что в индустриальном мире машиностроение имеет важное значение. Оно занимает одно из ведущих мест в промышленной отрасли.
Актуальностью данной работы является то что в современном мире машиностроение является двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.
Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
В данной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня экономической ситуации.
С учетом специфики данной темы структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – сложившиеся на сегодняшний момент проблемы и основные тенденции в комплексе, в третьей главе будут освещены пути решения сложившихся проблем в отрасли машиностроение.
Глава 1 Машиностроение-главная 
отрасль мировой 
В настоящее время машиностроение и по числу занятых (более 80 млн человек), и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности.
На долю машиностроительного комплекса по разным оценкам приходится примерно 35% стоимости мирового промышленного продукта. В развитых странах эта отрасль обеспечивает около 40%, в странах переходной экономики ‐ 20‐25%. (см. Приложение 1).
В современном мире сформировались три крупнейших ареала машиностроительной промышленности: США (на их долю приходится св. 1/3 мирового машиностроения), Западная Европа (около 1/3), Япония (около 15%) (см. Таблица 1). Развивающиеся страны производят всего 1/10 машиностроительной продукции мира. Но в последнее время темпы роста машиностроения здесь ускоряются, особенно в Республике Корея, Бразилии, Аргентине, Мексике, а также в Индии и в некоторых странах Среднего и Ближнего Востока.
Таблица 1
Доля машиностроения в выпуске промышленной продукции по странам
Страна  | 
  Доля машиностроения, %  | 
  Страна  | 
  Доля машиностроения, %  | 
Россия  | 
  20,0  | 
  Англия  | 
  39,6  | 
Польша  | 
  27,8  | 
  Канада  | 
  40,5  | 
Китай  | 
  35,2  | 
  США  | 
  46,0  | 
Италия  | 
  36,4  | 
  Япония  | 
  51,5  | 
Франция  | 
  39,3  | 
  Германия  | 
  53,6  | 
По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru
На развитие машиностроения 
всегда оказывал сильное влияние 
научно-технический прогресс, особенно 
в эпоху НТР, которая радикально 
изменила всю структуру отрасли, 
её систему организации и 
Машиностроение играет очень важную 
роль в хозяйстве: его основная задача 
– обеспечение орудиями труда 
всех отраслей хозяйства; удовлетворение 
потребностей населения в разнообразных 
приборах и аппаратах бытового назначения. 
Спрос на такую массовую продукцию 
– мощный стимул развития многих производств 
машиностроения, работающих на потребительский 
рынок. Машиностроение выполняет особую, 
специфическую функцию в 
В структуре машиностроительного комплекса действуют ок. 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение.
Тяжёлое машиностроение
Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы). Является совокупностью подотраслей:
Подъемно-транспортное машиностроение. Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов. 2
Железнодорожное машиностроение. Одна из отраслей транспортного машиностроения, специализирующаяся на производстве железнодорожного (рельсового) подвижного состава (вагонов, локомотивов, электропоездов, трамваев и т.д.)
Железнодорожное машиностроение можно подразделить на 4 крупных сегмента:
Судостроительная промышленность. Судостроительная промышленность — одна из крупнейших машиностроительных отраслей, имеющая высокий научный и технический потенциал. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей (металлургии, машиностроения, электроники и т.д.), судостроение в то же время стимулирует их развитие. 3
Большинство предприятий 
отрасли, несмотря на потребляемое ими 
значительное количество металла больших 
параметров, что неудобно для транспортировки, 
находится вне крупных 
Перспективным с точки зрения развития в 2011 году является рынок газовозов — самый быстрорастущий и дорогостоящий сегмент мирового судостроения. Известно, что в настоящее время на зарубежных верфях большинство газовозов закладываются под транспортировку российского газа, в том числе с арктических шельфовых проектов. Спрос на подобные суда сейчас превышает предложение, и заказы принимаются на период после 2011 года.
Авиационная промышленность. Большую роль в машиностроительном комплексе играет авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).5
Ракетно-космическая промышленность. Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа "Буран", сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. В космической промышленности доминирующие позиции принадлежат США. Но в последний период усиливается активность стран Западной Европы, в частности Европейского космического агентства и европейского концерна Arianspace. По размерам финансирования гражданских космических программ показатели Европы приближаются к американским. 6
Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике